Дело № 2-732/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Копылова В.В., при секретаре Вороновой И.Н., c участием: представителя истца по доверенности Сухановой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Пилипчук О.А. к ФГВОУВПО «ВАИУ» МО РФ, ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» о понуждении к заключению договора социального найма, установил: Пилипчук О.А. обратился в суд с иском к ответчикам и просит обязать ФГВОУ ВПО «ВАИУ» МО РФ предоставить в ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» список распределения жилого помещения, утверждённого Начальником строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС, а также обязать ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» заключить с истцом договор социального найма квартиры № 37 в доме № 28а по ул. Курчатова г. Воронежа, мотивируя свои требования тем, что он с 21.12.2000 года по 11.07.2008 года проходил военную службу в Воронежском Авиационном Инженерном Университете в должности начальника отделения учебной лаборатории кафедры № ....., при этом 11.07.2008 года был уволен из рядов Вооруженных Сил по организационно-штатным мероприятиям и в апреле 2009 года ему, как бывшему офицеру, имеющему выслугу более 10 лет, на заседании жилищной комиссии была выделена однокомнатная квартира по адресу: ........., в 10.07.2009 года выдан талон на право осмотра жилого помещения и выданы ключи от указанной квартиры, с этого времени он вселился в указанную квартиру, оплачивает ежемесячно квартплату. Однако, несмотря на то, что им для оформления договора социального найма были представлены все необходимые документы, 07.04.2011 года ему было отказано в их приёме указанных и заключении договора социального найма, поскольку, по его мнению, Воронежский Авиационный Инженерный Университет не предоставил необходимые документы, в частности - список распределения жилого помещения прошедшего проверку Департамента жилищного обеспечения и утверждённого Начальником строительства, инженерно-технического обеспечении и расквартирования ВВС (л.д. 4-5). Определением суда от 17.05.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство обороны РФ (л.д. 40). В ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности Суханова О.И. (л.д. 17) уточнила исковые требования, просит признать договор социального найма квартиры № ..... в доме № ..... по ул. ......... заключенным между Пилипчук О.А. и ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» (л.д. 36-37), считает, что законных оснований для отказа в их удовлетворении у суда не имеется, её доверитель имеет выслугу более 10 лет, является очередником с 2000 года. Ответчики, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, их представители, в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлялись о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки их уважительность суду не сообщены, заявления и ходатайства не поступили, что в силу ст. 167 ГПК РФ позволяет рассмотреть данный спор в их отсутствие. Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с принципом состязательности и диспозитивности суд не имеет права по своей инициативе осуществлять сбор доказательств. Суд лишь способствует заинтересованным лицам в сборе доказательств при условии, что эти лица не имеют возможности самостоятельно получить необходимое им доказательство. Обязанность доказывания, предусмотренная ст. 56 ГПК РФ, участникам процесса судом разъяснялась в ходе рассмотрения дела. В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», с учётом требований ст. 6 ГК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, в том числе, но не исключительно, не только использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из положений указанных норм права следует, что жилые помещения, которые принадлежали или принадлежат государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус специализированных в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданам прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями указанных документов. Согласно Выписки их протокола заседания жилищной комиссии Воронежского ВВАИУ № ..... от 25.04.2009 года однокомнатная квартира № ....., общей площадью 35,88м2,жилой площадью 14,27 м2, на шестом этаже в доме № ..... по ул. ......... была предоставлена капитану запаса Пилипчук О.А. на состав семьи 1 человек, при этом истец был снят с очереди (л.д. 10). Затем, 10.07.2009 года, Воронежской КЭЧ МВО истцу был выдан смотровой талон (л.д. 9). По результатам осмотра жилого помещения он вселился в него, проживал там и осуществлял его содержание, оплату найма и коммунальных услуг, как того требует Жилищный кодекс РФ в отношении лиц, заключивших договор социального найма. При этом суду не представлено документов, подтверждающих правомочие на распоряжение военным ведомством данным жилым помещением, однако указанное не оспорено лицами, участвующим в деле. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ..... «О совершенствовании учета федерального имущества» учет федерального имущества, имеющегося у юридического лица, осуществляется путем подачи юридическим лицом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом заявления с надлежащим образом заверенной правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно приложению № .....; надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета. В силу требований ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность либо в наём занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Как установлено в судебном заседании Пилипчук О.А. являлся военнослужащим - начальником отделения учебной лаборатории кафедры № ..... ФГОУ ВПО «ВАИУ» (г. Воронеж) МО РФ, уволенным в запас, имеющим выслугу более 10 лет, очередник с 2000 года, и данное обстоятельство не оспорено сторонами в судебном заседании в установленном законом порядке. В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления, в том числе, жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, исходя из положений приведенной нормы и с учетом того, что общая продолжительность военной службы Пилипчук О.А. составляет 10 лет и более, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.01.2005 года, он имел право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть по договору социального найма. Статьёй 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого. В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих. В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона от 27.08.1998 года № 76-ФЗ, в соответствии котрой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Из содержания данной нормы права следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду. Кроме того, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Жилищный фонд в РФ исходя из положений ст. 19 ЖК РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям. При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года, за счет средств федерального бюджета. Таким образом, Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляет особый правовой статус военнослужащих, в том числе уволенных в запас, выражающийся в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений по договору социального найма. Судом установлено, что Список распределения жилых помещений по ВАИУ (г. Воронеж), утверждённый ВРИО начальника строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС имеется (л.д. 6-8), который, однако, не был принят к сведению уполномоченным учреждением - ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» (л.д. 35), как полагает суд безосновательно. Судом не принимается во внимание рукописная запись: «за исключением п. 10» в указанном Списке, относящаяся, по всей вероятности, к Пилипчук О.А., поскольку внесена не установленным судом лицом и вне пределов (рамок) штампа о проверке данных, не оговорена специально, дословное значение и её понимание судом не определены: если проверка не проведена - не указаны причины, если кандидатура не согласована - не указаны основания. Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии действий должностных лиц военного ведомства и подконтрольных ему учреждений требованиям действующего законодательства, влекущем нарушение конституционных прав истца на жилище. В силу требований ст.ст. 2, 49 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют отдельным категориям граждан, в предусмотренных законом случаях, жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. По смыслу указанных выше правовых норм осуществление жилищного права предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свои жилищные права, принадлежащие ему в силу Закона, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права, в том числе, требованиями прекращения или изменения правоотношения, либо устранении всяких нарушений его прав и законных интересов (ст.ст. 11- 12 ГК РФ). При изложенных обстоятельствах, истец по не зависящим от него причинам не может воспользоваться своим правом на заключение договора социального найма помещения, в которое он вселился на законных основаниях, пользуется им и осуществляет содержание указанного жилого помещения - квартиры (л.д. 10-16). Государство, устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность либо по договору социального найма, обязано обеспечить и возможность реализации этих прав, а потому суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Предметом договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из жилого дома, квартиры либо одной или нескольких комнат (ст. 62 ЖК РФ). Квартира № ..... в доме № ..... по ул. ........., в которой проживает истец, является изолированным жилым помещением жилой площадью 13,9 м2 (л.д. 11). В силу требований ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. В соответствие со ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение. Как уже отмечалось, капитану запаса Пилипчук О.А. на состав семьи 1 человек была предоставлена однокомнатная квартира № ..... в доме № ..... по ул. ......... при этом истец был снят с очереди, на основании протокола заседания жилищной комиссии Воронежского ВВАИУ № ..... от ДД.ММ.ГГГГ, однако договор социального найма жилого помещения в нарушение требований закона заключен не был. Правопритязаний третьих лиц на жилое помещение, в котором проживает истец, в рассматриваемом случае судом не установлено, как не установлена обоснованность отказа Пилипчук О.А. в заключении с ним договора социального найма. Поскольку в судебном заседании не установлен надлежащий собственник указанной квартиры, суд считает, что это обстоятельство не может препятствовать осуществлению гражданином РФ прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от надлежащего оформления органами государственной власти, местного самоуправления, государственными учреждениями, уполномоченными органами необходимых документов, т.о. не может служить основанием для отказа истцу в иске о признании договора социального найма заключённым. Из представленных документов следует, что истец не имеет реальной возможности реализовать свое право на жилище в связи с несогласованностью действий (бездействия) различных учреждений и департаментов военного ведомства - Министерства обороны РФ. Указанные обстоятельства препятствуют истцу реализовать свое право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища;органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; гражданам, указанным в законе, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными закономнормами. Судом бесспорно установлено, что квартира № ..... в доме № ..... по ул. ......... предоставлена истцу в соответствии с законом, что подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Судом установлено и сторонами не оспорен факт вселения Пилипчук О.А. по решению жилищной комиссии ВОИУ (г. Воронеж) в спорное жилое помещение, т.е. не самовольно истец вселился в указанную квартиру. Также не оспаривался факт его проживания в квартире № ..... в доме № ..... по ул. ......... с 2009 года, открытие лицевого счета и внесение платежей за наём жилья и коммунальные услуги. Таким образом, фактически с истцом был заключен договор социального найма спорного жилого помещения. Судом установлено, что на момент предоставления и передачи указанного жилого помещения Пилипчук О.А. и до настоящего времени с исковыми требованиями о выселении истца из квартиры никто не обращался. На основании ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствие с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином РФ закреплено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В силу требований ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31.10.1995 года №8 отсутствие прописки либо регистрации, заменивший институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение, и на каких условиях. В силу п. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствие со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Таким образом, ответчиками не представлены суду доказательства, о том, что Пилипчук О.А. не приобрёл право пользования жилым помещением - квартирой № ..... в доме № ..... по ул. ......... а судом таких доказательств не добыто, поэтому исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Отсутствие ордера на спорную квартиру суд не принимает во внимание, поскольку ордер является лишь основанием для вселения, а право на жилое помещение возникает в момент реализации этого права, т.е. с момента вселения, при этом судом установлено, что истец вселился в жилое помещение на законных основаниях, т.е. не самовольно, до настоящего времени постоянно проживает в ней, содержит в надлежащем состоянии, осуществляет текущий ремонт, несёт расходы по найму жилья и коммунальным услугам, открыт финансово-лицевой счет № ..... на имя Пилипчук О.А., иск о выселении его из жилого помещения не заявлен, с требованиями о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения никто не обращался,в соответствие со ст. 56 ГПК РФ не представили суду возражений относительно заявленных исковых требований и доказательств в их обоснование. На основании изложенного, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 2, 11, 49 ЖК РФ, ст.ст. 55-57, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: признать договор социального найма квартире № ..... в доме № ..... по ул. ......... между Пилипчук О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, и Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, заключенным. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Председательствующий В.В. Копылов