2-782/2011 - о демонтаже рекламных конструкций



Дело № 2-782/2011

         РЕШЕНИЕ

                                      Именем Российской Федерации

24 июня 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Скулковой Л.И.,

при секретаре Прилепиной Е.А.,

с участием

старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Воронеж Золотаревой В.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Воронеж в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Медиа Стандарт» об обязании демонтировать рекламные щиты,

установил:

Прокурор Железнодорожного района г. Воронежа обратился в суд с иском к ООО «Медиа Стандарт» об обязании демонтировать рекламные щиты, мотивировав свои требования тем, что «Медиа-Стандарт» осуществляет предпринимательскую деятельность, основным видом деятельности является рекламная деятельность. Ответчик на территории Железнодорожного района г. Воронеж по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, автомобильная дорога федерального значения М-4 «Дон»: км 512+100 путепровод ч/р а/д М-4 «Дон»; на фасадной части путепроводов и пешеходных переходов на автомагистрали М-4: км 513+800 разместил рекламные конструкции, находящиеся на путепроводах и пешеходных переходах в виде портала - рекламные щиты, расположенные непосредственно над проезжей частью автодороги. В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона о рекламе, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года № 928. Согласно п. 6.1 ГОСТа Р 520044-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст, средства наружной рекламы не должны быть размещены на мостовых сооружениях, под путепроводами, а также на расстоянии менее 350м. от них вне населенных пунктов и 50м. населенных пунктах, над проезжей частью и обочинами, на разделительных полосах. Указанные правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям и задачам защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, и являются обязательными для исполнения. Согласно п.п. 5,9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9). Договор с собственником или иным правообладателем автомобильной дороги федерального значения М-4 «Дон» ответчик на установку рекламной конструкции не заключен. Установка рекламной конструкции с нарушением требований законодательства на автомобильной дороге создает угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, негативно влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. Просит обязать ООО «Медиа Стандарт» демонтировать рекламные щиты в виде порталов, расположенные по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, автомобильная дорога федерального значения М-4 «Дон»: км 512+100 путепровод ч/р а/д М-4 «Дон»; на фасадной части путепроводов и пешеходных переходов на автомагистрали М-4: км 513+800 в месячный срок после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Воронеж Золотарева В.Т. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, полностью поддержала исковые требования, просит их удовлетворить.

Представитель ООО «Медиа Стандарт» директор Канищев О.В. (протокол общего собрания № ..... от 03.07.2007 года л.д.39) исковые требования не признал, пояснил, что предметом деятельности общества является осуществление рекламной деятельности, в том числе в Железнодорожном районе размещена рекламная конструкция, находящихся на путепроводах по адресу: автомобильная дорога федерального значения М-4 «Дон»: км 512+100 путепровод ч/р а/д М-4 «Дон»; на фасадной части путепроводов и пешеходных переходов на автомагистрали М-4: км 513+800. У ООО «Медиа Стандарт» имеются технические» условия на размещение указанных конструкций, выданных ФГУ «Черноземуправдор» от 19.02.2009 года № 15\13-527 сроком на три года. Также имеется согласие собственника земельных участков полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон» - Росимущества на заключение обществом договора на установку и эксплуатацию указанных рекламных конструкций. Указанные перетяжки размещены с требованием ГОСТа 52044-2003, поскольку установлены не под путепроводом, а на нем и не в пределах границ наземных пешеходных переходов, которые являются элементом обустройства дороги. Соблюдение требований технических регламентов проверялось бывшим собственником дороги ФГУ «Черноземуправдор» перед выдачей ООО «Медиа Стандарт» технических условий на размещение указанной рекламной конструкции. Договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником путепровода, к которому присоединяется рекламная перетяжка, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, у общества нет, поскольку ФГУ «Черноземуправдор» не требовало заключение такого договора и достаточным условием для размещения указанных рекламных конструкций являлось соблюдение и наличие технических условий. Разрешения на установку данной рекламной конструкции органами местного самоуправления не выдавалось.

Представитель 3-го лица Государственная компания «Автодор» по доверенности Авдеева Л.А. (л.д.), представила пояснения на иск (л.д.), исковые требования полностью поддержала, просит их удовлетворить, пояснив, что в результате проведения в сентябре 2010 года инвентаризации рекламных конструкций, размещенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги М-4 «Дон», а также на объектах переданных Государственной компании в доверительное управление, установлено размещение рекламных конструкций на путепроводах км 512+100 и км. 513+800, владельцем которых является ООО «Медиа Стандарт». Согласно п. 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены на мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии 350 м. от них вне населенных пунктах, над проезжей частью и обочинами дорог, на одной опоре, в своре и в одном сечении с дорожными знаками. Размещение рекламной конструкции на путепроводах на км. 512+100, км. 513+800 автомобильной дороги М-4 «Дон» является недопустимым. Кроме того, установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на её установку, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Такое разрешение ответчику не выдавалось. Размещение рекламной конструкций рекламы возможно только после получения разрешения компетентного органа местного самоуправления на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником такого объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется. Разрешение и договор у ответчика отсутствуют.

Представитель Администрации городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской имеющейся в материалах дела (л.д.).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 № 249-р прекращено право оперативного управления федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения, передаваемых в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее - Государственная компания) (л.д.).

Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М - 4 «Дон» передана Государственной компании в доверительное управление по передаточному акту от 30.04.2010 года рег. № УД-2-ГК (л.д.).

Согласно Уставу ООО «Медиа Стандарт» является юридическим лицом, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и постановке на учет в налоговый орган (л.д. 15-29).

Предметом деятельности Общества является рекламная деятельность.

Судом установлено, что в сентябре 2010 года Государственная компания «Автодор» провела инвентаризацию рекламных конструкций, размещенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги М-4 «Дон», а также на объектах, переданных Государственной компании в доверительное управление. Воронежским филиалом Государственной компании.

В результате чего, установлено размещение рекламных конструкций на путепроводах км 512+100 и км 513+800, владельцем которых является ООО «Медиа Стандарт».

Данный факт не оспаривался ответчиком в судебном заседании.

В связи с тем, что размещение данных рекламных конструкций противоречит нормам действующего законодательства Государственная компания обратилась в прокуратуру Железнодорожного района г. Воронежа, как уполномоченный орган по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.п.1,16 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 3 ст.25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 7 Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 № 233 «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог» в границе полосы отвода автомобильной дороги запрещается:

- установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

- установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Частью 8 ст. 62 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и данному Федеральному закону.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 13.02.2004 за N 5546), признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, а, следовательно, и ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятый и введенный постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Следовательно, установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, также являются обязательными для исполнения.

Согласно п.6.1. ГОСТа Р 52044-2003,средства наружной рекламы не должны быть размещены на мостовых сооружениях («...Мостовое сооружение - искусственное сооружение на дорогах, включающее пролетные строения и опоры, предназначенное для пропуска дороги над различными препятствиями (реками - мосты, ущельями - виадуки, другими дорогами - путепроводы) или на некоторой высоте над поверхностью земли (эстакады)...» («Проектирование Автодорожных мостов в сейсмических районах ОДН 218.1.021-2003», утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 N ОС-462-р),в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350м от них вне населенных пунктах, над проезжей частью и обочинами дорог, на одной опоре, в своре и в одном сечении с дорожными знаками.

Таким образом, размещение рекламной конструкции на путепроводах, на км. 512+100 км 513+800 автомобильной дороги М- 4 «Дон» является недопустимым.

В силу статьи 19 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3 установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9).

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10).

Из сообщения Департамента муниципальной собственности отдела рекламы администрации городского округа город Воронеж от 08.04.2011 года № 114-ор усматривается перечень организаций, которым выданы разрешения на установку рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон» с 498 км по 518 км.

Согласно которому разрешения на установку рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон» с 498 км по 518 км. выданы ООО «Новая реальность», ООО РА «Арт-Фолио», ООО «Красавто» (л.д.).

Разрешения на установку рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон» с 498 км по 518 км. ООО «Медиа Стандарт» Департаментом муниципальной собственности отдела рекламы администрации городского округа город Воронеж не выдавались.

Данный факт не оспаривался ответчиком в судебном заседании.

Следовательно, в силу ч. 10 ст. 19 Федерального Закона «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения не допускается.

Таким образом, установка рекламных конструкций на путепроводах км 512+100 и км 513+800, ООО «Медиа Стандарт» является самовольной.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального Закона «О рекламе» в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим липом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключаетсяс лицом, обладающим нравом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным нравом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1.-5.5 настоящей статьи (вступившие в силу с1 июля 2008 года).

Таким образом, размещение любых конструкций рекламы возможно только после получения разрешения компетентного органа местного самоуправления на их установку при наличии гражданско-правового договорас собственником (иным управомоченным собственником лицом) такого объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.

19.02.2009 года Росавтодор выдало ООО «Медиа Стандарт» техническое условие № 15/13-527 на размещение информационного щита знаков индивидуального проектирования с информацией по безопасности дорожного движения сроком на три года (л.д.53).

На основании данного технического условия ООО «Медиа Стандарт» установило размещение рекламных конструкций на путепроводах км 512+100 и км 513+800.

12.07.2008 года ООО «Медиа Стандарт» обратилось к руководителю территориального Управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области о заключении договора на эксплуатацию рекламных конструкций на автомобильных дорогах М-4 «Дон» (л.д.52).

08.10.2008 года Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) сообщило, что для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения необходимо обратиться в ФГУ «Черноземуправтодор» (л.д.52).

До настоящего времени ответчик ООО «Медиа Стандарт» разрешения компетентного органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции не получил, договорс собственником объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется, не заключил.

Данный факт не оспаривался ответчиком в судебном заседании.

Доводы ответчика о том, что размещение рекламной конструкции законно на основании технических условий от 19.02.2009 № 15/13-527, выданных ФГУ «Черноземуправтодор» - обладателем права оперативного управления автомобильной дорогой М-4 «Дон» до ее передачи в установленном порядке Государственной компании, срок действия которых установлен три года, суд не принимает во внимание, поскольку технические условия ФГУ «Черноземуправтодор» не являются ни разрешением на установку рекламной конструкции, ни гражданско-правовым договором, заключенным с собственником объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.

. Кроме того, федеральное государственное учреждение не относится к органам местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» технические требования и условия выдаются владельцем автомобильной дороги на установку рекламных конструкций в границах придорожныхполос автомобильных дорог (статья 26). Путепроводы расположены в границах полосы отвода дороги. По своей сути технические требования и условия не являются правоустанавливающим документом, поскольку его составление преследует лишь технические цели.

Кроме того, путепровод км 513+800 не указан в технических условиях от 19.02.2009 № 15/13-527.

На основании вышеизложенного, суд не принимает во внимание технические условия от 19.02.2009 № 15/13-527, как доказательство законности размещения рекламных конструкций.

Согласно акту осмотра рекламных конструкций от 23.06.2011 года автомобильной дороги М-4 «Дон», рекламные конструкции эксплуатируются с грубым нарушением п.6.1 ГОСТа Р 52044-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст, а именно: средства наружной рекламы размещены на путепроводе, в одном сечении с дорожными знаками, над проезжей частью дорог, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения.

Данный акт никем не оспорен, кроме того, составлен с участием директора ООО «Медиа Стандарт».

Таким образом, установка рекламных конструкций произведена ответчиком с нарушением правил размещения рекламных конструкций, установленных ГОСТ Р 52044-2003.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Воронеж в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Медиа Стандарт» об обязании демонтировать рекламные щиты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие законность размещения рекламных конструкций, а именно:разрешения компетентного органа местного самоуправления на их установку и гражданско-правового договора, заключенного в соответствии с Законом о рекламес собственником (иным управомоченным собственником лицом) путепроводов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Медиа Стандарт» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу, демонтировать рекламные щиты в виде порталов, расположенные по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, автомобильная дорога федерального значения М-4 «Дон»: км 512+100 путепровод ч/р а/д М-4 «Дон»; на фасадной части путепроводов и пешеходных переходов на автомагистрали М-4: км 513+800.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                                  Л.И. Скулкова