2-1261/2011 - о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело № 2- 1261/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 октября 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Скулковой Л.И.,

при секретаре Прилепиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сапельниковой И.И., ФИО 1 к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Федеральному государственному учреждению «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», Департаменту муниципальной собственности Управления жилищного фонда администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Сапельникова И.И., Сапельникова М.С. обратились в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Федеральному государственному учреждению «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», Департаменту муниципальной собственности Управления жилищного фонда администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, мотивировав свои требования тем, что истец Сапельникова И.И. проживает по адресу: <адрес>, 26.11.2009 г. заключен договор социального найма жилого помещения. Вселение в указанную квартиру производилось на основании ордера на жилое помещение от 17.06.1988 г. В настоящее время в квартире проживают и зарегистрированы - истец Сапельникова И.И., муж истца Сапельников С.Ф., дочь истца Сапельникова Т.С., дочь истца Грибкова А.С. и несовершеннолетняя внучка ФИО 1 Решено приватизировать данную квартиру на истца Сапельникову И.И. - 4/5 доли и несовершеннолетнюю ФИО 1 1/5 доли. Сапельников С.Ф., Сапельникова Т.С., Грибкова А.С. отказались от своих долей в пользу Сапельниковой И.И. Жилое помещение состоит из двух комнат, общей площадью 44,7 кв.м., жилой площадью 31,4 кв.м. и находится на балансе ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник».12.02.2010 г. в целях реализации права на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации истец обратилась в Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа г. Воронеж. В письменном отказе управления от 21.09.2010 г. указано, что данная квартира в реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственность не передавалась. Администрации ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» в письме от 11.02.2010 г. также отказала истцу в приватизации квартиры, так как заповедник не вправе решать вопрос о приватизации квартиры, не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в своем письме от 06.07.2011 г. отказало в приватизации квартиры, сославшись на ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой недвижимое имущество государственного природного заповедника полностью изымается из оборота и не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами. Отказ в приватизации квартиры является необоснованным и нарушает Конституционным права истцов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности истцами реализовать свое право на приватизацию жилого помещения.

В судебное заседание 03.10.2011 г. истец Сапельникова И.И., третье лицо и законный представитель малолетнего истца ФИО 1 - Грибкова А.С. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления (л.д. 37, 38), поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном (л.д. 44).

В судебном заседании 14.09.2011 г. истец Сапельникова И.И., третье лицо и законный представитель малолетнего истца ФИО 1 - Грибкова А.С. заявленные требования поддержали в полном объеме, просят их удовлетворить, так как отказом в приватизации занимаемого жилого помещения нарушаются их права.

         Представители ответчиков - Департамента Управления жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа г. Воронеж, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления (л.д. 35, 41, 42, 43), о причине неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.

          Представитель ответчика - ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление (л.д. 40), поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, пояснив, что ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, считает исковые требования истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д. 27).

Третьи лица Сапельников С.Ф., Сапельникова Т.С., Грибкова А.С. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления (л.д. 34, 36, 37, 39), о причине неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили, от Грибковой А.С. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 44).

        При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, представителей ответчиков, третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что по ордеру № ....., выданному 17.06.1988 года исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов третьему лицу Сапельникову С.Ф. на состав семьи из 3-х человек была предоставлена квартира, расположенная по адресу: ......... (л.д. 12).

26.11.2009 года третье лицо Сапельников С.Ф. заключил с ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» договор социального найма жилого помещения № ....., расположенного по адресу: ......... (л.д. 8-9).

Согласно выписке из домовой книги (по квартирной карточке), выданной ФГУ «Воронежский заповедник» от 21.07.2011 года, копиям паспортов в квартире зарегистрировано пять человек: истец Сапельникова И.И., муж истца Сапельников С.Ф., дочь истца Сапельникова Т.С., дочь истца Грибкова А.С. и несовершеннолетняя внучка Сапельникова М.С. (л.д. 15).

Данные факты никем не оспариваются и не опровергаются, ответчики возражений по этим доказательствам не представили.

Сапельников С.Ф. является квартиросъемщиком, указанной квартиры, что подтверждается финансово-лицевым счетом № ..... от 27.06.2011 г. (л.д. 7).

На основании справки Бюро технической инвентаризации Железнодорожного района г. Воронеж от 17.12.2009 г. квартире № ..... дома № ..... ......... дана техническая характеристика и выполнен план объекта (л.д. 13).

04.08.2010 г. родилась истец ФИО 1 что подтверждается свидетельством о рождении № ..... (л.д. 29).

14.01.2011 г. между Грибковым С.Э. и Сапельниковой А.С. заключен брак, после чего жене присвоена фамилия Грибкова, что подтверждается свидетельством о заключении брака № ..... (л.д. 28).

12.02.2010 года истец Сапельникова И.И. обратилась в Управление жилищного фонда и жилищной политики с заявлением о передаче в собственность занимаемой квартиры в порядке приватизации (л.д. 10).

         Согласно сообщению ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» № ..... от 11.02.2010 г. в приватизации данной квартиры отказано, согласно ст. 6 ФЗ от 30.12.2001 года № 196-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» имущество государственных природных заповедников, которым является квартира истца, является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. На основании ст. 298 ГК РФ Воронежский государственный природный биосферный заповедник не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Заповедник не вправе решать вопрос о приватизации квартиры (л.д. 6).

Департамент муниципальной собственности Управления жилищного фонда приказом № ..... от 13.09.2010 года прекратило оформление документов на передачу спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации по тем основаниям, что согласно действующего Положения о приватизации жилищного фонда в городском округе г. Воронеж не представляется возможным заключить с истцом договор на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации, жилого помещения не муниципального жилищного фонда (л.д. 11).

Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в соответствии со ст. 6 ФЗ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» недвижимое имущество государственного природного заповедника полностью изымается из оборота (не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами), в связи с чем Территориальное управление не имеет возможности передать в собственность в порядке приватизации указанное жилое помещение (л.д. 14).

Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Согласно ст.1 указанного Закона приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных вышеуказанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04. 07. 1991 г. № 1541 - 1 «О приватизации жилищного фонда РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

В силу указанной нормы и сложившихся обстоятельств ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» не пользуется правом передачи спорного жилого помещения в собственность истца, а иное юридическое лицо, уполномоченное распоряжаться данной категорией жилых помещений на территории города, на сегодня не определено.

В материалах дела имеется договор социального найма жилого помещения № ..... от 26.11. 2009 года, согласно которому ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», действующий от имени собственника жилого помещения Российской Федерации передал Сапельникову С.Ф. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности со всеми правами, предоставленными нанимателю жилого помещения ЖК РФ, федеральными законами (л. д. 8-9).

Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 N 33-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.01 N 196-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные относятся к категории особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст.6 указанного ФЗ №33-ФЗ на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Согласно ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

По делу, судом бесспорно установлено, что квартира № ..... дома № ..... ......... предоставлена Сапельникову С.Ф. в соответствии с законом, в данной квартире проживают и зарегистрированы: истец Сапельникова И.И., муж истца Сапельников С.Ф., дочь истца Сапельникова Т.С., дочь истца Грибкова А.С. и несовершеннолетняя внучка ФИО 1, что подтверждается материалами дела и никем не оспаривается, они проживают и зарегистрированы в указанном жилом помещении на законных основаниях, производят оплату занимаемого ими жилого помещения и предоставляемых коммунальных услуг, Сапельников С.Ф. является нанимателем жилого помещения.

При подаче заявления истцом Сапельниковой И.И. в Управление жилищного фонда и жилищной политики Сапельников С.Ф., Сапельникова Т.С., Грибкова А.С. отказались от участия в приватизации занимаемого жилого помещения.

Суд считает, что отказ истцам в передаче им в собственность в порядке приватизации занимаемого ею жилого помещения неправомерен, поскольку квартира, в которой проживает истица не относится к тем объектам, приватизация которых запрещена законом.

Отсутствие в связи с изложенными обстоятельствами возможности приватизации жилья существенно нарушает право истца на бесплатную передачу квартиры в собственность, предусмотренную Федеральным законом.

Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивают правосудие. Все граждане равны перед законом, что предусмотрено ст. 19 Конституции РФ.

Учитывая, что спора между членами семьи истцов по поводу приватизации спорного жилого помещения нет, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, истцы действительно не могут реализовать свое право на приватизацию жилья в установленном законом порядке, поскольку дом не передан в муниципальную собственность, не внесен в реестр государственного имущества Воронежской области, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области не наделено полномочиями по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации.

Суду не представлено доказательств наличия обстоятельств, фактически обусловливающих особенности правового режима занимаемого истицами жилого помещения, его целевого назначения, исключающих возможность передачи жилого помещения в собственность истицам.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 8 от 24.08.1993 г. разъяснил, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных законом условиях, если они обратились с этим требованием.

Судом установлено, что никаких ограничений в приватизации спорной квартиры у истицы нет.

Суд считает, что в данной ситуации нарушено право истицы, предусмотренное ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и оно подлежит судебной защите.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является признание нарушенного права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Сапельниковой И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на 4/5доли квартиры № ..... дома № ..... ..........

Признать за ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на 1/5доли квартиры № ..... дома № ..... ..........

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                            Л.И. Скулкова