Дело № 2-1495/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Копылова В.В., при секретаре Вороновой И.Н., с участием истцов, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисовой Н.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Администрации городского округа - город Воронеж в лице Департамента муниципальной собственности Управления жилищного фонда, ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района», Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, установил: Борисова Н.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратились в суд с иском о признании права общей долевой собственности на квартиру № ..... в <адрес> в порядке приватизации (л.д. 7-9). В судебном заседании Борисова Н.Н. от своего имени и как законный представитель несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 48) исковые требования поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Борисов А.С., представители ответчиков: ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района», Департаменту имущественных отношений МО РФ, к Администрации городского округа - город Воронеж в лице Департамента муниципальной собственности Управлению жилищного фонда, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента жилищного обеспечения МО РФ, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом и заблаговременно, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток с документами и расписками, заявления и ходатайства, в том числе, об отложении судебного разбирательства, возражения относительно исковых требований в суд не поступили, что с учетом требований ст. 167 ГПК РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле. Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из положений указанной статьи следует, что жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус специализированных в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданам прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Согласно Договора социального найма жилого помещения № ..... от 29.03.2011 года на основании решения о предоставлении жилого помещения протокол заседания жилищной комиссии № ..... от 07.09.2010 года ВАИУ (г. Воронеж) ......... квартира № ..... в <адрес> была предоставлена нанимателю Борисову А.С. совместно с членами его семьи: Борисовой Н.Н., ФИО1 (л.д. 18-20). В силу требований ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Как установлено в судебном заседании Борисов А.С. являлся военнослужащим в распоряжении ВВАИУ, данное обстоятельство не оспорено сторонами в судебном заседании в установленном законом порядке. Согласно выписке из домовой книги и копии финансово-лицевого счета в спорной квартире в настоящее время зарегистрировано три человека - истцы и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Борисов А.С. (л.д. 10, 28). 09.06.2011 года Борисов А.С. совместно с членами семьи обращался с заявлением в Управление жилищного фонда Департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж с заявлением о передаче занимаемой им по договору социального найма квартиры в собственность, но получил отказ, в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по <адрес> в реестре муниципального имущества не значится (л.д. 23). Впоследствии Борисов А.С. отказался от участия в приватизации спорного жилого помещения в пользу супруги - Борисовой Н.Н., что подтверждается нотариально удостоверенным согласием (л.д. 27) Жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, значится в государственной собственности в лице Министерства обороны РФ, закреплённый на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района (л.д. 18). Доказательств обратного лицами, участвующим в деле, не представлено. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности. В силу ч. 5 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. В соответствии со ст.ст. 1-2, 7-8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 4 июля 1991 года (в редакции 26 ноября 2002 года, с изм. от 10 декабря 2002 года) граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Статья 6 Закона предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1-2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием и если приватизация данного жилого помещения не противоречит закону. Соблюдение, установленного ст.ст. 7-8 указанного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно, как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Тогда как, в соответствии с ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилых помещений. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья, он праве обратиться в суд за защитой своего права. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации после сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке. По делу установлено и не опровергнуто в ходе судебного разбирательства, что жилой дом № ..... по <адрес> принят в эксплуатацию, находится на обслуживании ОАО «.........» филиал Воронежский, квартира № ..... в указанном доме принадлежит Министерству обороны РФ и находилась в оперативном управлении, ведении Воронежской КЭЧ МВО МО РФ, а потому распределена очереднику-военнослужащему Борисову А.С. составом семьи три человека, ранее не участвовавшим в приватизации жилых помещений, с которым 29.03.2011 года заключен договор социального найма жилого помещения № ....., (л.д. 18-20, 24-26, 28, 49-52), при этом, несмотря на то, что в установленном законом порядке государственная регистрация прав на недвижимость не была произведена, спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано, право оперативного управления Воронежской КЭЧ МВО МО РФ не зарегистрировано в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах истец и её несовершеннолетний ребёнок по не зависящим от них причинам не могут воспользоваться своим правом приватизировать указанное жилое помещение - квартиру, что соответственно нарушает положения ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Государство, устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого прав, а потому суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст.ст. 17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда. При принятии решения суд учитывает, что ответчики и третьи лица в соответствие со ст. 56 ГПК РФ не представили суду возражений относительно заявленных исковых требований и доказательств в их обоснование. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: признать за Борисовой Н.Н. право собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № ..... в <адрес> в порядке приватизации. Признать за ФИО1 право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру № ..... в <адрес> в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня приятия решения в окончательной форме. Председательствующий Копылов В.В.