Дело № 2- 1367 /2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года г. Воронеж Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе председательствующего Касаткиной Е.В. при секретаре Долгих Н.В. с участием представителя истицы по доверенности, удостоверенной нотариусом 29.09.2011 года сроком на три года, Дудченко Т.В., представителя ответчика по доверенности № ..... от 10.10.2011 года сроком до 31.12.2011 года Бирюковой Е.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Карнауховой А.И. по доверенности, удостоверенной нотариусом 05.09.2011 года сроком на три года, Болотовой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черенковой Н.Н. к Управлению лесного хозяйства Воронежской области об обязании заключить договор аренды лесного участка ус т а н о в и л: Черенкова Н.Н. обратилась с иском к ответчику и просит обязать заключить c ней договор аренды лесного участка площадью 0,06 га для ведения сельского хозяйства, расположенного по адресу: Сомовское лесничество квартал № ..... часть выдела № ..... на срок 49 лет. Исковые требования мотивированы тем, что по договору дарения Черенкова Н.Н. приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: ........., в доме, расположенном на лесном участке в составе земель лесного фонда Сомовского лесничества квартал № ....., часть выдела № ....., площадью 0,06 га, являющегося собственностью Российской Федерации. В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Руководствуясь ст. 36 Земельного кодекса РФ, истица подала заявление в Управление лесного хозяйства Воронежской области с просьбой предоставить ей право аренды на указанный лесной участок для ведения сельского хозяйства сроком на 49 лет. Участок необходим ей для использования и обслуживания приобретенного ею объекта недвижимости. Основанием для подачи заявления в Управление лесного хозяйства Воронежской области являлась ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства Воронежской области от 12.05.2009 года №379 «Об утверждении положения об Управлении лесного хозяйства Воронежской области». Полномочиями на заключение договора аренды лесного участка на территории Воронежской области наделено Управление лесного хозяйства Воронежской области. Договор аренды лесного участка с истицей заключен не был, на её заявление ответчик предложил обратиться в суд. В силу ст. 445 ГК РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ заключение договора аренды земельного участка занятого принадлежащим истице объектом недвижимости является обязательным. В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель истицы по доверенности Дудченко Т.В. поддержала исковые требования. Представитель ответчика по доверенности Бирюкова Е.Н. иск не признала, представила письменные возражения на иск, в которых ссылается на то, что жилой дом, в котором проживает истица, расположен на землях лесного фонда, по адресу: .......... Лесной адрес участка установлен: ......... Земельный участок, на котором расположен дом, учтен как земли лесного фонда и является собственностью Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Порядок многоцелевого использования лесными участками сложился давно, в период 50-60-х годов и законодательно подтвержден. Виды использования лесов перечислены в статье 25 Лесного кодекса РФ. Использование одних и тех же лесных участков разными пользователями законно. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» (далее Закон) на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. На основании данного Закона земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Перевод земель лесного фонда в другую категорию осуществляется на основании Постановлении Правительства РФ. Действующим законодательством предусмотрены другие правовые возможности решения проблемы. В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Воронежской области эти полномочия осуществляет департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области. Условием перевода земельного участка из одной категории в другую или включения земельных участков в границы населенных пунктов является наличие кадастрового паспорта участка. Этот вопрос связан с процедурой разделения земельного участка лесного фонда, ранее поставленного на государственный кадастровый учет, и выдела части его для перевода в категорию земель населенных пунктов. Инициатором такого перевода должна выступать администрация городского округа города Воронежа. Для раздела земельного участка лесного фонда необходимо разрешение его собственника, то есть Российской Федерации. Полномочия собственника осуществляет Территориальное управление Росимущества в Воронежской области. После проведения процедуры перевода лесного участка, которым истица пользуется, из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, станет возможным законное оформление права на земельный участок. В соответствии с частью 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, т.е. право собственности Российской Федерации на лесные участки после их перевода в земли населенных пунктов сохраняется, а распоряжение осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В порядке статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки предоставляются в пользование на следующих правах пользования: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ. В соответствии с ч.1 ст.71 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а гражданам - в аренду, безвозмездное срочное пользование (в зависимости от вида использования лесов). В соответствии с п. 4.1 ст.74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Часть 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ определяет закрытый перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона. Во всех других случаях договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. В силу части 2 статьи 264 Гражданского кодекса РФ, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определил, что договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора (возражения л.д.22-23, 61-62). Третье лицо Карнаухова А.И. в судебное заседание не явилась. Представитель третьего лица по доверенности Болотова С.Н. полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. Представитель третьего лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что требования истицы не подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, что истице принадлежит 3/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № ..... дома № ..... ......... (копия свидетельства о государственной регистрации права л.д.7). Земельный участок, на котором расположен жилой дом № ..... ......... <адрес>, огороды и хозяйственные постройки собственников квартир, учтен как земли лесного фонда и является собственностью Российской Федерации. Согласно выписки из реестра федерального имущества участок лесного фонда, имеющий адрес: ........., является собственностью Российской Федерации, имеет площадь 20 900 000.0000 кв.м., относится к категории - земли лесного фонда, в отношении участка имеется свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2004 года № ..... (выписка из реестра л.д.16, копия свидетельства о государственной регистрации права л.д.63). Истица просит передать ей в аренду часть земельного участка, прилегающего к жилому дому, состоящему из четырех квартир, для ведения сельского хозяйства (план лесного участка, схема расположения и границы лесного участка, копия ситуационного плана, геосъемки, плана границ земельного участка л.д.32-34, 103,104). На обращение истицы Управление лесного хозяйства Воронежской области 11.08.2011 года ответило отказом, сославшись на то, что частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ установлен закрытый перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона. Во всех других случаях, в том числе в случае, если на лесном участке расположены здания, строения, сооружения принадлежащие гражданам или юридическим лицам, договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (копия ответа л.д. 9). В силу ст.1.1. Положения об Управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 года № ....., Управление является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области, управление и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства Воронежской области. В соответствии с п. 3.2.1. Положения Управление предоставляет государственную услугу: заключение договоров аренды лесных участков (расположенных в пределах земель лесного фонда), в том числе организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Согласно положений ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. В статье 25 Лесного кодекса РФ перечислены виды использования лесов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются - ч. 2 ст. 6 ЛК РФ). Частью 3 статьи 73 Лесного кодекса РФ устанавливается исчерпывающий перечень оснований, при которых заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43-45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса. Статьями 36, 43-46 Лесного кодекса РФ предусматривается следующее: леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Из приведенных правовых норм следует, что лесное законодательство Российской Федерации за исключением случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 74 ЛК РФ, предусматривает возможность заключения договоров аренды земельных участков лесного фонда только по результатам проведения аукционов по реализации права на заключение таких договоров. Лесным законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду собственнику объекта недвижимости, расположенного на этом участке, для ведения сельского хозяйства, без проведения аукциона. Доводы истицы о том, что ей как собственнику объекта недвижимого имущества, может быть предоставлен в аренду участок лесного фонда для ведения сельского хозяйства без проведения аукциона, и ссылки при этом на положения ст. 36 Земельного кодекса РФ, несостоятельны, так как противоречат нормам Лесного кодекса Российской Федерации. В ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Положения статьи ЗК РФ определяют порядок приобретения гражданами прав на земельные участки, занятые принадлежащими им объектами недвижимости, и не подлежит применению к правоотношениям по поводу использования участка лесного фонда для ведения сельского хозяйства. Спорный участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом. Аренда земель лесного фонда подчиняется правилам лесного законодательства. На основании ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В ст. 9 Лесного кодекса РФ установлено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Статьей 3 Земельного кодекса РФ и статьей 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Лесным кодексом РФ непосредственно в статье 71 урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 71 ЛК). Согласно ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Правовых норм, обязывающих ответчика заключить с истицей договор аренды земельного участка лесного фонда для ведения сельского хозяйства, нет. На выводы суда не может повлиять то обстоятельство, что на обращение истицы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, ей был дан ответ, в котором указано, что согласно статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172- ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Указом Губернатора Воронежской области от 15.08.2011 N 303-у утвержден Лесной план Воронежской области, в котором определен перечень поселков, расположенных на землях лесного фонда, рекомендованных к включению в границы населенных пунктов, в том числе и на территории Сомовского лесничества. Далее в ответе Территориальное управление сообщает, что исходя из судебной практики, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, может быть заключен с собственником объектов недвижимости, расположенных на указанном участке, без проведения аукциона. При этом суды исходят из приоритета правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. В силу этого приоритета, в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам, они не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены этого права посредством применения процедуры заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренной частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Территориальное управление считает, что Управление лесного хозяйство по Воронежской области неправомерно отказало истице в заключении договора аренды на испрашиваемый ею лесной участок (копия ответа л.д.36-37). Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в ответе сослалось в общих формулировках на судебную практику, не приведя каких-либо конкретных примеров. В связи с чем невозможно сделать вывод о действительном наличии судебной практики и о том, что она сформировалась в отношении правоотношений, аналогичным правоотношениям по настоящему делу. Указом Губернатора Воронежской области от 15.08.2011 N 303-у утвержден «Лесной план Воронежской области», в приложении №25 к которому имеется «Перечень поселков, расположенных на землях лесного фонда, рекомендованных к включению в границы населенных пунктов». Квартал 107 Сомовского лесхоза включен в этот перечень, что означает возможность разрешения впоследствии возникшей ситуации после перевода спорного земельного участка из категории земли лесного фонда в категорию земли населенного пункта иным предусмотренным законом способом. В материалах дела имеются копии документов, подтверждающих доводы представителя ответчика о том, что после вступления в действие Лесного кодекса РФ (01.01.2007 года) договоры аренды лесных участков для целей ведения сельского хозяйства не заключались без проведения аукциона. С собственником квартиры № ..... дома № ..... по ......... и квартиры № ..... соседнего дома № ..... (третьим лицом по делу Карнауховой А.И.) договоры аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства, заключенные ранее 2007 года (с Карнауховой А.И. договор заключался 19.10.2006 года), были приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации на основании п.1 ч. 4 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», согласно которого договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года (копии договоров с приложениями л.д.55-60, 64- 80). В судебном заседании установлено, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по заключению договора аренды, поэтому исковые требования не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении иска Черенковой Н.Н. к Управлению лесного хозяйства Воронежской области об обязании заключить договор аренды лесного участка площадью 0,06 га для ведения сельского хозяйства, расположенного по адресу: ......... квартал № ....., часть выдела № ....., на срок 49 лет. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Воронежский областной суд через районный суд. Председательствующий Е.В. Касаткина
Согласно частей 1, 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Согласно п. 2 ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, в том числе вопросы заключения договоров аренды лесных участков, не урегулированные ЛК РФ и другими федеральными законами, регулируются нормами гражданского и земельного законодательства.