Дело № 2- 963/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года г. Воронеж Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе председательствующего судьи Касаткиной Е.В. при секретаре Долгих Н.В. с участием представителя истицы по доверенности, удостоверенной нотариусом 17.02.2011 года сроком на три года, Саввиной Т.А., представителя ответчика администрации городского округа г. Воронеж по доверенности № ..... от 30.12.2010 года сроком до 31.12.2011 года Панковой Л.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента финансово - бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности № ..... от 25.01.2011 года сроком до 31.12.2011 года Панковой Л.В., представителя ответчика муниципального учреждения «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ» по доверенности от 12.04.2011 года Чекалиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавровой Н.В. к администрации городского округа г. Воронеж, муниципальному учреждению «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ» об обязании произвести комплексный капитальный ремонт многоквартирного дома УСТАНОВИЛ: Истица обратилась с иском к администрации городского округа г. Воронеж и просила обязать произвести комплексный капитальный ремонт дома № ..... по ул. .......... В ходе рассмотрения дела истица уточняла исковые требования (л.д.148-150), окончательно требования сформулированы также же, как в первоначальном исковом заявлении: обязать администрацию городского округа г. Воронеж произвести комплексный капитальный ремонт дома № ..... по ул. ......... (л.д.181). Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры № ..... в доме № ..... по ул. .......... Квартира приватизирована в 2010 году. Дом возведен в 1959 году, имеет стены из кирпича с бетонными и частично деревянными перекрытиями. В квартирах (при вселении) стояли обычные кирпичные печки, которые растапливались дровами и углем. На них готовили еду. Газ появился у жителей дома лишь через три года. За 51 год в доме ни разу не производился капитальный ремонт. Подъезды не отапливаются (батареи срезаны). Оконные рамы в подъезде сгнили, имеют щели размером в 1 см, частично отсутствует остекление. К квартирам не подведен заземляющий провод, без которого эксплуатация современных электроприборов опасна для жизни. В доме нет подвала, все инженерные сети проходят через чердак и под полами квартир 1-го этажа. Трубы подтекают, на них конденсируется влага. Это вызывает ускоренное старение труб, протечки, гниение полов, затопление квартир верхних этажей. Дождевая и талая вода потоками стекают с крыши и по стенам дома, разрушая оставшуюся штукатурку (краска давно уже смыта). Под полами в сырости обитают крысы. Дом разваливается изнутри и снаружи. В соответствии с пунктами 21, 22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491, капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра. Согласно Инструкции МДС 13-1.99 о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденной постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. №79, проектирование капитального ремонта жилых зданий должно осуществляться на основе перспективных и годовых планов, утвержденных в установленном порядке. Включение в план капитального ремонта жилых зданий независимо от ведомственной принадлежности согласовывается с органами местного самоуправления, ведающими вопросами строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Решение о проведении капитального ремонта принимается органом местного самоуправления (инвестором) на основании определения степени износа, их архитектурной и исторической ценности. Капитальный ремонт жилого дома в предусмотренные сроки не производился и в настоящее время он нуждается в таковом. Факт достижения домом состояния, требующим капитального ремонта, подтверждается следующими документами: копиями ордера на вселение в кв. № .....; ордера на вселение в кв. № .....; письма от дирекции единого жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района г. Воронежа; письма из управы Железнодорожного района г. Воронежа; письма директора городского ЖКХ. Как разъяснил Верховный Суд РФ (Бюллетень Верховного Суда РФ №11-2000) с 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, в ст. 158 которого предусматривается, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, имеется также в ст. 210 ГК РФ. Согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ следует, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения. Согласно действовавшему на момент приватизации положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых зданий со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. до постановки на капитальный ремонт составляла 10-15 лет. Перспективы осуществления капитального ремонта абсолютно не ясны и администрация не представляет на этот счет никакой информации. В такой ситуации полагает необходимым поставить вопрос о понуждении администрации городского округа города Воронеж к проведению капремонта (исковое заявление л.д.5-9). К участию в деле в качестве соответчика было привлечено муниципальное учреждение «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ» (определение суда л.д.58). Истица Лаврова Н.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В судебном заседании представитель истицы по доверенности Саввина Т.В. исковые требования поддержала и пояснила, что согласно Ведомственных строительных норм ВСН 58-88р «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР 23.11.1998 года, продолжительность эксплуатации до постановки на капитальный ремонт жилых домов 15-20 лет, кровля и шифер 30 лет, трубы 40 лет. Дом введен в эксплуатацию в 1960 году, срок службы истек до марта 2005 года, дом уже нуждался в ремонте. После многочисленных обращений был сделан ремонт кровли. Правоотношения по поводу капитального ремонта возникли до 01.03.2005 года, до даты введения ЖК РФ в действие, акты жилищного законодательства не имеет обратной силы, поэтому в силу ст. 6 ЖК РФ наймодатель согласно закона «Об основах федеральной жилищной политики» действовавшего до введения в действие ЖК РФ, обязан полностью оплатить капитальный ремонт общего имущества дома. В 2007 году один из жителей дома написал в МУ «РайДЕЗ Железнодорожного района» заявление о том, чтобы сделали ремонт. Ему ответили, что дом включен в список домов для ремонта в 2008 году. Но капитальный ремонт не провели. Вновь жители дома обратились в 2009 году, им ответили, что дом признан нуждающимся в ремонте, и посоветовали принять участие в адресной программе. Они ещё раз обращались в администрацию, им ответили, что отремонтируют дом, если будут деньги. Письмом от 14.04.2011 года истице ответили, что проводился осмотр при передаче дома, дом нуждается в капитальном комплексном ремонте, реестр домов требующих ремонта передан в администрацию. Имеется акт технического от 25.05.2011 года, в котором указано, что требуется капитальный ремонт. Представитель ответчика администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Панкова Л.В. иск не признала, представляла письменные возражения, в которых ссылаются на то, что в соответствии со ст.ст. 12, 44 Устава городского округа город Воронеж, утв. постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.04 №150-1, администрация городского округа город Воронеж является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Действующим законодательством администрация городского округа город Воронеж полномочиями по осуществлению функций заказчика или исполнителя работ по капитальному ремонту многоквартирных домов не наделена. Обосновывая свои исковые требования, истица ссылается на ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», закрепляющей обязанность бывшего наймодателя провести капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утв. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007 года, в ответе на пятый вопрос пояснено, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Указанное положение подтверждается практикой Воронежского областного суда, в частности определением от 13.11.2008 г. по делу №33-3415, которое указывает, что судом обоснованно не были применены положения ст. 16 ФЗ РФ «0 приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку доказательств того, что на момент приватизации жилой дом нуждался в капитальном ремонте - истцом районному суду не представлено. Истицей Лавровой Н. В. не было представлено доказательств того, что на момент приватизации ею квартиры № ..... дома № ..... по ул. ......... спорный многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте. В связи с этим с истицы не снимается обязанность по доказыванию необходимости проведения капитального ремонта спорного дома на момент приватизации квартиры № ..... дома № ..... по ул. ......... (на 2010 год). Ссылку на пункт 1.3. Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 17 декабря 1999 г. N 79 МДС 13-1.99 считают некорректной, так как не поименован государственный орган, иное юридическое или физическое лицо, наделенное полномочиями на согласование вопроса включения в план капитального ремонта жилых зданий. По информации МУ «ГорДЕЗ ЖКХ» от 12.07.2011 года № ..... в 2005 году выполнялся капитальный ремонт кровли многоквартирного дома № ..... по ул. ......... подрядной организацией МУП г. Воронежа «Производственная база ЖКХ» в соответствии с муниципальным контрактом № ..... от 26.09.2005 г. на сумму 199, 922 тыс. рублей (возражения л.д. 108-109). Представили дополнительные возражения на иск, ссылаются также на то, что Решением Воронежской городской Думы от 22.12.2010 №314-111 «О бюджете городского округа город Воронеж на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов» утверждены основные характеристики городского бюджета на вышеуказанный период. В приложениях к данному решению определены конкретные статьи расходов средств городского бюджета, получатели бюджетных средств, перечень муниципальных адресных программ, финансируемых из городского бюджета и др.. Проведение ремонтных работ капитального характера на спорном многоквартирном доме за счет средств городского бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов не предусмотрено. Администрация городского округа город Воронеж техническую эксплуатацию жилищного фонда (в том числе и спорного дома) никогда не осуществлял, не осуществляет и не имеет документов характеризующих техническое состояние многоквартирного дома № ..... по ул..........(дополнительные возражения л.д.182 - 183). Представитель ответчика МУ «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ» по доверенности Чекалина Н.С. требования не признала, представили возражения на иск, согласно которых ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, не может быть применена к отношениям между истицей и МУ «ГорДЕЗ ЖКХ», поскольку учреждение никогда не являлось и не является наймодателем, более того не состоит вообще в договорных отношениях с истицей. Бывшим наймодателем по отношению к истице выступает Администрация городского округа город Воронеж. МУ «ГорДЕЗ ЖКХ» не является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, является самостоятельным юридическим лицом, которому учредитель (администрация городского округа город Воронеж) делегировала право выступать лишь заказчиком по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда. При заключении муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд МУ «Гор ДЕЗ ЖКХ», выступая заказчиком, действует от имени и по поручению публично-правового образования в лице администрации городского округа город Воронеж. В соответствии с распоряжением Главы городского округа город Воронеж №379-р от 26.06.2009 года «Об обеспечении функционирования МУ «Гор ДЕЗ ЖКХ»» финансирование учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы, директор учреждения не имеет права самостоятельно распоряжаться денежными средствами, поступающими на функционирование учреждения. Все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности поступают в полном объеме в бюджет городского округа г. Воронеж. Главным распорядителем бюджетных средств МУ «Гор ДЕЗ ЖКХ» назначено Управление ЖКХ администрации городского округа г. Воронеж. Работы по капитальному ремонту финансируются в данном случае только из бюджета. При этом необходимо учесть, что пообъектное распределение бюджетных ассигнований на капитальный ремонт объектов жилищного фонда утверждается ежегодно Администрацией городского округа г. Воронежа. Жилой дом № ..... по улице ......... был включен в план капитального ремонта на 2005 года и для этих целей были выделены бюджетные средства. Соответственно МУ «ГорДЕЗ ЖКХ» был заключен контракт на выполнение работ для муниципальных нужд №224 от 26.09.2005 года с подрядной организацией МУП г.Воронежа «Производственная база ЖКХ». Предмет контракта - капитальный ремонт кровли жилого дома № ..... по ул........... После проведения капитального ремонта эксплуатирующая организация обязана обеспечивать эффективную эксплуатацию здания или объекта до момента постановки на очередной капитальный ремонт (ВСН 58-88 (р) от 23.11.1988г.). Свои обязательства в пределах наделенных полномочий и в пределах выделенных бюджетных ассигнований МУ «ГорДЕЗ ЖКХ» исполнило в полном объеме. Заявленные истицей Лавровой Н.В. требования необоснованные, поскольку не представлено никаких доказательств нуждаемости дома в проведении капитального ремонта на момент приватизации. В соответствии с ч.1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома (далее - общее имущество в многоквартирном доме). В соответствии с п.21 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, вопросы о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома решаются на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Согласно ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт (подпункт «з» пункта 11). Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ. Согласно п. 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Обязанность по проведению капитального ремонта на момент предъявления исковых требований возлагается на управляющую организацию (возражения л.д.139- 141). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента финансово- бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности Панкова Л.В. полагает требования истицы не подлежащими удовлетворению. Представила пояснения по иску, в которых указано, что департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж поддерживает позицию Администрации городского округа город Воронеж по следующим дополнительным основаниям. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, утв.решением Воронежской городской Думы от 09.09.2009 №239-11, департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющего функции по составлению и организации исполнения бюджета городского округа. Решением Воронежской городской Думы от 22.12.2010 года №314-111 «О бюджете городского округа город Воронеж на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов» утверждены основные характеристики городского бюджета на вышеуказанный период. В приложениях к данному решению определены конкретные статьи расходов средств городского бюджета, получатели бюджетных средств, перечень муниципальных адресных программ, финансируемых из городского бюджета и др. Проведение ремонтных работ капитального характера на спорном многоквартирном доме за счет средств городского бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов не предусмотрено. Воронежский областной суд определением от 13.11.2008 г. по делу №33-3415 (извлечение прилагается) определил, что для применения ст. 16 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец должен представить доказательства того, что на момент приватизации квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте. Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж техническую эксплуатацию жилищного фонда (в том числе и спорного дома) никогда не осуществлял, не осуществляет и не имеет документов характеризующих техническое состояние многоквартирного дома № ..... по ул........... Капитальный ремонт крыши спорного многоквартирного дома был проведен в 2005 году по муниципальному контракту № ..... от 26.09.2005 г. на сумму около 200 тыс.рублей. Заказчиком по данному муниципальному контракту являлось МУ «ГорДЕЗ ЖКХ». Согласно ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник данного имущества. Часть 1 ст. 158 ЖК РФ также определяет, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В настоящее время спорный многоквартирный дом № ..... по ул.......... находится в управлении 000 «УК РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района». Из части 2 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения состоит из оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пояснения л.д.185-186). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «УК РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие (заявление, копия доверенности л.д.158, 159). Выслушав представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в части. Суд приходит к такому выводу по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истица является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме № ....., расположенном по адресу: ........., на основании договора на передачу квартиры в собственность от 02.11.2010 года № ..... (копия свидетельства о государственной регистрации права от 21.01.2011 года л.д.10, копия договора л.д.28). На запрос суда филиал ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» БТИ Железнодорожного района г. Воронежа сообщил, что согласно материалам инвентарного дела жилой дом № ..... по ул. ......... был построен в 1960 году (ответ л.д.157). Дом был включен в реестр муниципального имущества городского округа город Воронеж на основании решения малого Совета Воронежского городского Совета народных депутатов от 07.09.1993 года № 162, перечень № 7, п. 1. Дом находился на балансе МП «Вега» (копия сообщения управления имущественных отношений департамента муниципальной собственности от 11.07.2011 года, справки л.д.113,114). 01.05.2008 года жилой дом № ..... по ул. ........., в числе других жилых домов, передан на облуживание ООО «Управляющая компания Районная дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Железнодорожного района, что следует из письма директора общества (л.д.65). В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что дом, в котором проживает истица, нуждался в проведении капитального ремонта на момент приватизации ею квартиры и нуждается в нём по настоящее время. Из ответа от 05.09.2007 года, данного исполняющим обязанности директора МУ «РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района», ФИО 1, проживающему в квартире № ..... спорного дома, следует, что жилой дом включен в проект плана капитального ремонта на 2008 год по сроку продолжительности эксплуатации и износу (копия ответа л.д.11). В ответе от 10.08.2009 года, подписанном заместителем руководителя управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж, адресованном ФИО 2, проживающей в квартире № ....., указано, что управляющая компания подтверждает, что согласно акта технического обследования инженерных сетей, жилой многоквартирный дом № ..... по ул. ........., действительно, признан нуждающимся в проведении комплексного капитального ремонта. Предложено проведение общего собрания по вопросу капитального ремонта дома и участия в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (копия ответа л.д.12-13). 20.10.2010 года собственники помещений в жилом доме № ..... по ул. ......... на собрании приняли решение об участии в адресной программе по проведению капитального ремонта в соответствии с ФЗ № 185 от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», оформив свое решение протоколом № ..... (л.д. 66-75). Из копии акта технического обследования жилого дома, проведенного 29.12.2008 года комиссией в составе начальника проектно- сметного отдела и инженера этого же отдела МУ «Гор ДЕЗ ЖКХ», ведущего инженера ООО «Управляющая компания Рай ДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района» усматривается, что год постройки дома 1960, количество этажей 4, стены кирпичные, здание относится к 11 группе капитальности, установленный срок службы- 125 лет, фактический 49 лет, остаточный 76 лет. Состояние чердачного деревянного перекрытия, расположенного над лестничными клетками 1 и 2 подъезда, оценивается как неудовлетворительное, и требуется ремонт (копия акта л.д.19-20, 179). В ответе от 16.02.2011 года директора департамента жилищно- коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж на обращение ФИО 2, указано, что жилой дом управой Железнодорожного района г. Воронежа для включения в план капитального ремонта предложен. Вопрос о включении дома в план капитального ремонта за счет средств Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на 2011 год будет рассмотрен при условии выделения финансирования Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и наличия необходимых документов (копия ответа л.д.16). Из имеющихся в деле материалов следует, что спорный жилой дом планировался ко включению в планы капитального ремонта значительно ранее 2010 года. Но в программы капитального ремонта, в том числе и в 2011 году, включен не был. Управой Железнодорожного района г. Воронежа представлена копия реестра многоквартирных домов, собственники которых изъявили желание участвовать в Федеральной программе капитального ремонта в 2011 году, в реестре указан спорный жилой дом и ориентировочная стоимость работ по капитальному ремонту (л.д. 93-99). Из ответа на запрос суда директора ООО «УК Рай ДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района» следует, что в реестре многоквартирных домов указана ориентировочная стоимость работ по капитальному ремонту спорного дома, определенная исходя из видов работ. Точная стоимость работ по капитальному ремонту дома определяется при заключении договора подряда, когда составляются и утверждаются сметы на каждый вид работ (ответ л.д.178). В муниципальную адресную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов городского округа город Воронеж в 2011 году», утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж № 583 от 23.06.2011 года, спорный дом не включен (копия постановления, программы с приложениями л.д.164 - 177). То обстоятельство, что в 2005 году по заданию администрации городского округа город Воронеж по муниципальному контракту № 224 от 26.09.2005 года был выполнен ремонт кровли спорного жилого дома, не опровергает, а напротив, подтверждает доводы истицы о том, что проведение капитального ремонта было необходимо до приватизации жилого помещения. Выполнение капитального ремонта только по одной позиции - ремонт кровли, не означает, что не требовалось его в отношении остальных частей дома (копия ответа МУ « ГорДЕЗЖКХ», контракта на выполнение работ для муниципальных нужд, графика производства работ, справок о стоимости выполненных работ, актов о приемке выполненных работ л.д.77- 93). Нуждаемость дома в проведении капитального ремонта на момент приватизации и в настоящий момент подтверждается копией акта внеплановых мероприятий по государственному контролю от 12.08.2011 года, составленному жилищным инспектором ФИО 3. по результатам обследования дома. В акте, в частности, указано, что трубопроводы систем холодного водоснабжения, канализации, отопления сильно изношены и нуждаются в капитальном ремонте (копия акта л.д.134-135). В материалах дела имеется акт технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от 25.05.2011 года, составленный представителем ООО «УК Рай ДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района», ООО « РЭП 17», в котором также записано, что электропроводка требует замены, требуется капитальный ремонт системы отопления, холодного водоснабжения (копия акта л.д.52-54). Доказательств того, что при эксплуатации дома проведен капитальный ремонт в надлежащем объеме, в установленные сроки, ответчики суду не представили. Соответственно, их доводы о том, что истицей не доказано, что на момент приватизации квартиры дом нуждался в капитальном ремонте, суд полагает несостоятельными. Истица в обоснование своих требований правильно сослалась положения на ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривающей, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу вышеуказанной нормы обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства («Обзор законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года). В силу ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Согласно приказу Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 года № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р) Приложение № 2 рекомендованная минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов для кирпичных домов до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Факт эксплуатации жилого дома значительно более предусмотренного строительными нормами срока эксплуатации без капитального ремонта свидетельствует о необходимости его проведения и законности требований истицы. Поскольку именно данное обстоятельство в силу требований закона, является юридически значимым, суд считает, что положения ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» применимы в данном конкретном случае. Исковые требования истицы о понуждении ответчика - администрации городского округа город Воронеж - к проведению капитального ремонта подлежат удовлетворению. Надлежащим ответчиком является администрация городского округа г. Воронеж. Согласно приведенных выше в решении положений ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право требования проведения капитального ремонта по основанию данной статьи возникает у любого заинтересованного лица, в случае, если обязанность по проведению такого ремонта возникла у бывшего наймодателя, однако не была исполнена им на момент приватизации. Не подлежат удовлетворению требования истицы в части возложения обязанности по проведению капитального ремонта к МУ «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ», поскольку учреждение не выступало в качестве наймодателя жилых помещений в спорном жилом доме. МУ «ГорДЕЗ ЖКХ» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является администрация г. Воронежа (п.п. 1.1, 1.2 Устава Муниципального учреждения «Городская дирекция единого заказника ЖКХ» (копия Устава л.д.36-42). Учреждение создано с целью выполнения от имени главы города функций единого заказчика по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и строительству муниципального жилого и нежилого фонда (п. 2.2. Устава). Обязанность по проведению капитального ремонта дома в спорном жилом доме не исполнена до настоящего времени, поэтому администрация городского округа город Воронеж должна обеспечить выполнение капитального ремонта в спорном жилом доме. Приходя к выводу о необходимости удовлетворения иска суд учитывает, что если необходимость капитального ремонта дома, его конструктивных частей или иных инженерных систем, учитывая степень износа отдельных конструкций дома, возникла до введения в действие ЖК РФ и при решении вопроса об их ремонте нормы ЖК РФ не действуют, в этом случае необходимо применять ранее действовавший закон «Об основах федеральной жилищной политики», который не предусматривал взимания с граждан платы за капитальный ремонт. Согласно п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» при капитальном ремонте производится комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № 8, согласно которому при капитальном ремонте жилищного фонда рекомендовано производить: обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ); ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); модернизацию жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замену печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки 1 - подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полную замену существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлом ластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизацию и диспетчеризацию лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров); замену внутриквартальных инженерных сетей; установку приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей); переустройство невентилируемых совмещенных крыш; авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой; технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда; ремонт встроенных помещений в зданиях. В соответствие с п. 2.4.4 вышеназванного Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства. В то же время суд учитывает, что указание на конкретную продолжительность капитального ремонта содержится лишь во «Временных нормах предельной продолжительности капитального ремонта объектов жилого и общественного назначения», утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 14.04.1969 года № 148, при этом согласно п. 10 указанного документа нормативная продолжительность капитального ремонта устанавливается в месяцах, как функция от объема работ в денежном выражении. Однако учитывая, что в настоящее время не определены конкретные виды необходимых работ, их стоимость, у суда отсутствует возможность установить конкретный срок проведения работ капитального характера и определить перечень работ. В части определения надлежащего ответчика по делу суд также исходит из следующего. Согласно ст. 44 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года № 150-I (в ред. от 09.02.2011 года) администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области. Администрация городского округа является юридическим лицом, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом города для содержания и организации работы администрации городского округа. Распорядителем данных средств является глава городского округа. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Воронежской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями администрации городского округа и иными муниципальными правовыми актами городского округа. Согласно ст. 48 Устава администрация городского округа в лице ее органов и подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления: разрабатывает проекты планов и программ социально - экономического развития города, бюджета, и организует их исполнение (п.1); осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, их материально-техническое снабжение, назначение и освобождение от должности руководителей соответствующих учреждений, за исключением учреждений, закрепленных за районами (п. 36). По смыслу ст. 72 Устава, городской округ имеет собственный бюджет, который разрабатывается и утверждается на основании нормативного правового акта городской Думы. Формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления городского округа самостоятельно. Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета городского округа определяется Положением о бюджетном устройстве, бюджетном процессе в городском округе, утверждаемым городской Думой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Воронежской области (п. 1 ст. 73 Устава). В соответствии со ст. 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 22.10.2008 № 313-II (ред. от 13.10.2010 года) администрация городского округа город Воронеж, наряду с другими органами, является участником бюджетного процесса в городском округе город Воронеж. При этом ст. 6 указанного Положения определяет следующий круг бюджетных полномочий администрации городского округа, среди которых: составление проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период; установление порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств бюджета городского округа; разработка долгосрочных целевых программ (подпрограмм) определение порядка формирования муниципальных заданий и финансового обеспечения муниципальных заданий. На основании ст. 30 Положения составление проекта бюджета городского округа город Воронеж - исключительная прерогатива администрации городского округа. Проект бюджета городского округа составляется и утверждается в форме решения Воронежской городской Думы Обязанность по проведению капитального ремонта спорного жилого дома возлагается судом на администрацию городского округа город Воронеж, обладающую для этого необходимыми организационно-распорядительными полномочиями, подконтрольными организациями и структурными подразделениями, а также имеющую полномочия по формированию бюджета городского округа город Воронежа: являясь участником бюджетного процесса, администрация городского округа составляет проект бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, что является её исключительной прерогативой. При этом суд считает необходимым указать, что капитальный ремонт жилого дома по адресу ......... должен быть завершен в разумный срок, с учетом времени, необходимого для утверждения бюджета на очередной - 2012 финансовый год и соответствующий плановый период; времени, необходимого для выполнения своих обязанностей единого заказчика подконтрольным администрации городского округа МУ «ГорДЕЗ ЖКХ», также времени продолжительности работ, необходимость проведения которых, будет выявлена в результате обследования спорного жилого дома. Тем самым, возлагая на администрацию городского округа г. Воронежа обязанность по проведению капитального ремонта спорного жилого дома, суд, обязывает ответчика, в частности: обеспечить производство обследования жилого дома № ..... расположенного по ул. ........., в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, и подготовку проектно-сметной документации, включить расходы по капитальному ремонту указанного жилого дома в проект бюджета городского округа г. Воронеж на 2012 финансовый год и соответствующий плановый период, обеспечить надлежащее исполнение МУ «ГорДЕЗ ЖКХ» функций заказчика при проведении работ по капитальному ремонту дома, функций по осуществлению технического надзора за проведением работ по капитальному ремонту; приемке выполненных работ и оценке их качества в соответствии с условиями договоров, а также текущему контролю выполнения работ подрядными организациями; контролю деятельности подрядных организаций в части объемов, качества и сроков выполняемых работ, выполнить иные необходимые действия по обеспечению своевременного исполнения обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома. Доводы ответчика о том, что проведение ремонтных работ капитального характера на спорном многоквартирном доме за счет средств городского бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов не предусмотрено, суд полагает несостоятельными, так как данное обстоятельство не может служить основанием для освобождении ответчика от исполнения обязанности по проведению капитального ремонта. Вопрос финансирования ремонта должен быть решен ответчиком в соответствии с бюджетным процессом. В удовлетворении требований истицы в части о понуждении к проведению «комплексного» капитального ремонта жилого дома, суд полагает правильным отказать, так как нормативными положениями не предусмотрено наименование «комплексный». Вид и перечень работ должен быть определен по результатам обследования дома. В приведенном выше в решении суда в пункте 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» употребляется понятие «комплексное»: - при капитальном ремонте производится комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лавровой Н.В. к администрации городского округа г. Воронеж о понуждении к выполнению капитального ремонта удовлетворить в части. Обязать администрацию городского округа г. Воронеж выполнить капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № ..... по ул. .......... В остальной части иска отказать. Отказать в удовлетворении исковых требований к МУ «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ». Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: Е.В. Касаткина