2-1392/2011 - о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по иным определенным федеральным законом основаниям



Дело № 2- 1392/2011                               

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2011 года                                                                                           г. Воронеж                                                                                           Железнодорожный районный суд города Воронежа

в составе председательствующего Касаткиной Е.В.

при секретаре                                     Долгих Н.В.

с участием представителей истца: по доверенности, удостоверенной нотариусом 25.11.2008 года сроком на три года, Выдриной Л.А., адвоката Рязанцевой Т.В., представившей ордер № ..... и удостоверение № .....,

представителя Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж по доверенности № ..... от 30.12.2010 года сроком до 31.12.2011 года Радченко Н.В.,

представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности № ..... от 16.08.2011 года сроком на один год Байдаковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выдрина В.С. к Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по самостоятельному основанию нуждаемости, о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий

установил:

    Выдрин В.С. обратился с иском к ответчику и просит: признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий по самостоятельному требованию нуждаемости, как инвалида страдающего заболеванием из Перечня Правительства РФ № 378 и № 817 (п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ), признать несоответствующим ст. 40 Конституции РФ, п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ отказ Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж от 10.08.2011 года в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.          

    Исковые требования мотивированы тем, что в целях реализации прав на внеочередное получение жилья, предусмотренных п.3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, истец обратился в Управу Железнодорожного района г. Воронежа 28.07.2011 года с заявлением, как гражданин являющийся членом семьи одного сособственника Выдриной Л.А., о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по иным определенным федеральным законом основаниям (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

    Управа Железнодорожного района г. Воронежа дала ответ 05.08.2011 года, в котором указано, что для признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий он должен быть признан малоимущим. Данное решение нарушает жилищные права, поскольку противоречит закону, а именно п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Определению КС РФ № 551-0-0 от 12.04.11 года.

    Указанные граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий предоставляемых по договорам соцнайма по самостоятельному основанию нуждаемости, как страдающие заболеванием из Перечня Правительства РФ № 378 и № 817 с учетом права на дополнительную площадь.

     Согласно постановлению Управы Железнодорожного района г. Воронежа № 286 от 29.03.2010 г. истец включен в состав семьи своего брата очередника 1998 года ФИО 1 для улучшения жилищных условий, т.е. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в составе семьи брата, без признания малоимущим.

      Истец является инвалидом 1 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе, страдает тяжелой формой хронического заболевания, требующего обязательного диспансерного наблюдения.

      Заболевание, которое имеется у истца, указано в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно», что подтверждается ответом Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера от 14.05.2010 года № 1215, с указанием кода заболевания по МКБ-10 (F 02,63).

Право на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий подтверждается следующими документами: справкой об инвалидности 1 группы (бессрочно) и ИПР № 269, ответом ВОКПНД от 14.05.2010 года № 1215 (истец подпадает под действие Постановления Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, справкой ВОКПНД от 24.04. 2009 года № 997 (о льготах на внеочередное жилье).

Другого жилья истец и члены его семьи (брат ФИО 1 и его жена Выдрина Л.А.) не имеют.          

Управой Железнодорожного района г. Воронежа был сделан запрос по прежнему месту жительства истца в Ставропольском крае, получен ответ об отсутствии у истца жилья.

Истец проживает в квартире № ..... дома № ..... по ул. ........., сособственниками которой являются: член его семьи - Выдрина Л.А. 1/2 доли, члены семьи ФИО 2 несовершеннолетние дети: ФИО 3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - 1/4 доли и ФИО 4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - 1/4 доли.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соцнайма признаются: являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями» утверждены Правила предоставления льгот. В п. 2 которых установлено, что основаниями для признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является проживание в квартире занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и целью предоставления жилья является отселение такого больного.

Также данным постановлением указано, что при постановке на очередь учитывается право на дополнительную площадь инвалидов.

В нормах закона нет указаний на признание малоимущим, что также подтверждено Определением КС РФ от 12.04.2011 года № 551-0-0.

Отсутствие в законодательстве указания на признание малоимущими больных страдающих тяжелой формой хронических заболеваний свидетельствует о том, что указанные категории граждан признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Согласно ст. 5 ЖК РФ и п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от

02.07.2009 года № 14 наибольшую юридическую силу имеет ЖК РФ, являясь основополагающим в системе актов жилищного законодательства, кодексу должны соответствовать все другие нормативные правовые акты этой отрасли законодательства, если какие либо нормы жилищного законодательства не соответствуют ЖК РФ, то применяются нормы Кодекса.

В определениях Конституционного суда РФ от 12.04.2011 года № 551-0-0 и от 09.04. 2002 года № 123-0, указано, что регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, указан и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 376-0-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-0-0 и N 1368-0-0, от 1 декабря 2009 года N 1548-0-0, от 23 марта 2010 года N 330-0-0 и N 331-0-0, от 19 октября 2010 года N 1328-0-0).

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции РФ.

Ответчик ссылается на закон Воронежской области № 71-03. Но в этом законе указано в ст. 2 п. 4, что признание малоимущими необходимо только при постановке на учет малоимущих граждан, которым предоставляется жилье из муниципального жилфонда, а больным для признания их нуждающимися в жилье - п. 6 указанного закона «предоставить документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для граждан имеющих в составе семьи больного страдающего тяжелой формой хр. заболеваний, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню ПП РФ № 378)».

Истцом предоставлен документ из ВОКПНД № ..... от 14.05.2010 года, подтверждающий его жилищные льготы.

        В судебное заседание Выдрин В.С. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные объяснения по иску (л.д.36 - 37, 62-63).

       Представители истца поддержали исковые требования.     

       Представитель Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж иск не признала, пояснила, что Управа правомочна поставить на учет для получения муниципального жилья истца только как малоимущего. Ст. 10 ФЗ № 181 от 24.11.1995 года, граждане, вставшие на учет после 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Действующим законодательством не предусмотрено право инвалидов на постановку на учет без учета статуса как малоимущего.

Представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области полагается на усмотрение суда и пояснила, что действующим жилищным законодательством не определен специальный порядок обеспечения инвалидов жилыми помещениями, в настоящее время эта категория граждан обеспечивается жильем на общих основаниях. В ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» есть ссылка, но специальных законов не издано ни на уровне субъектов, ни на федеральном уровне. Воронежской области передано право на предоставление жилых помещений граждан только вставших на учет до 2005 года. Органы исполнительной власти не уполномочены на предоставление жилых помещений, вставших на учет после 2005 года, цель постановки на учет - это предоставление жилых помещений.

      Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Выдрина В.С. не подлежат удовлетворению.

      В судебном заседании установлено, что Выдрин В.С. имеет инвалидность первой группы (копия справки об инвалидности л.д.9).

      Истец страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006 года и в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 817 от 21.12.2004 года (копии справок Государственного учреждения здравоохранения «.........» л.д.10,11).

    Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

     В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

    Приведенные нормативные положения касаются граждан, являющихся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

    Выдрин В.С. как инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.01.2005 года.

     26.07.2011 года Выдрин В.С. обратился в Управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж (далее Управа) и просил признать его нуждающимся в улучшении жилищный условий по иным определенным федеральным законом (п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ) основаниям (копия заявления л.д.12-13).

     Управой 05.08.2011 года дан ответ, в котором указано, что истцу для рассмотрения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, необходимо представить документы, предусмотренные законом Воронежской области от 30.11.2005 года № 72 -ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Воронежской области». При этом Управа сослалась на то, что истец не отнесен федеральным законом или законом субъекта РФ к категории граждан, имеющим право на принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вне зависимости от их имущественного положения (копия ответа л.д.14-16).

       Постановлением Управы № 286 от 29.03.2010 года «Об изменении состава семьи для улучшения жилищных условий ФИО 1» истец включен в состав семьи брата, то есть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в составе семьи брата без признания малоимущим (копия постановления л.д.35).

       Выдрин В.С. просит Управу признать его нуждающихся в улучшении жилищных условий только по тому основанию, что он является инвалидом и страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, ссылаясь на положения п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, предусматривающей, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

       Но такими полномочиями Управа не обладает.

       Согласно ст. 49 Устава городского округа город Воронеж (Постановление          Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года № 150-1) Управа района городского округа (далее - управа района) является территориальным исполнительно-распорядительным органом администрации городского округа и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым постановлением администрации городского округа.

        В соответствии с п. 1.1. Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 22.04.2011 года № 345 «Об утверждении Положения об Управе Железнодорожного района г. Воронежа городского округа город Воронеж» Управа Железнодорожного района городского округа город Воронеж является территориальным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, уполномоченным на решение отдельных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом городского округа город Воронеж к компетенции администрации городского округа.

        Пунктом 3.3.20.Положения предусматривается, что Управа ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

        В силу ст. 1 закона Воронежской области № 71-ОЗ от 30.11.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» на учет принимаются граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с действующим законодательством.

       В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

      Администрацией городского округа город Воронеж принято 17.03.2011 года постановление № 259 «Об утверждении перечня муниципальных услуг предоставляемых Администрацией городского округа город Воронеж». Согласно п. 2.2. перечня муниципальная услуга «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» предоставляется управами районов.

Постановлением Администрации городского округа город Воронеж № 1118 от 06.12.2010 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявление, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Постановлением предусматривается, что административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результата предоставления муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей муниципальной услуги, определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при оказании муниципальной услуги.

Согласно п.1.2. регламента право на получение муниципальной услуги имеют постоянно проживающие на территории городского округа город Воронеж малоимущие граждане Российской Федерации, а также их законные представители, действующие в силу закона или на основании доверенности:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Малоимущими признаются граждане при одновременном наличии следующих оснований:

- размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (среднедушевой доход), размер дохода одиноко проживающего гражданина не превышает размера дохода, устанавливаемого органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими и представления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величины, устанавливаемой органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно распоряжения № 10-р от 14.01.2010 года Администрации городского округа город Воронеж «Об уполномоченных органах Администрации городского округа город Воронеж по постановке на учет отдельных категорий граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» Управы районов городского округа город Воронеж определены как уполномоченные органы Администрации городского округа город Воронеж по постановке на учет на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод об отсутствии у Управы полномочий на признание истца нуждающихся в улучшении жилищных условий по самостоятельному основанию нуждаемости, как     инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно.

Признание нуждающимся в улучшении жилищных условий влечет за собой принятие на соответствующий учет и последующее предоставление жилого помещения. Иных последствий признания нуждающимся в улучшении жилищных условий не подразумевается.

        С 01.03.2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

        В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность предоставления дополнительных мер по обеспечению жильем инвалидов.

Вышеуказанный Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не регулирует правоотношения по льготному обеспечению жильем инвалидов, которые не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.

Согласно ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

        Воронежская область как субъект Российской Федерации в целях реализации делегированного права принял областной закон «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» от 09.10.2007 года. Пунктом 2 закона предусмотрено, что такая категория граждан как «инвалиды» обеспечиваются жильем только в том случае, если они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на учет до 01.01.2005 года.

Поскольку Выдрин В.С. на соответствующем учете не состоял до 01.01.2005 года, то ему жилое помещение как лицу, являющемуся инвалидом и страдающим определенным заболеванием, вне очереди предоставлено быть не может.

Данные обстоятельства установлены определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 24.05.2011 года по гражданскому делу по иску Выдрина В.С. к Департаменту труда и социального развития Воронежской области, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставления жилого помещения вне очереди, обязании заключить договор социального найма жилого помещения социального использования (копия определения л.д.51-53).       

       Отказом в признании Выдрина В.С. нуждающихся в улучшении жилищных условий Управа не нарушила его прав и законных интересов на обеспечение жильем, потому что Управа не является тем органом, который имеет право и обязан осуществлять учет граждан, нуждающихся в получении жилья, являющихся инвалидами, страдающими тяжелой формой хронического заболевания, не признанных в установленном порядке малоимущими.

        В судебном заседании установлено отсутствие полномочий Управы на принятие решения согласно заявления Выдрина В.С..            

Ссылка Выдрина В.С. на положения Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 года № 551-0-0 «По жалобе гражданина Кудряшова Ю.А. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не быть принята во внимание при рассмотрении настоящего спора.

Конституционный Суд РФ определил: признать жалобу гражданина Кудряшова Ю.А. не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

В Определении Конституционного суда РФ указано, что согласно статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (частью 3)Конституции Российской Федерации. По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями ст.40 ч.3 и ст.41 ч. 1 Конституции Российской Федерации и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент первоначального и последующих обращений Ю.А. Кудряшова в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.

Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.п.2.3.,3. Определения КС РФ от 12.04.2011 года № 551-0-0).

       Определение     Конституционного Суда РФ не затрагивает вопросов самого порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан - инвалидов страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, и предоставления им жилых помещений из муниципального или государственного жилого фонда. Конституционным Судом РФ не исключена, несмотря на предусмотренное законом представление жилого помещения вне очереди, возможность предварительного принятия инвалидов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из положений Определения Конституционного Суда РФ не следует, что ответчик имеет право и обязан признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по самостоятельному основанию нуждаемости, как инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, и его отказ в этом противоречит ст. 40 Конституции РФ, п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

    Отказать Выдрину В.С. в удовлетворении иска к Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по самостоятельному основанию нуждаемости, о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

    Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через районный суд.

    

Председательствующий                                                                                        Е.В. Касаткина