Дело № 2 - 1530 / 2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 ноября 2011 года г. Воронеж Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе председательствующего Касаткиной Е.В. при секретаре Долгих Н.В. c участием истца Масалыкина А.И., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Репитунова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масалыкина А.И. к Департаменту муниципальной собственности Администрации городского округа города Воронежа, Федеральному государственному учреждению «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Истец обратился с иском к ответчикам и просит признать за ним в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: - <адрес> Исковые требования мотивированы тем, что истцу 10.02.1994 года на основании решения Железнодорожного исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Воронежа был выдан ордер на указанную квартиру на состав семьи - один человек. Истец зарегистрирован в квартире и проживет в ней. Истец решил оформить квартиру в собственность в порядке приватизации. Руководством Федерального государственного учреждения «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» было отказано в приватизации квартиры со ссылкой на то, что квартира находится в федеральной собственности. Управление жилищного фонда Департамента муниципальной собственности Администрации городского округа город Воронеж отказало в приватизации квартиры, так как квартира не значится в реестре муниципального имущества. Считает отказ в приватизации неправомерным и нарушающим его права на приватизацию жилья на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В судебном заседании истец поддержал исковые требования и пояснил, что квартира была предоставлена как нуждающемуся в улучшении жилищных условий по месту работы. Он работал младшим научным сотрудником в заповеднике. Проживая в квартире, поддерживает заповедный режим. На территории Центральной усадьбы заповедника всего расположено 47 домов, почти все из них уже приватизированы. В настоящее время в квартире никто, кроме него, не зарегистрирован и не проживает. Представители ответчиков, третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области представило письменные возражения на иск (л.д.33-35), в которых ссылается на то, что квартира является служебным жилым помещением, государственные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям, поэтому квартира не подлежит приватизации. Репитунов С.В. просит удовлетворить исковые требования, пояснил, что в настоящее время он и его сын не проживают в квартире и сняты с регистрационного учета. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. Выводы суда основываются на следующем. В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР, который действовал на момент возникновения правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при её отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР. В судебном заседании установлено, что истцу на основании решения Железнодорожного исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Воронежа от 10.02.1994 года выдан ордер № ..... на семью из одного человека на право занятия жилого помещения - <адрес> Истец вселился в жилое помещение и зарегистрирован в нем с 30.03.1994 года (копия выписки из домовой книги л.д.19). В настоящее время истец зарегистрирован и проживает один в жилом помещении, что подтверждается копией выписки из домовой книги по состоянию на 15.11.2011 года (копия выписки л.д. 46). Истец вселился в квартиру на законных основаниях, иск о выселении его из квартиры не предъявлялся. Жилое помещение, в котором проживает истец, является изолированным жилым помещением (копия технического паспорта л.д. 8-13). Истец вносит плату за найм жилого помещения, за коммунальные услуги на счет ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» (копия финансово-лицевого счета л.д. 45). Ранее истец правом участия в приватизации жилых помещений не пользовался. Данные факты никем не оспариваются и не опровергаются документами, имеющимися в материалах дела. Ответчики возражений по этим обстоятельствам суду не представили. На заявление истца о приватизации квартиры заместителем директора ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» ФИО1 14.07.2011 года был дан ответ о том, что квартира является федеральной собственностью, на основании ст.298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, поэтому заповедник не вправе решать вопрос о приватизации квартиры (копия ответа л.д.15). Истец обращался в Управление жилищного фонда Департамента муниципальной собственности Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации. Согласно сообщению от 17.08.2011 года № ..... квартира не значится в реестре муниципальной собственности городского округа г. Воронеж (копия сообщения л.д.14). Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 29.09.2011 года на запрос суда следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации прав на спорное жилое помещение (ответ л.д. 31). Квартира значится в реестре федерального имущества (выписка из реестра л.д. 38). Согласно пункта 2 Приложения № ..... к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № ..... «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономного округа, городов Москва и Санкт- Петербург и муниципальную собственность» объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности являются - охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение). Согласно статьи 6 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. Согласно статьи 10 этого же федерального закона статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Ссылки Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на то, что государственные природные биосферные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям, отчуждение их имущества запрещено, поэтому невозможна приватизация квартиры, являются несостоятельными. В названном федеральном законе отсутствует прямой запрет на приватизацию жилых помещений находящихся на территории заповедника. Такой запрет не установлен и статьей 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», предусматривающей, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Запрета на приватизацию жилых помещений, находящихся на территории природного заповедника, закон не содержит. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области не представило суду доказательств наделения его полномочиями по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Согласно п. 4 и 4.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 года № .....территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в отношении квартиры, право собственности в порядке приватизации на которую, просит признать истец, отсутствует уполномоченное лицо, которое имело бы право заключения договора передачи квартиры в собственность. Статья 6 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Несостоятелен довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о том, что спорная квартира является служебным жилым помещением. Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления квартиры истцу, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. В материалах дела нет доказательств того, что квартира, выделенная истцу, была включена в число служебных помещений решением уполномоченного органа. В соответствии со ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР. Ордер выданный истцу, не соответствует по форме ордеру на служебное жилое помещение. В соответствии со ст.106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. Договор найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры с истцом не заключался. В силу ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Решения о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд и отнесении её к служебным жилым помещениям не принималось в соответствии с действующим Жилищным кодексом Российской Федерации. Истец проживает в квартире на условиях социального найма. В силу Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище (статья 40, часть 1). Исходя из Преамбулы Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" этот закон определяет базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда. В Гражданском кодексе Российской Федерации закреплено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217). В силу статьи 1 закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № ..... «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В силу статьи 2 названного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения. Статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, в Жилищном кодексе Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2000 года № ..... по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" отметил, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер. Соблюдение конституционного принципа равенства (ст. 19 Конституции РФ) гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. Принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав. Отказ истцу в приватизации занимаемого им жилого помещения, которое имеет равный правовой режим с иными жилыми помещениями на территории заповедника, и в отношении которых уже вступили в силу решения суда о признании права собственности в порядке приватизации, является нарушением принципа равенства граждан. Равный правовой режим жилых помещений не предполагает различий в правах, приобретаемых гражданами, проживающими в них. Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие статьи 4 Закона, является таким имущественным правом, осуществление которого происходит в порядке, установленном Законом. Государство обязано обеспечить возможность реализации гражданами права на приватизацию жилого помещения и создать необходимые условия, позволяющие гражданину, выразившему волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственником. На основании изложенного, руководствуясь Законом Российской Федерации № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Масалыкиным А.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения уроженцем <адрес> право собственности на квартиру, расположенную по адресу: .......... Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Председательствующий Е.В. Касаткина