2-938/2011 - о признании действий незаконными



                                                                                                                     Дело № 2-938/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30 июня 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи            Батищевой Л.В.

с участием прокурора                           Золотаревой В.Т.

при секретаре          Маркиной Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Воронежа, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов Михальченко Л.В. к Открытому акционерному обществу «Управляющая компания Железнодорожного района» о признании незаконными действий, выразившихся в неправомерном взыскании платежей за освещение мест общего пользования, взыскании денежной суммы,

У С Т А Н О В И Л:

     

    Прокурор Железнодорожного района г. Воронежа в защиту прав, свобод и законных интересов Михальченко Л.В. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Управляющая компания Железнодорожного района», просил признать незаконными действия ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района», выразившиеся в неправомерном начислении платежей за освещение мест общего пользования с Михальченко Л.В., взыскать с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» в пользу Михальченко Л.В. 703 руб. 71 коп..

    Иск мотивирован тем, что в прокуратуру района поступило заявление гр.Михальченко Л.В. по вопросу незаконного начисления платежей за освещение мест общего пользования. В результате проверки установлено, что ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» с 01.01.2009 года и по настоящее время включает в квитанции по оплате жилищно - коммунальных услуг оплату услуг за освещение мест общего пользования по адресу: ........... Однако, данные действия ответчика являются незаконными. Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 16.02.2010 года действия ОАО «УК Железнодорожного района», выразившиеся в неправомерном взыскании денежных средств за освещение мест общего пользования за период с 01.08.2008 года по 01.01.2009 года признаны незаконными. За указанный период Михальченко Л.В. произведен перерасчет. Тем не менее с января 2009 года незаконные действия ответчика продолжаются, ей производится начисление платежей за освещение мест общего пользования и она вынуждена оплачивать данную услугу. Согласно представленным квитанциям об оплате коммунальных платежей за период: 2009г., 2010 г., январь, февраль, март 2011 г. Михальченко Л.В. оплачена электроэнергия за освещение мест общего пользования в сумме 703 руб. 71 коп.. Данная сумма подлежит взысканию с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района». Учитывая, что гр.Михальченко Л.В. является пенсионером, ветераном труда, инвалидом 3 группы, прокуратурой района и было принято решение в соответствии со ст. 45 ГПК РФ подать в суд в защиту её интересов исковое заявление.

    28.06.2011 года прокурор уточнил сумму иска, просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в неправомерном начислении платежей за освещение мест общего пользования Михальченко Л.В. за период 2009,2010, январь, февраль, март, апрель, май 2011 года включительно, взыскать с ответчика в пользу Михальченко Л.В. 919 руб. 67 коп..

    В судебном заседании истица Михальченко Л.В. заявленные исковые требования поддержала, просит удовлетворить.

    Представитель ответчика - ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» г. Воронежа Попченкова Н.И. исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Воронежа, заявленные в интересах Михальченко Л.В. не признала, считает их необоснованными, не подлежащими удовлетворению, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать полностью, представила письменные возражения на иск.

    Третье лицо по делу представитель МУП «МИВЦ» в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежаще и заблаговременно, о причинах неявки в судебное заседание суд не уведомил, возражений на иск не представил.

    Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя МУП «МИВЦ».

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд считает, что заявленные исковые требования прокурора в интересах Михальченко Л.В. законны, обоснованны, подлежат удовлетворению, но не в полном объеме.

    К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

    Судом установлено, что истице Михальченко Л.В. на праве собственности принадлежит квартира № ..... в доме № ..... по ул. ........., площадью 42,7 кв.м. на основании договора дарения от 16.04.1994 года, удостоверенного нотариусом Железнодорожной ГНК г.Воронежа Черных И.В. и зарегистрированного в реестре за № ..... (л.д. 13).

    Судом установлено, что управление многоквартирным домом № ..... по ул. ......... осуществляет ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» г.Воронежа.

    В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным домом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

    Ст.539, ч.1 ст.540 ГК РФ предусматривают, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанный с потреблением энергии. В случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

    Подача электроэнергии для использования в местах общего пользования многоквартирного дома, а также лифтового оборудования, осуществляется по договору, заключенному между МУП «Воронежская горэлектросеть» и ответчиком, который принимает услугу и оплачивает ее, а затем продает ее собственникам многоквартирного дома.

    МУП «МИВЦ» городского округа город Воронеж по распоряжению ОАО «УК Железнодорожного района» производит начисление жильцам платы за электроэнергию, потребляемую приборами освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории. Платежные документы, получаемые жильцами на оплату коммунальных услуг, отдельной строкой содержат услугу предоставление электроэнергии, в том числе освещение мест общего пользования.

    Суд считает, что взимание платы за услугу «эл.энергия МОП» является незаконной.

    Многоквартирный дом № ..... по ул. ......... общедомовым прибором учета электроэнергии не оборудован.

    Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306 утверждены Правила установления и потребления нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила).

    Согласно п.25 абзац 2 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающихся устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт ч. в месяц на одного человека.

    В силу ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая в свою очередь включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

    В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

    Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов РФ (управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области), применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

    Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Воронежской области не утвержден.

    Согласно п.2 Правил под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество,норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

    Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются - органы государственной власти субъектов РФ, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения платы за коммунальные услуги ( пункт 3,4).

    В соответствии с п. 30 Правил в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии, из расчета электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.

    Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п.14).

    Согласно п.24, п.25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).

    При этом 7кВт/ч - это расчетная величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 г. №283. Данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.

    Таким образом, Правила не устанавливают нормативы, а регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ.

    Установленная абзацем 2 пункта 25 Правил величина - 7 кВт/ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемой для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

    Применяя расчетную величину 7 кВт/ч. ответчик тем самым подменяет ею норматив потребления и выходит за рамки своих полномочий, поскольку установление норматива потребления электроэнергии - компетенция органа государственной власти субъекта РФ.

    Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 утверждены Правила представления коммунальных услуг гражданам.

    Приложением №2 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета за коммунальные услуги:

    -при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения, в соответствии с пп.З п.1 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).

    При этом собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды:

- при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (в отношении электроснабжения в соответствии с п.п.1 п.2 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг);

- при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с п.п.1 п.З Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).

    При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг).

    Постановление главы городского округа город Воронеж от 18.08.2008 года № 1117 «О временном порядке расчетов за электроэнергию на освещение мест общего пользования в многоквартирных домах» носило рекомендательный характер для жилищных организаций и не определяло нормативы потребления электроэнергии на освещение мест общего пользования. Кроме того, данный муниципальный правовой акт утратил силу в связи с принятием постановления главы городского округа город Воронеж от 26.12.2008 года №1658.

    Другой оплаты Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрено.

    При таких обстоятельствах ссылка ответчика на то, что 7 кВт/ч является установленным законодательством нормативом является необоснованной. Довод представителя ответчика о сложившейся практике применения 7 кВт/ч как норматива на выводы суда не влияет.

    Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 16.02.2010 года действия ОАО «УК Железнодорожного района», выразившиеся в неправомерном взыскании денежных средств за освещение мест общего пользования за период с 01.08.2008 года по 01.01.2009 года с Михальченко Л.В. уже были признаны незаконными.

    Ответчик не согласился с таким решением, обжаловал его.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15.07.2010 года указанное решение оставлено без изменения, а жалоба ОАО «УК Железнодорожного района» - без удовлетворения (л.д.26-32).

    Но, с января 2009 года незаконные действия ответчика продолжаются, Михальченко Л.В. вновь производится начисление платежей за освещение мест общего пользования и она оплачивает данную услугу.

    Согласно представленным Михальченко Л.В. квитанциям об оплате коммунальных платежей за период: 2009,2010 годы, январь, февраль, март, апрель, май 2011 года Михальченко Л.В. оплачена электроэнергия за освещение мест общего пользования в сумме - 756 руб. 24 коп..

    Таким образом, действия ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района», выразившиеся в неправомерном начислении платежей за освещение мест общего пользования Михальченко Л.В., проживающей по адресу: ......... за период 2009,2010, январь- май 2011 года включительно следует признать незаконными и взыскать с ответчика в пользу Михальченко Л.В. 756 руб. 24 коп..

    Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

    Суд принимает решение на основании представленных доказательств.

     Иного судом в судебном заседании не установлено.

    В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 400 рублей 00 коп..

     Руководствуясь ст.ст. 56, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Управляющая компания Железнодорожного района», выразившиеся в неправомерном начислении платежей за освещение мест общего пользования Михальченко Л.В., проживающей по адресу: ......... за период 2009 - май 2011 года включительно.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Управляющая компания Железнодорожного района» в пользу Михальченко Л.В. 756 (семьсот пятьдесят шесть) рублей 24 коп..

В удовлетворении остальной части исковых требований к ОАО «УК Железнодорожного района» прокурору Железнодорожного района г.Воронежа, обратившемуся в суд в защиту интересов Михальченко Л.В. отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Управляющая компания Железнодорожного района» госпошлину в доход государства в размере 400 (четыреста) рублей 00 коп.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба или (и) прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение 10 дней через районный суд.      

Судья                                                                                                                   Батищева Л.В.