Дело № 2-1282/2011 г. Воронеж 26 сентября 2011 года. Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Исаковой Н.М., при секретаре Мишиной Н.А., с участием истца Полупановой Е.В., представителей истца по доверенности от 26.07.2011 года № ..... Шиняева А.Ю. и Шиняева Ю.В., представителя ответчиков Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности от 16.08.2011 года № ..... и Правительства Воронежской области по доверенности от 28.07.2009 года № ..... Байдаковой Ю.С., представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности от 01.09.2011 года № ..... Степановой О.С., представителя ответчика администрации городского округа г. Воронеж по доверенности от 30.12.2010 года № ..... Львовой И.В., представителя ответчика Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж по доверенности от 30.12.2010 года № ..... Шихова Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полупановой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2 к Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и взыскании судебных расходов УСТАНОВИЛ: Истец Полупанова Е.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2 обратилась в суд с иском к Управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, администрации городского округа г. Воронеж, Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Правительству Воронежской области о предоставлении ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения на состав семьи три человека вне очереди благоустроенного жилого помещения на территории г. Воронежа за счет средств субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Воронежской области и взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины. При этом требования истцом были заявлены только к администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 4-7). Определением суда от 22.08.2011 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и принято к производству суда уточненное исковое заявление Полупановой Е.В., в котором она просила обязанность по предоставлению жилья возложить на Управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, администрацию городского округа г. Воронеж, Департамент труда и социального развития Воронежской области и Правительство Воронежской области (л.д. 57, 59-60, 61-62). В ходе судебного разбирательства от Полупановой Е.В. поступило уточненное исковое заявление, в котором она окончательно просила: обязать Департамент труда и социального развития Воронежской области вынести решение о предоставлении благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к городу Воронежу жилого помещения по договору социального найма на состав семьи, состоящей из 3-х человек: она, сын - ФИО 1 и дочь - ФИО 2, с учетом нормы предоставления не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи по месту жительства истца в городе Воронеже; - обязать Департамент труда и социального развития Воронежской области приобрести благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городу Воронежу жилое помещение на состав семьи, состоящей из 3-х человек: она, сын - ФИО 1 и дочь - ФИО 2, с учетом нормы предоставления не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи по месту жительства истца в городе Воронеже; - обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор социального найма благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к городу Воронежу жилого помещения (л.д. 90-91, 92, 119). В судебном заседании истец Полупанова Е.В. заявила письменный отказ от всех исковых требований, заявленных к Управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, администрации городского округа г. Воронеж, Правительству Воронежской области (л.д. 116), в связи с чем производство по делу в этой части прекращено, о чем 26.09.2011 года вынесено определение (л.д. 121-122). Исковые требования, заявленные к Департаменту труда и социального развития Воронежской области и Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с учетом последних уточнений поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Представители истца по доверенностям Шиняев А.Ю. и Шиняев Ю.В. также просили удовлетворить иск в полном объеме. Представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Байдакова Ю.С. в части исковых требований, заявленных к представляемой ею организации просила отказать, представив письменные возражения (л.д. 78-79). При этом просила учесть, что предоставление жилых помещений возможно только при наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области, а таковых в настоящее время не имеется. Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Степанова О.С. также просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представив письменные возражения (л.д. 109-111, 113-114). При этом пояснила, что к ДИЗО Воронежской области, по ее мнению, требования заявлены преждевременно, поскольку этой организацией не было отказано истцу в заключении договора социального найма жилого помещения, так как не было самого обращения. Представители ответчиков Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж по доверенности Шихов Е.И., администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Львова И.В., Правительства Воронежской области по доверенности Байдакова Ю.С., ранее возражавшие в удовлетворении исковых требований, считая себя ненадлежащими ответчиками (л.д. 36, 50-51), после отказа от иска к данным ответчикам в разрешении спора по существу полагались на усмотрение суда. Заслушав истца, ее представителей, представителей ответчиков, изучив материалы дела суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат в части по следующим основаниям. Судом установлено, что Полупанова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в с. ........., что усматривается из ее свидетельства о рождении серии № ....., выданного ДД.ММ.ГГГГ ......... (л.д. 74). Родителями Полупановой Е.В. являются ФИО 3 и ФИО 4. Решением Хохольского районного народного суда Воронежской области от 08.12.1992 года, вступившим в законную силу 21.12.1992 года, ФИО 4 была лишена родительских прав в отношении четырех своих детей, в том числе в отношении дочери Е. (л.д. 16-18). Отец истца, ФИО 3 умер 27.12.1994 года, что подтверждается повторным свидетельством о смерти серии № ....., выданным 19.05.2009 года администрацией Борщевского сельсовета Хохольского района Воронежской области (л.д. 15). Согласно справки, выданной администрацией Семидесятского сельского поселения от 20.05.2011 № ....., Полупанова Е.В. в период с 17.03.1999 года по 11.02.2009 года состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес> (л.д. 105). В период с 01.09.2003 года по 28.06.2006 года являлась учащейся Профессионального училища № 30, что подтверждается дипломом указанного учебного заведения серии Е № ..... (л.д. 75). В силу действия ст. 1 Федерального закона № 159 - ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Полупанова Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; … Положения данной нормы закона дублируются положениями Федерального закона № 159 - ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», абз. 2 ст. 8 которого гласит: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. 21.03.2006 года Полупанова Е.В., находящаяся на обучении в ПУ № 30 г. Воронежа, была принята на учет на внеочередное предоставление жилья, что подтверждается постановлением администрации Хохольского муниципального района Воронежской области от 21.03.2006 года № 99 (л.д. 21). ДД.ММ.ГГГГ года у Полупановой Е.В. родился сын, ФИО 1, что подтверждается свидетельством о рождении серии № ....., выданным ОЗАГС Хохольского района Воронежской области (л.д. 13). Таким образом, состав семьи истца Полупановой Е.В. стал составлять два человека. Позже Полупановой Е.В. было принято решение о перемене места жительства и переезде из Хохольского района Воронежской области в г. Воронеж, в связи с чем 04.12.2009 года постановлением администрации Хохольского муниципального района Воронежской области № 2049 она была снята с учета в качестве нуждающейся на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (л.д. 77). 19.03. 2009 года истец с сыном была поставлена на регистрационный учет по адресу: ........., что подтверждается отметкой в паспорте в графе «место жительства» (л.д. 11). В целях обеспечения условий для осуществления гражданами РФ права на жилище принят закон Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» (в ред. от 25.02.2010 года), вступивший в действие с 01.01.2008 года. 03.06.2009 года в соответствии с данным законом и на основании приказа Департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области № 1776/ОД от 01.07.2009 года Полупанова Е.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма составом семьи два человека по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 22). Номер очереди в списке -233. ДД.ММ.ГГГГ у Полупановой Е.В. родилась дочь ФИО 2, что подтверждается свидетельством о рождении серии № ....., выданным ОЗАГС Железнодорожного района г. Воронежа (л.д. 14), следовательно, с этого периода и до настоящего времени ее состав семьи стал составлять три человека, в связи с чем приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области № 995/ОД от 05.05.2011 года включило в состав семьи Полупановой Е.В. дочь И. (л.д. 29). На 17.08.2011 года срок беременности Полупановой Е.В. составляет 24 недели, что подтверждается справкой б/н и даты, выданной Женской консультацией НУЗ «Дорожной клинической больницы на ст. Воронеж -1 ОАО «РЖД»» (л.д. 76). Как усматривается из представленных истцом доказательств, а именно из справки от 10.04.2009 года № 1706, выданной филиалом ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» БТИ Железнодорожного района г. Воронежа за истцом Полупановой Е.В. и ее сыном ФИО 1 до 01.02.1998 года никакое недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 19). Факт отсутствия у истца права собственности на недвижимое также подтверждается сообщением Управления Росреестра по Воронежской области от 01.04.2009 года № ..... (л.д. 20). Истец обратилась с иском к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о приобретении на ее состав семьи из 3-х человек жилого помещения с учетом нормы предоставления не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи по месту жительства истца, а также понуждении Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор социального найма на предоставленное жилое помещение, мотивировав тем, что до настоящего времени жилье в виде отдельной благоустроенной квартиры ей не предоставлено. Согласно списку детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, представленного Департаментом труда и социального развития Воронежской области, истец Полупанова Е.В. значится в данном списке под № 90 (л.д. 83). Таким образом, те обстоятельства, что Полупанова Е.В. на период первой постановки на учет в качестве нуждающейся на внеочередное предоставление жилой площади относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что она имела право на внеочередное получение жилья, что ее семья в настоящее время состоит из трех человек, что в настоящее время она сохраняет право на внеочередное предоставление ей жилья, а также то, что жилье до настоящего времени ей не предоставлено ответчики не оспаривали, возражений по данным доказательствам не представили, как и не представили доказательств обратного, в связи с чем суд считает вышеуказанные обстоятельства установленными. Возражения представителей ответчиков по сути заявленных требований сводятся к тому, что не смотря на включение истца Полупановой Е.В. в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений на основании договора социального найма, в котором она фактическое предоставление жилья возможно только при наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области. Суд с данными доводами согласиться не может, поскольку они не основаны на законе. Как уже указывалось выше, истец Полупанова Е.В. на протяжении пяти лет сохраняет за собой право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании договора социального найма в силу действующего законодательства, в связи с чем все оговорки представителей ответчиков о невозможности предоставления ей такого жилья являются несостоятельными и не должны приниматься судом во внимание. В связи с изложенным требование истца в части обязания Департамент труда и социального развития Воронежской области принять решение о предоставлении Полупановой Е.В. по договору социального найма благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения в г. Воронеже на состав семьи три человека: Полупанова Е.В., сын ФИО 1, дочь ФИО 2 с учетом нормы предоставления не менее 18 кв.м. общей площади на одного человека подлежит удовлетворению. А поскольку процедура предоставления жилья таким нуждающимся, как истец Полупанова Е.В. включает в себя большой ряд мероприятий, в том числе: финансирование мероприятий по приобретению жилья за счет областного и федерального бюджета, размещение заказов, организация торгов, перевод жилья в жилищный фонд социального использования Воронежской области, регистрация права собственности на данное жилье, вынесение решения о предоставлении жилья и т.д., то суд приходит к выводу, что удовлетворение искового требования о принятии Департаментом труда и социального развития Воронежской области решения о предоставлении Полупановой Е.В. по договору социального найма жилого помещения в г. Воронеже включает в себя, в том числе и требование об обязании данного ответчика приобрести жилое помещение и не требует отдельного указания на это. В части определения надлежащего ответчика суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 24 Закона Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» № 101-11-03 от 26.07.1999 года в случае, если предоставление жилого помещения, из которого выбыл ребенок, невозможно по каким-либо причинам, обеспечение его жилым помещением производится вне очереди уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области в порядке, предусмотренным законодательством Воронежской области. В соответствии с законом Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы относятся к категориям граждан, имеющим право на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма. В соответствии со ст. 4 вышеуказанного закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Согласно п. 3.1.8 постановления Правительства Воронежской области № 285 от 23.04.2009г. "Об утверждении Положения о департаменте труда и социального развития Воронежской области" данная организация ведет учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принимает решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма. Постановлением правительства Воронежской области от 06.10.2010 года № 826 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Дети Воронежской области», согласно которой предусмотрено финансирование мероприятий по приобретению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вставшим на учет на улучшение жилищных условий после 01.01.2008 года за счет средств областного и федерального бюджета. Государственными заказчиками данной программы являются Департамент труда и социального развития Воронежской области, Департамент здравоохранения Воронежской области, Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Согласно закону Воронежской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете Воронежской области на реализацию долгосрочной областной целевой программы «Дети Воронежской области» является Департамент труда и социального развития Воронежской области. Таким образом, финансирование мероприятий по приобретению квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Полупановой Е.В. должно производится через Департамент труда и социального развития, который является надлежащим ответчиком по данному делу. В части исковых требований к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор социального найма благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к городу Воронежу жилого помещения суд полагает правильным отказать по следующим основаниям. Так согласно ст. 2 Закона Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определяемого правительством Воронежской области. Постановлением администрации Воронежской области от 29.11.2007 года № 1083 «О мерах по реализации закона Воронежской области от 09.10.2007 года № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» установлено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и главным управлением государственного имущества Воронежской области (правопреемник - ДИЗО ВО) заключается на основании решения главного управления социального развития Воронежской области. Согласно «Положению о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области отдельным категориям граждан на основании договора социального найма», утвержденного приказом Главного управления социального развития Воронежской области (правопреемник Департамент труда и социального развития Воронежской области) от 15.01.2008 года № 16/ОД, жилое помещение жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма выделяется конкретному лицу на основании приказа Главного управления социального развития Воронежской области после предоставления необходимых документов и постановке на учет в Главном управлении социального развития Воронежской области. Исходя из установленных обстоятельств обязанность по заключению договора социального найма жилого помещения с конкретным лицом действительно возложена на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Вместе с тем суд учитывает следующее. Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Как установлено судом, а истцом не отрицалось, в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области Полупанова Е.В. по факту заключения с ней договора социального найма на предоставленное жилое помещение не обращалась, в связи с чем говорить о нарушении права истца в этой части преждевременно. При таких обстоятельствах иск в части требований к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области удовлетворению не подлежит. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы, присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Учитывая, что суд пришел к выводу о возможности удовлетворения одного заявленного истцом требования неимущественного характера, то с Департамента труда и социального развития Воронежской области в пользу Полупановой Е.В. подлежит возврат суммы государственной пошлины в размере 200 рублей 00 коп., в остальной части следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 220-221 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Департамент труда и социального развития Воронежской области принять решение о предоставлении Полупановой Е.В. по договору социального найма благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения в г. Воронеже на состав семьи три человека: Полупанова Е.В., сын ФИО 1, дочь ФИО 2 с учетом нормы предоставления не менее 18 кв.м. общей площади на одного человека. В остальной части заявленных исковых требований Полупановой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2 отказать. Взыскать с Департамента труда и социального развития Воронежской области в пользу Полупановой Е.В. возврат суммы государственной пошлины в размере 200 рублей 00 коп. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: Исакова Н.М.