2-1366/2011 - о признании права собственности в порядке приватизации



Дело № 2-1366/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Копылова В.В.,

при секретаре Вороновой И.Н.,

с участием

истцов,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Макаренкова А.А., Макаренковой Н.А. к Министерству обороны РФ в лице Департамента жилищных отношений МО РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

        установил:

Макаренков А.А., Макаренкова Н.А. обратились в суд с иском о признании права общей долевой собственности на квартиру № ..... в доме № ..... по ул. ......... в порядке приватизации (л.д. 4-7).

В судебном заседании истцы свои исковые требования поддержали в полном объёме и просили их удовлетворить.

Представители ответчиков: Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищных отношений МО РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района», Администрации городского округа - город Воронеж в лице Управления жилищного фонда Департамента муниципальной собственности в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом и заблаговременно, что подтверждается судебной корреспонденцией, почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток с документами и расписками (л.д. 58-63), и с учетом требований ст.ст. 116-119, 167 ГПК РФ, позволяет суду рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения истцов, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из положений указанной статьи следует, что жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус специализированных в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданам прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно Договора социального найма жилого помещения № ..... от 09.08.2010 года на основании решения о предоставлении жилого помещения, протокол № .....от 16.11.2009 года двухкомнатная квартира № ..... в доме № ..... по ул. ......... была предоставлена нанимателю Макаренкову А.А. совместно с членами его семьи: Макаренковой Н.А. (л.д. 32-34).

В силу требований ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании Макаренков А.А. является военнослужащим, старшим преподавателем ВАИУ (г. Воронеж) (л.д. 24), данное обстоятельство не оспорено сторонами в судебном заседании в установленном законом порядке.

Согласно выписке из домовой книги в спорной квартире в настоящее время зарегистрировано два человека - истцы (л.д. 20, 66-68).

22.07.2011 года Макаренков А.А. обращался с заявлением в Управление жилищным фондом и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж с заявлением о передаче занимаемой им по договору социального найма квартиры в собственность, но получил отказ, в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: ......... в реестре муниципального имущества не учитывается (л.д. 13).

По сообщению Территориального управления Росимущества в Воронежской области в реестре федерального имущества учитывается жилой дом, в котором расположена квартира - спорное жилое помещение (л.д. 30-31).

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ст.ст. 1-2, 7-8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статья 6 Закона предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1-2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием и если приватизация данного жилого помещения не противоречит закону.

Соблюдение, установленного ст.ст. 7-8 указанного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно, как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

Тогда как, в соответствии с ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилых помещений.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья, он праве обратиться в суд за защитой своего права.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Макаренкова А.А., Макаренковой Н.А. обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации после сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

По делу установлено и не опровергнуто в ходе судебного разбирательства, что жилой дом № ..... по ул. ......... принят в эксплуатацию, находится на обслуживании ОАО «Славянка» филиал Воронежский, квартира № ..... в указанном доме принадлежит ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, а потому распределена очереднику-военнослужащему Макаренкову А.А. составом семьи два человека, ранее не участвовавшим в приватизации жилых помещений, с которым 09.08.2010 года заключен договор социального найма жилого помещения № ....., но ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ отказывалось передавать спорное жилое помещение в собственность истцов в установленном законом порядке (л.д. 12, 25-29, 32-40, 64).

При таких обстоятельствах истцы по не зависящим от них причинам не могут воспользоваться своим правом приватизировать указанное жилое помещение -квартиру, что соответственно нарушает положения ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Государство, устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого прав, а потому суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Так как суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права, то на основании ст.ст. 17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений (записи) в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта права - квартиры № ..... в доме № ..... по улице .......... При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

При принятии решения суд учитывает, что ответчики, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствие со ст. 56 ГПК РФ не представили суду возражений относительно заявленных исковых требований и доказательств в их обоснование.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать за Макаренковым А.А. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру № ..... в доме № ..... по улице ......... в порядке приватизации.

Признать за Макаренковой Н.А. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру № ..... в доме № ..... по улице ......... в порядке приватизации.

Решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о ранее зарегистрированных правах на квартиру № ..... в доме № ..... по улице .........

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня приятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                Копылов В.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200