Дело № 2 - 97/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 09 марта 2011 года г. Воронеж Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Скулковой Л.И., при секретаре Прилепиной Е.А., с участием: истца Рябых А.А., представителей ответчика Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по доверенности № ..... от 27.12.2010 года Кожевниковой Л.В., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Железнодорожного района г.Воронежа по доверенности № ..... от 31.12.2010 года Жуковой Е.В., Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности № ..... от 02.09.2010 года Свиридова Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябых А.А. к Областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью у с т а н о в и л: Истец обратился в суд с иском к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» » о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, мотивировав свои требования тем, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, подвергся воздействию радиации и был признан инвалидом 2 группы. Инвалидность по общему заболеванию была впервые установлена в августе 1999 года. 10.09.1999 года истцом были направлены медицинские документы в .......... Спустя 1 год 7 месяцев он получил решение экспертного совета № ..... от 20.03.2001 года, согласно которому ему установлена причинная связь инвалидности и заболевания, связанного с аварией на ЧАЭС. Он обратился в комитет социальной защиты населения с вопросом о назначении ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, предоставив удостоверение «чернобыльца-ликвидатора», справку ......... № ..... от 10.04.2001 года об установлении 2 группы инвалидности по заболеванию, связанному с аварией на ЧАЭС и решение экспертного совета № ..... от 20.03.2001 года. С 19.09.2001 года истец как инвалид 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, стал получать ежемесячно суммы в возмещение вреда здоровью в размере 2500 рублей до 26.11.2003 года. Истец считает, что право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью возникло с апреля 2001 года - с момента обращения в орган социальной защиты населения с документами, устанавливающими причинную связь заболевания с участием в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Но по вине ответчика, работники которого не обеспечили своевременную замену удостоверения ликвидатора на удостоверение инвалида, не разъяснили необходимость подачи заявления о замене удостоверения, выплаты были назначены со значительным опозданием - вместо апреля 2001 года только в сентябре 2001 года. Согласно п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцу гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в установленных размерах и порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с частью 4 статьи 15 указанного Закона РФ право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью возникает с момента предъявления гражданином специального удостоверения инвалида. Постановлениями Правительства РФ от 24 апреля 1996 года № 506 и от 7 августа 1996 года № 944, действовавшим на момент обращения истца в КСЗН, предусмотрено, что выплата денежных сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, за счет средств федерального бюджета. Пунктом 2, 10 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы..., зарегистрированного в Минюсте РФ 29 марта 1993 года за № 194, обязанность по выдаче инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы специальных удостоверений по представлению гражданами паспорта и Решения межведомственного экспертного Совета о наличии заболевания, имеющего причинную связь с воздействием радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, была также возложена на органы, назначившие пенсии по инвалидности. Указанное Положение не содержит в себе каких-либо условий относительно сроков, в течение которых должна быть произведена замена удостоверения ликвидатора на удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность РФ как социального правового государства. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного облучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность, законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Исходя из изложенного, истец полагает, что именно на КСЗН была возложена обязанность по принятию всех возможных и необходимых мер, направленных на своевременную реализацию конституционного права истца на возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы. Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым законам платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе и в связи с отказом в их индексации. Сумма задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.04.2001 года по 19.09.2001 года с учетом индексации составила 14 178 рублей 85 копеек, просит взыскать в его пользу за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.04.2001 года по 19.09.2001 года с учетом индексации в размере 14 178 рублей 85 копеек. В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и пояснил, что длительное - в течение пяти месяцев - оформление удостоверения инвалида вместо удостоверения ликвидатора повлекло невыплату ему денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, что повлекло нарушение его прав на получение денежных выплат. Он считает, что процедура выдачи удостоверения была необоснованно затянута именно по вине Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа. Представитель ответчика Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по доверенности Кожевникова Л.В (л.д.152) иск не признала, представила письменные возражения на иск (л.д.154-156 ), пояснив, что доводы истца о том, что длительный срок замены удостоверения ликвидатора на удостоверение инвалида повлекло нарушение его прав на получение денежных выплат являются необоснованными, поскольку сроки замены удостоверений законодательно не были определены. Каких- либо доказательств, свидетельствующих о том, что процедура выдачи удостоверения была необоснованно затянута именно по вине КСЗН Железнодорожного района г. Воронежа истцом суду не представлено. Представители филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Железнодорожного района г. Воронежа по доверенности Жукова Е.В. (л.д.141), Департамента труда и социального развития Воронежской области Свиридов Р.В. (л.д.153), полагают исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что процедура выдачи удостоверения была необоснованно затянута именно по вине КСЗН Железнодорожного района г. Воронежа. Представитель Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела (л.д.173), причины неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Определением Железнодорожного районного суда г. Воронеж от 19.01.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (л.д.147). Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела (л.д.172), причины неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Федеральной службы по труду и занятости, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального Закона от 12.01.2001 года № 5-ФЗ) право на возмещение вреда, причиненного здоровью в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации имеют только инвалиды 1, 2 и 3 групп. Последним абзацем ст. 15 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 данной статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На момент назначения истцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Порядок её выплаты был определен Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607. Для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидами предоставляются следующие документы: заявление о выплате денежной компенсации, копия специального удостоверения инвалида, копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающий факт установления инвалидности, копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, что предусмотрено пунктом 5 вышеуказанного Порядка. Пунктом 7 указанного Порядка установлено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре её размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Таким образом, устанавливая определенный Порядок для осуществления выплаты денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам - чернобыльцам Правительство Российской Федерации закрепило в нем перечень документов, необходимых для её осуществления. Кроме того, в решении Верховного Суда РФ от 23.10.2001 года № ..... при проверке законности пунктов 5 и 7 «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ на Чернобыльской АЭС», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 дана правовая позиция данным пунктам. В данном решении указано, что пунктом 7 Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре её размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Статьей 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что право на предусмотренные льготы и компенсации дается с момента обращения на основании специального удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В судебном заседании установлено, что 11 апреля 2001 года истец обратился с заявлением в Комитет социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (л.д.27). При этом истец представил справку от 10.04.2001 года об установлении второй группы инвалидности вследствие заболевания связанного с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д.8), решение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы от 20.03.1999 года № ..... (л.д.17), удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.27). Комитет социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронеж указанные документы принял у истца, но выплата ежемесячной денежной компенсации не производилась, поскольку согласно действующему законодательству право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью возникает с момента предъявления гражданином удостоверения инвалида, 11.04.2001 года в момент подачи заявления у истца отсутствовало удостоверение инвалида. В соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ….. распределение бланков удостоверений производилось Госкомчернобыль Российской Федерации на основании заявок уполномоченных органов (л.д.47-49). Таким образом, из указанного Положения следует, что органы, назначавшие пенсии составляли ведомости и направляли их в Госкомчернобыль РФ для распределения бланков удостоверений инвалидов. Указанное Положение не содержит каких-либо условий для органов, выдавших удостоверения, относительно сроков, в течение которых должна быть произведена выдача удостоверения инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы. Кроме того, в данном Положении указано, что копии ведомостей по выдаче удостоверений должны высылаться учреждениями, выдававшими удостоверения, ежегодно (не позднее 1 декабря). Комитет социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа составил реестр на получение удостоверения установленного образца от 04.05.2001 года и направил его в г. Москву в Госкомчернобыль РФ для получения бланка удостоверения инвалида. Отсюда следует, что Комитет социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа исполнил возложенную на него обязанность по сбору и оформлению заявки на получение или замену удостоверения. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что процедура выдачи удостоверения была необоснованно затянута именно по вине Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа истцом не представлено, а в судебном заседании таких доказательств не добыто. В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что специальное удостоверение инвалида вследствие аварии на ЧАЭС получено было истцом 19.09.2001 года. 19.09.2001 года истец обратился в Комитет социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о выплате денежной компенсации. Денежные выплаты в возмещение вреда здоровью назначены Рябых А.А. со дня подачи им 19.09.2001 года заявления и всех необходимых документов, в том числе и специального удостоверения инвалида вследствие аварии на ЧАЭС, т.е. в соответствии с определенным Правительством РФ от 21.08.2001 года Порядком (л.д.26-27). Данный факт не оспаривался сторонами в судебном заседании. Таким образом, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с действующим законодательством возникло у истца 19.09.2001 года. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истца к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о взыскании задолженности в возмещение вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании истцу разъяснялось положение ст. 41 ГПК РФ. Истец считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области», поскольку процедура выдачи удостоверения была необоснованно затянута именно по вине Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа. Также, не намерен по данному спору, заявлять ходатайство об истребовании доказательств из Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме того, суд отказывает истцу в удовлетворении ходатайства о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Рябых А.А. к Областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области о взыскании задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.04.2001 года по 19.09.2001 года с учетом индексации в размере 14 178 рублей 85 копеек отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Воронежский областной суд через районный суд. Председательствующий Л.И. Скулкова