Дело № 2-823/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 июня 2012 г. г.Воронеж Железнодорожный районный суд г. Воронеж в составе: председательствующего судьи Дорофеевой И.В., при секретаре Леденевой О.С., с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г.Воронежа Золотаревой В.Т., представителя ответчика ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» Попченковой Н.И., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Воронежа, действующего в защиту интересов Морозова И.В. к Открытому акционерному обществу «Управляющая компания Железнодорожного района» о признании незаконными действий, выразившихся в неправомерном начислении коммунальных платежей, УСТАНОВИЛ: Прокурор Железнодорожного района г.Воронежа, действующий в интересах гр. Морозова И.В. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» с требованием о признании незаконными действий, выразившиеся в неправомерном начислении платежей за сбор и вывоз крупногабаритных отходов, об обязании ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» исключить сумму задолженности по оплате за освещение мест общего пользования в размере 691 руб. 40 копеек, прекращении начисления по данной услуге со дня вынесения решения, об обязании ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» исключить сумму 17 руб. 03 коп. задолженности по оплате за сбор и вывоз крупногабаритных отходов, прекращении начисления по данной услуге. Исковые требования мотивированы следующим. Согласно Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. №155 под твердыми бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Поэтому услуга по сбору и вывозу ТБО включает в себя, в том числе и крупногабаритные отходы, входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. Крупногабаритные отходы являются составной частью твердых бытовых отходов. При этом закон не предусматривает выделение бытовых крупногабаритных отходов в отдельный класс. Исходя из представленных лицевых счетов на оплату коммунальных услуг, Морозову И.В. за декабрь 2011 г. выставлено к оплате по строке вывоз крупногабаритных отходов - 17 рублей 03 коп. Данная сумма подлежит исключению из задолженности. В соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется, исходя их показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением РФ от 23.05.2006 г. №306 определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Правила не устанавливают нормативы, а регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 Правил величина- 7кВт/ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребления, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемой для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным к Правилам. Применение ответчиком норматива потребления в размере 7 кВт/ч для расчета электроснабжения мест общего пользования является неправомерным, т.к. данная величина, как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. При этом собственники, для которых плата рассчитывается, исходя из норматива потребления, уже оплачивают электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Истцу за декабрь 2011 г. выставлена к оплате электроэнергия за освещение мест общего пользования в сумме 691 рублей 40 коп., что является неправомерным. В судебном заседании прокурор Золотарева В.Т. требования поддержала, просила их удовлетворить. Истец Морозов И.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление ( л.д. 34). Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» Попченкова Н.И. просила в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям: в соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Таким образом, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона (Данная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 20.11.2008 г. №КАС08-608, от 12.04.10 г. №ГКПИ10-239), поскольку данная услуга является обязательной, так как расходуется в местах общего пользования, бремя содержания за которые возложено на собственников многоквартирного дома. Особенностью договора энергоснабжения согласно ст. 539 ГК РФ является то, что по данному договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Следовательно, прекратить начисление но ЭМОП невозможно, поскольку управляющая компания будет вынуждена расторгнуть договор с ОАО «.........» от 22.03.2010г. (п. 6.3 которого предусматривает оплату электроэнергии, потребляемую приборами освещения мест общего пользования), ввиду того, что не сможет вносить плату за принятую энергию, в связи с чем, собственники многоквартирного дома рискуют остаться без электроэнергии в местах общего пользования, что также приведет к остановке лифтового оборудования. В соответствии с п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. №155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, к числу которых отнесены крупногабаритные предметы домашнего обихода. Федеральный закон №210-ФЗ от 31.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса» не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу организацией коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем. Ввиду вышеизложенного ОАО «УК Железнодорожного района» заключила договора с МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» №1235 от 02.05.2008г. на вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения за исключением крупногабаритных предметов домашнего обихода и с ООО «.........» № ..... от 01.10.2008г. на вывоз негабаритного мусора, образующегося и размещенного на площадках многоквартирных домов. Заключить единый договор на вывоз ТБО с учетом КГО управляющая компания не имела возможности, поскольку вывоз твердых бытовых отходов производиться специализированным автотранспортом, который не рассчитан на вывоз крупногабаритных отходов и который у МКП «.........» отсутствует. Действующим законодательством перечень сведений в платежном документе, относящихся к содержанию жилого помещения, не установлен. Единственным документом, утверждающим положения о порядке применения платежного документа по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг на территории г.о.г. Воронежа было решение Воронежской городской Думы от 28.05.2008г. № ....., которое утратило силу с 21.01.2009г. в связи с изданием решения Воронежской городской Думы от 21.01.2009г. № ...... Наличие в едином платежном документе строки «вывоз КГО», которая являлась подпунктом графы «плата за содержание жилья» не противоречит действующему законодательству, поскольку в оспариваемый период времени отсутствовала императивная норма права, регулирующая данные отношения, и не допускающая права выбора. Считаем, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его жилищных прав, связанных с отдельным указанием в получаемых квитанциях строки «вывоз КГО». Таким образом, признать начисление платежей за сбор и вывоз крупногабаритных отходов неправомерным не возможно, так как данная жилищная услуга законодательно закреплена и согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ включается в состав платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, бремя содержания которых возложено на собственника многоквартирного дома (ст. 30, 39 ЖК РФ). Представители третьих лиц ООО «ИРЦ», МУП «МИВЦ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Морозов И.В. является собственником квартиры № ..... в многоквартирном доме <адрес> на основании договора № ..... на передачу квартиры в собственность от 21.10.1996 г. (л.д. 10). В соответствии с п.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения и, если данное жилое помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом № ..... по <адрес> осуществляет ОАО «УК Железнодорожного района»г.Воронежа. Согласно ст.154 ЖК РФ собственник жилого помещения в многоквартирном доме оплачивает расходы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плату за коммунальные услуги истец производит на основании квитанций предъявляемых ответчиком. Образец Единого Платежного Документа используемых при расчетах за жилищно- коммунальные услуги с населением, утвержден Распоряжением главы Администрации Воронежской области от 23.09.2003 г. №1696 «Об оплате за жилищно- коммунальные услуги на основании единого платежного документа». Согласно данного образца в структуру «виды платежей» включена строка «вывоз ТБО». В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Крупногабаритные отходы являются составляющей частью твердых бытовых отходов. Исходя из пояснений истца усматривается, что за декабрь 2011 года истцу была выставлена сумма к оплате за «вывоз крупногабаритных отходов» в размере 17 рублей 03 копеек (л.д.13), которая не была оплачена. Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89 - ФЗ предусматривается подразделение отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду на опасные и практически неопасные отходы. При этом закон не предусматривает выделение бытовых крупногабаритных отходов в отдельный класс. Таким образом, крупногабаритные отходы входят в состав твердых бытовых отходов и поэтому нельзя согласиться с утверждением ответчика относительно того, что вносимая истцом плата за вывоз твердых бытовых отходов не включает в себя плату за вывоз и крупногабаритных отходов. При выделении ответчиком платы за КГО дополнительно отдельной строкой плата по основной строке за вывоз ТБО соответственно не была уменьшена. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те доказательства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Доказательства обоснованности взимания с истца оплаты за вывоз КГО за спорный период суду не представлены. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те доказательства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. В части применения ОАО «УК Железнодорожного района» норматива потребления электрической энергии из расчета 7 кВт/ч с человека в месяц, суд приходит к следующему. Статья 539, ч.1 ст. 540 ГК РФ предусматривают, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанный с потреблением энергии. В случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Подача электроэнергии для использования в местах общего пользования многоквартирного дома, осуществляется по договору, заключенному между МУП «Воронежская горэлектросеть», а с 01.01.2010 года ОАО «.........» и ответчиком, который принимает услугу и оплачивает ее, а затем передает ее собственникам многоквартирного дома. В силу ч.ч. 2,4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Согласно части 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Воронежской области не утвержден. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту Правила). В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный ( среднемесячный) объем ( количество, норма) потребления коммунальных ресурсов ( холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета ( п.2). Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются- органы государственной власти субъектов РФ, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги ( пункт 3,4). В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит- также для приготовления пищи ( п.30). Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам ( п.14). В соответствии с пунктами 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом ( формула 8). Из вышеизложенного следует, что 7 кВт/ч - это расчетная величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 № ...... Данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, т.к. используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе- расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Таким образом, Правила не устанавливают нормативы, а регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт/ч в месяц, не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. При таких обстоятельствах, ссылку представителя ответчика о том, что 7 кВт/ч является установленным законодателем нормативом, суд считает неправомерной, основанной на неверном толковании норм материального права. Применяя расчетную величину 7 кВт/ч, ответчик тем самым подменяет ею норматив потребления и выходит за рамки своих полномочий, поскольку установление норматива потребления электроэнергии - компетенция органа государственной власти субъекта РФ. Доказательства того, что применяемая ответчиком при расчетах - 7кВт/ч - это величина полученная расчетным методом и в связи с чем является обоснованной, суду не представлены, и на данное обстоятельство представитель ответчика и не ссылался. Согласно лицевого счета № ....., истцу неправомерно с 2008 г. по декабрь 2011 г. выставлено к оплате 691 рублей 40 коп. за освещение мест общего пользования. Данный расчет представителем ответчика не оспаривается. С учетом выше изложенного, доводы о незаконности начислений платежей за освещение мест общего пользования являются обоснованными. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия Открытого акционерного общества «Управляющая компания Железнодорожного района» по начислению платежей за вывоз крупногабаритных отходов незаконными. Обязать открытое акционерное общество «Управляющая компания Железнодорожного района», в квитанциях на оплату за коммунальные услуги, выставляемые Морозову И.В., проживающему по <адрес> исключить сумму задолженности по оплате за сбор и вывоз крупногабаритных отходов по состоянию на декабрь 2011 года в сумме 17 рублей 03 копейки, прекратить начисление по данной услуге. Обязать открытое акционерное общество «Управляющая компания Железнодорожного района», в квитанциях на оплату за коммунальные услуги, выставляемые Морозову И.В., проживающему по <адрес> исключить сумму задолженности по оплате за освещение мест общего пользования по состоянию на декабрь 2011 г. в сумме 619 рублей 40 копеек, прекратить начисление по данной услуге. Взыскать с Открытого акционерного общества «Управляющая компания Железнодорожного района» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход бюджета городского округа г. Воронежа: ......... На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Воронежский областной суд в течение 1 месяца через районный суд. Судья И.В. Дорофеева