2-138/2011 - об отмене постановления Администрации Железнодорожного района г. Воронежа



Дело №2-138/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи            Батищевой Л.В.

при секретаре                                           Маркиной Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Высоцкой П.Е. к управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области об отмене постановления администрации Железнодорожного района г. Воронежа № 514/4 от 06.12.2002 г. о постановке на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 г., возложении обязанности на управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж принять постановление о включении Высоцкой П.Е. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки ее на учет как вынужденного переселенца Управлением Федеральной миграционной службы России по Воронежской области с 08.12.1997 г., возложении обязанности на управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж внести изменения в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляемые в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области для выдачи жилищных сертификатов с учетов постановки Высоцкой П.Е. на учет - с 08.12.1997 г.,

У С Т А Н О В И Л :

    Высоцкая П.Е. обратилась в суд с иском первоначально к управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, просила отменить постановление администрации Железнодорожного района г. Воронежа № 514/4 от 06.12.2002 г. о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 г., обязать управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж принять постановление о включении ее в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки ее на учет как вынужденного переселенца Управлением Федеральной миграционной службы России по Воронежской области с 08.12.1997 г., обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области внести изменения в сводные списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно указать, что Высоцкая П.Е. находится в списках с 08.12.1997 г., обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области с учетом нового Постановления оформить и выдать ей жилищный сертификат в рамках программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (л.д.9-11).

    15.12.2010 г. Высоцкая П.Е. уточнила свои исковые требования, предъявив иск также к Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области, указав его в качестве ответчика (л.д.32).

    28.01.2011 г. Высоцкая П.Е. вновь уточнила свои исковые требования, просит отменить постановление администрации Железнодорожного района г. Воронежа № 514/4 от 06.12.2002 г. о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 г., обязать управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж принять постановление о включении ее в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки ее на учет как вынужденного переселенца Управлением Федеральной миграционной службы России по Воронежской области с 08.12.1997 г., обязать управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж внести изменения в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляемые в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области для выдачи жилищных сертификатов с учетов постановки Высоцкой П.Е. на учет - с 08.12.1997 г. (л.д. 69).

    Свои исковые требования истица мотивирует тем, что она прибыла на территорию РФ из ......... в 1992 г. как вынужденный переселенец и получила статус вынужденного переселенца на основании решения Территориального органа миграционной службы по Воронежской области от 07.08.1992 г. (удостоверение вынужденного переселенца № .....). После чего временно поселилась и зарегистрировалась по адресу: г.......... В соответствии с Приказом ФМС России № 18 от 19.01.1995 г. с 08.12.1997 г. истица состояла в Миграционной службе Воронежской области на учете вынужденных переселенцев, нуждающихся в предоставлении жилья. Формирование сводного списка вынужденных переселенцев началось после принятия Постановления Правительства РФ № 845 от 08.11.2000 г., утвердившего «Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ». Согласно п. 36 разд. III данного Положения она включена в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих на учете и нуждающихся в постоянном жилье с даты постановки на учет в Миграционной службе Воронежской области, т.е. с 08.12.1997 г. В связи с изменением порядка обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе и вынужденных переселенцев, УФМС в 2006 году передало управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж данные из сводных списков о времени постановки истицы на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий и 25.11.2002 г. истица еще самостоятельно подала в администрацию Железнодорожного района г. Воронежа заявление о постановке её на учет для улучшения жилищных условий. Управой Железнодорожного района городского округа г. Воронеж было вынесено постановление № 514/4 от 06.12.2002 г. о постановке истицы на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 г. без учета того, что по сводным спискам вынужденных переселенцев она состоит на учете с 08.12.1997 г. Истица ссылается на то, что данное упущение значительно нарушает ее законные права и интересы, поскольку в настоящее время ей уже 87 лет, она является инвалидом 2-й группы и в силу своего состояния здоровья и преклонного возраста может так и не дождаться предоставления отдельного жилья. Истица ссылается на то, что для устранения вышеуказанного нарушения она обращалась в Главное управление строительной политики Воронежской области, Управление федеральной миграционной службы по Воронежской области и в управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж. В результате её обращений Управление федеральной миграционной службы по Воронежской области направило в управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж ходатайство об оказании содействия по включению ее в список граждан на улучшение жилищных условий с 08.12.1997 г. (исх. № ..... от 12.12.07 г.). Но данное ходатайство осталось без ответа. Кроме того, УФМС передало в управу Железнодорожного района городского округа г. Воронежа и истице замечания по сводному списку граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 г. по Воронежской области, где в п. 8 указано, что согласно Приказу ФМС № 18 от 19.01.1995 г., Положению «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», Приказу ФМС России № 31 от 10.04.2001 г. следующие семьи должны быть включены в сводные списки вынужденных переселенцев. .., составленных территориальными органами упраздненной ФМС России, с сохранением даты принятия на учет в списках общей очереди:. .. Высоцкая П.Е.». То есть истица полагает, что с учетом этих обращений и руководствуясь п.п. 3.3., 3.4 Приказа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ № 31 от 10.04.2001 г., управа Железнодорожного района городского округа г. Воронеж обязана изменить дату постановки истицы в очередь на получение жилья с 25.11.2002 г. на более раннюю с 08.12.1997 г. Истица ссылается на то, что несмотря на все ходатайства она до сих пор не поставлена на учет с даты её регистрации в УФМС, ей не предоставлено какое-либо жилье или информация о том, когда и в каком порядке будут реализованы её жилищные права. 20.10.2010 г. истица в очередной раз обратилась в управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж с заявлением о включении её в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг. по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки её на учет в УФМС. Но получила сообщение, что отсутствуют законные основания для изменения даты нахождения в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того ею не было получено разъяснение когда планируется обеспечение её жилищным сертификатом. Истица считает, что действия управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж помимо ее законных прав, грубо нарушают нормы действующего законодательства, в частности положения Постановления Правительства № 153 от 21.03.2006 г., которое гласит, что «При реализации мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" применяются сформированные сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, сформированные территориальными органами Федеральной миграционной службы» и Приказа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ № 31 от 10.04.2001 г. В связи с чем истица и обратилась в суд за защитой своего жилищного права.

    В судебном заседании истица не присутствовала, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

    Представитель истицы Копалко И.Д. исковые требования своего доверителя поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ответчика Управы Железнодорожного района городского округа - город Воронеж Радченко Н.В. иск не признала, считает его необоснованным, просит в удовлетворении иска отказать за отсутствием правовых оснований, представила письменные возражения на иск (л.д. 50-51, 178).

    Представитель ответчика Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области Радонская О.В. иск не признала, считает его необоснованным, поданным за пределами срока исковой давности, просит в удовлетворении иска отказать за отсутствием правовых оснований и пропуском срока на обращение в суд с данным иском, представила письменные возражения на иск (л.д. 100-106).

    Представитель третьего лица по делу Правительства Воронежской области Радонская О.В. иск не признала, считает его необоснованным, поданным за пределами срока исковой давности, просит в удовлетворении иска отказать за отсутствием правовых оснований, представила письменные возражения на иск (л.д. 183-184).

    Представитель третьего лица по делу Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской области Чернышова Н.Г. исковые требования Высоцкой П.Е. поддержала, просила удовлетворить, представила письменный отзыв на иск (л.д. 48-49, 110-112).

    Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных исковых требований, Высоцкой П.Е. в иске надлежит отказать в полном объеме.

    К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

    Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

    Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

    Истица, полагая, что постановкой ее на очередь на улучшение жилищных условий с 25.11.2002 года органом местного самоуправления без учета того, что по сводным спискам вынужденных переселенцев, сформированным ФМС она состоит на учете с 08.12.1997 г. нарушены ее законные права и интересы в 2010 году обратилась в Управу Железнодорожного района городского округа - город Воронеж с заявлением об изменении даты принятия ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Управой Железнодорожного района г.Воронежа решением №6295/01-15 от 17.11.2010 года Высоцкой П.Е. отказано в удовлетворении заявления за отсутствием законных оснований (л.д.19), в связи с чем истица и обратилась в суд с данным иском в целях защиты нарушенных прав.

    Высоцкая П.Е. просит отменить постановление администрации Железнодорожного района г. Воронежа № 514/4 от 06.12.2002 г. о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 г. и обязать управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж принять постановление о включении ее в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки ее на учет как вынужденного переселенца Управлением Федеральной миграционной службы России по Воронежской области с 08.12.1997 г., обязать управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж внести изменения в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляемые в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области для выдачи жилищных сертификатов с учетов постановки Высоцкой П.Е. на учет - с 08.12.1997 г..

    Учитывая формулировку требований истицы следует предположить, что истица ставит вопрос о защите ее права путем признания недействительным акта органа местного самоуправления.

    В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным являютсяодновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

    Следует отметить, что истицей не указано ни одной нормы права, которой не соответствует оспариваемое ею постановление, не указано какие же конкретно нарушены права и законные интересы истицы со ссылкой на нормативный правовой акт. Заявленные исковые требования Высоцкой П.Е., являющейся участником подпрограммы, включенной в Сводный список на 2011 год являются необоснованными.

    Судом не установлено нарушения прав и законных интересов истицы со стороны ответчиков.

    Право истицы на участие в подпрограмме «Жилище» никем из ответчиков не оспаривается.

    Законом РФ от 19.02.1993г. № 4503-1 «О вынужденных переселенцах» установлены экономические, социальные и правые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

    По правилам, установленным ст.5 названного Закона решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующими территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, которое является основанием для предоставления данной категории граждан гарантий, установленных настоящим законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    В силу ст. 67 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4503-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденные переселенцы имеют право самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, а при отсутствии возможности самостоятельно определить новое место жительства на территории РФ и нуждаемости в улучшении жилищных условий - имеют право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

    Судом установлено, что Высоцкая П.Е.,19.09.1923 года рождения прибыла на территорию Российской Федерации из ......... в 1992 г. как вынужденный переселенец и получила статус вынужденного переселенца на основании решения Территориального органа миграционной службы по Воронежской области от 07.08.1992 г. (удостоверение вынужденного переселенца № .....), зарегистрировалась по адресу: ......... в квартире, принадлежащей на праве собственности другому лицу, проживает на условиях договора найма жилого помещения. Приказом УФМС по Воронежской области №130 от 24.09.2010 года Высоцкой П.Е. продлен срок действия статуса вынужденного переселенца до 07.08.2011г. (л.д. 20-27, учетное дело л.д. 124-177, 222).

    Судом установлено, что 08.12.1997 года Высоцкая П.Е. была поставлена на учет в Федеральной миграционной службе как вынужденный переселенец в соответствии с Временными правилами учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, утвержденными Приказом ФМС от 19.01.1995г. №18 и была включена в льготную очередь на получение жилья в первоочередном порядке в соответствии с пунктом «д» ч.1 ст. 25 решения Исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов, Президиума облсовета профсоюзов Воронежской области от 27.19.1989г. №425/53-21 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений», что подтверждено выпиской из книги учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилья из спецжилфонда и сводными списками УФМС РФ по ВО (л.д. 219-221).

    Решением Верховного суда РФ от 16.11.1998г. №ГКПИ98-473 вышеуказанные временные правила были признаны недействующими и не подлежащими применению со дня их утверждения.

    Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000г. №845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, согласно которому (п. 14-16) для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения вынужденный переселенец лично подает в комиссию территориального органа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ заявление с приложением соответствующих документов.

    В соответствии с п. 38 вышеуказанного постановления для принятии на учет граждан в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.

    Согласно п. 37 органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). Вынужденные переселенцы, состоящие в едином списке и относящиеся к категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки первоочередников или внеочередников.

    Согласно п.39 данного постановления решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.

    Согласно п.36 вынужденные переселенцы имеют право состоять одновременно на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы.

    Судом установлено, что формирование сводного списка вынужденных переселенцев началось после принятия Постановления Правительства РФ № 845 от 08.11.2000 г., утвердившего «Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ». Первоначально Высоцкая П.Е. была включена в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих на учете и нуждающихся в постоянном жилье с даты постановки на учет в Миграционной службе Воронежской области, т.е. с 08.12.1997 г..

    На момент постановки Высоцкой П.Е. на учет как вынужденного переселенца в Федеральной миграционной службе 08.12.1997г. Высоцкая П.Е. не состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) в органе местного самоуправления по месту жительства.

    Судом установлено, что 25.11.2002 г. истица обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о постановке её на учет для улучшения жилищных условий в соответствии со ст.36 ЖК РСФСР (инвалид 2 группы). Администрацией Железнодорожного района городского округа г. Воронеж было вынесено постановление № 514/4 от 06.12.2002 г. о постановке истицы на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 г. (даты подачи заявления) (л.д.12).

    Судом установлено, что Высоцкая П.Е. была поставлена администрацией Железнодорожного района г.Воронежа на учет на основании ст. 28, 29 ЖК РСФСР, Закона РФ от 06.07.1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении», ст. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Воронежской области», утвержденных решением Исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов, Президиума облсовета профсоюзов Воронежской области от 27.09.1989г. №425/53-21. Данные нормы устанавливают полномочия районных администраций по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и условия признания данных граждан таковыми.

    В соответствии со ст. 15 вышеуказанных Правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в соответствии с датой регистрации документов по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

    Во исполнение данной нормы и ст. 31 ЖК РСФСР Высоцкая П.Е. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по общим основаниям с даты регистрации ее документов в администрации Железнодорожного района - с 25.11.2002г.. На основании ст. 36 ЖК РСФСР и ст. 16 Правил Высоцкая как инвалид труда была включена в отдельную очередь на предоставление первоочередного жилья.

    Таким образом, оспариваемое истицей постановление администрации Железнодорожного района г.Воронежа вынесено в пределах полномочий, с соблюдением процедуры, сроков и правового основания принятия соответствующего решения.

    Следует отметить, что в действующем на тот период времени и в настоящее время законодательстве отсутствует правовая норма, согласно которой орган местного самоуправления при постановке граждан на жилищный учет должен руководствоваться датой регистрации их другим юридическим лицом - органом государственной власти. Факт постановки Высоцкой П.Е. на учет как вынужденного переселенца в Федеральной миграционной службе с 08.12.1997г. не являлся основанием для постановки Высоцкой П.Е. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) в органе местного самоуправления по месту жительства именно с этой даты.

    Судом установлено, что в связи с изменением порядка обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе и вынужденных переселенцев, во исполнение п.4 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 выписки из Сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), сформированного УФМС в 2006 году, в частности и в отношении истицы, были переданы по акту приема-передачи управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж для организации работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов (л.д. 185-186).

    Судом установлено, что во исполнение п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, согласно которому для участия в программе гражданам необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете, Высоцкая П.Е. 29.06.2006г. подала соответствующее заявление, на основании которого постановлением главы городского округа город Воронеж от 23.03.2007г. №326 (л.д. 42-45) она была включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг.» на 2007 год с указанием даты постановки на учет - 25.11.2002 год. В последующем Высоцкая П.Е. 28.06.2007г„ 05.05.2008г., 24.04.2009г. обращалась в орган местного самоуправления с заявлениями о включении ее в списки участников вышеуказанной подпрограммы на каждый следующий календарный год. В настоящее время Высоцкая П.Е. включена в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг. по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с даты постановки её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления администрацией Железнодорожного района г.Воронежа - с 25.11.2002 года и заявлена в число получателей государственного жилищного сертификата на 2011год (л.д. 126-127, учетное дело л.д. 133, 153, 159, 166).

    Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 о некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» формой финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г № 153 «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», постановлением администрации Воронежской области от 27.03.2007г № 225 на территории Воронежской области реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Государственным заказчиком подпрограммы «ВГО» является Министерство регионального развития РФ. Данная подпрограмма на территории Воронежской области реализуется Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области (ДАСП ВО) путем предоставления государственной услуги - оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов на основании Положения, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 18.12.2008г № 1109. Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики области в сферах строительства и стройиндустрии, архитектуры и градостроительства, обладает правами юридического лица (л.д. 90-97, 113-118).

    Право на участие в подпрограмме из перечисленных в п. 5 Правил категорий граждан имеет такая категория граждан как «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений» - пп. «ж» п.5 Правил.

    Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы определяется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153.

    Для участия в подпрограмме граждане, имеющие право на участие в подпрограмме, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают соответствующие документы. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями представленных документов, по результатам которой принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

    Истец Высоцкая П.Е. получила статус вынужденного переселенца 07.08.1992 года, была принята на учет органами УФМС по Воронежской области 08.12.1997г. как вынужденный переселенец. На указанную дату Высоцкая П.Е. в органы местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась, нуждающейся в улучшении жилищных условий признана не была и в качестве таковой на учете не состояла.

    Согласно ст. 24 Правил для включения в список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

    Таким образом в соответствии с п. 24 постановления Правительства РФ от 21.03.2006г № 153 органы местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Поэтому в Сводном списке участников подпрограммы в графе «дата постановки на учет» указана дата, с которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Получение вынужденным переселенцем государственного жилищного сертификата напрямую зависит от даты постановки его на жилищный учет.

    Высоцкая П.Е. была включена в список граждан категории «вынужденные переселенцы», формируемый органами УФМС, но в соответствии с действующим законодательством РФ (на дату постановки истицы на учет и на сегодняшний день) постановка на жилищный учет и признание нуждающимися в улучшении жилищных условий является компетенцией органов местного самоуправления, но не УФМС.

    Согласно ст.30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

    Согласно ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

    Согласно ст.52 ныне действующего ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

    На основании постановления Правительства РФ от 08.11.2000г №845 органам УФМС было предписано: «считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, и продолжить работу по обеспечению состоящих на учете вынужденных переселенцев жилыми помещениями в соответствии с указанным Положением (т.е. до 2000г)».

    Согласно данному постановлению Правительства РФ № 845 органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и Положением, утв. данным постановлением Правительства РФ учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.

    До вступления в силу подпрограммы «ВГО» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. вынужденные переселенцы обеспечивались жилыми помещениями или ссудами (субсидиями) по линии УФМС.

    Ранее до издания постановления Правительства РФ от 21.03.2006г № 153 действовало постановление Правительства РФ от 03.08.1996г № 937, согласно которому безвозмездная субсидия также предоставлялась вынужденным переселенцам - нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления.

    В соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) в органах местного самоуправления по месту жительства. Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.

    Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца, после чего принимаются на учет и включаются в очередь.

    Полномочия и компетенция органов УФМС в части постановки категории граждан «вынужденные переселенцы» на учет закреплены указанным Постановлением Правительства РФ № 845, которое не содержит такого полномочия УФМС какпредставление списков вынужденных переселенцев для постановки их на учет в органах местного самоуправления.

    Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики от 10.04.2001 г. № 31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» утвержден «Порядок ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий». В соответствии с п. 3.3, 3.4 данного Приказа вынужденные переселенцы, состоявшие на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включаются в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет.

    Данным приказом на УФМС возложена обязанность по ведению сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). В отношении дат постановки в данном приказе указано на сохранение даты постановки в списках, составленных упраздненной УФМС, а также указано на то, что если вынужденные переселенцы одновременно состояли на учете в органах местного самоуправления и ТО упраздненной УФМС, то таких граждан разрешалось включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет. Следует отметить, что исполнение данного приказа распространяет свое действие на органы УФМС, но не на органы местного самоуправления.

    Высоцкая П.Е. на учете в органах местного самоуправления до 2002года не состояла, поэтому данное правило к ней не применимо, она была поставлена на учет только в УФМС. Однако Порядок, который утвержден приказом № 31 четко определил правила принятия на учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в постоянном жилье (улучшении жилищных условий), в том числе путем предоставления субсидий. Согласно п. 8 Правил формирования сводных списков органами УФМС состоящие в органах местного самоуправления на учете вынужденные переселенцы включаютсяв сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся.

    Законодательство предоставляет вынужденному переселенцу возможность самостоятельно выбирать способ разрешения жилищного обустройства, используя при этом либо специальный механизм предоставления жилья, предусмотренный действующим законодательством для вынужденных переселенцев либо определяя место жительства по своему усмотрению на основании положений жилищного законодательства. Вопрос даты постановки уже являлся предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (Определение Конституционного суда РФ от 20.02.2007г № 121-0-0).

    Таким образом, органы местного самоуправления не могли принимать на учет указанных граждан, не имеющих постоянной регистрации, а списки, которые формируются УФМС, не являются для органов местного самоуправления основанием для постановки на учет граждан указанной категории в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Нуждающейся в улучшении жилищных условий Высоцкая П.Е. была признана и принята на учет с даты подачи ею заявления 25.11.2002 на основании постановления администрации Железнодорожного района г. Воронеж от 06.12.2002г № 514/4.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г № 675 «О ФЦП «Жилище» утверждена подпрограмма ВГО, в рамках которой право на получение социальных выплат имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане,признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев,состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Т.е. исходя из буквального толкования данной нормы все три обязательных условия должны быть соблюдены при включении в число участников подпрограммы «ВГО».

    В соответствии с постановлением главы городского округа г. Воронеж от 16.07.2008г № 1028 «О порядке реализации подпрограммы «ВГО», принятым в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы Управы передают в Департамент архитектуры и строительной политики сводные списки по всем категориям граждан по г. Воронеж для включения граждан в Сводный список участников подпрограммы по Воронежской области. Данный список формируется на основании данных, представляемых муниципальными образованиями по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ. Данная форма содержит графу «дата постановки на учет», где указывается исключительно одна дата.

    В соответствии с Правилами подпрограммы, утв. постановлением Правительства РФ № 153 дата постановки на учет указывается органами местного самоуправления и должна быть одна. Законодатель установил одну форму, в которой отражается единственная дата -дата постановки на учет в органах местного самоуправления.

    Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области формирует Сводный список на основании данных, представленных органами местного самоуправления.

    УФМС осуществляет учет вынужденных переселенцев, ведет списки граждан, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, но в данном случае Высоцкая П.Е. не состояла на учете в органах местного самоуправления с заявленной даты 08.12.1997г.. Исходя из буквального толкования положений п. 5 Правил подпрограммы ВГО для включения в число участников с даты 08.12.1997г она должна была быть принята на учет с указанной даты органами местного самоуправления. Но этого не было.

    Следует отметить, что законодатель в лице Правительства РФ установил Правила (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г № 153), согласно п. 26 которых орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - ДАСП ВО на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

    Действующее постановление Правительства РФ № 153 не предусматривает нормы по внесению каких-либо изменений в утвержденный список граждан участников подпрограммы и механизма исполнения внесения таких изменений. Так как на основании сводных списков граждан-участников подпрограммы всех субъектов РФ формируется общий список граждан-участников подпрограммы по Российской Федерации и сведения по субъектам РФ аккумулируются Министерством регионального развития РФ в федеральной базе данных.

    Сводный список граждан-участников подпрограммы по Воронежской области на 2011 год уже утвержден, Высоцкая П.Е. включена в данный список (№197). Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов гражданам- участникам подпрограммы осуществляется строго в очередном порядке согласно дате постановки на учет. В настоящее время в Сводном списке Воронежской области граждан- участников подпрограммы на 2011 год по категории «вынужденные переселенцы» заявлено 317 граждан. В связи с тем, что списки формируются в хронологической последовательности в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся, при постановке Высоцкой с даты 08.12.1997года в 2011 году права и законные интересы других граждан будут нарушены, что недопустимо (л.д. 203-218).

    Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Высоцкой П.Е. суд не усматривает.

    Доводы представителя УФМС России по Воронежской области о том, что на момент передачи выписок из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получение жилых помещений, сформированных в 2005 году территориальными органами Федеральной миграционной службы в соответствующие органы местного самоуправления для организации работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 истица состояла в сводном списке по дате постановки на учет в территориальном органе миграционной службы с 08.12.1997 г. с учетом вышеизложенного не являются основанием к удовлетворению заявленного требования.

    Суд полагает, что требование о признании недействительным акта органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданского права и на него распространяется общий трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ.

    Оспариваемое истицей постановление было издано в 2002 году, о его наличии истица знала. Иного суду не доказано.

    Представитель ответчика Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области ссылается на пропуск истицей срока исковой давности и просит в иске отказать в т.ч. и по этому основанию.

    Суд считает доводы ответчика обоснованными, подтвержденными материалами дела, истицей не опровергнутыми, что также является основанием к отказу в иске. Ходатайства о восстановлении срока исковой давности перед судом истцом заявлено не было.

    Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Суд принимает решение на основании представленных доказательств.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Высоцкой П.Е. в иске к управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области об отмене постановления администрации Железнодорожного района г. Воронежа № 514/4 от 06.11.2002 г. о постановке на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 г., возложении на управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж обязанности принять постановление о включении Высоцкой П.Е. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки ее на учет как вынужденного переселенца Управлением Федеральной миграционной службы России по Воронежской области с 08.12.1997 г., возложении на управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж обязанности внести изменения в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляемые в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области для выдачи жилищных сертификатов с учетов постановки Высоцкой П.Е. на учет с 08.12.1997 г. отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение 10 дней через районный суд.

             Судья                                                                                                       Л.В.Батищева