Дело № 2-1898/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 июля 2012 годаЖелезнодорожныйрайонный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Говоровой О. И., при секретаре Минаевой О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в защиту интересов Инякиной Зои Михайловны к ОАО «УК Железнодорожного района» г. Воронежа о признании незаконными действий, выразившихся в неправомерном начислении коммунальных платежей, о взыскании причиненного ущерба и моральной компенсации, установил: Прокурор Железнодорожного района г. Воронежа обратился в суд с иском в защиту интересов Инякиной З.М. к ОАО «УК Железнодорожного района» г. Воронежа, просит признать незаконными действия ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района», выразившиеся в неправомерном начислении платежей за освещение мест общего пользования Инякиной З.М. по <адрес> с июня 2009 года, взыскать с ОАО «Управляющая компания <адрес>» в пользу Инякиной З.М. оплату за освещение мест общего пользования в сумме 1236 рублей 67 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 300 рублей. В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Воронежа Золотарева В. Т., истец Инякина З. М. поддержали заявленные требования, просят их удовлетворить полностью. Представитель ответчика - ОАО «УК Железнодорожного района» г. Воронежа Селиванова Л. Н., по доверенности, исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать, указывая, что в соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилого помещения включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Многоквартирный дом <адрес> общедомовым прибором учета электроэнергии не оборудован. Согласно п. п. 3 п. 1 приложения № ..... при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета расчет размера платы производится исходя из количества зарегистрированных граждан. Размер оплаты определяется количеством зарегистрированных граждан, умноженным на норматив потребления и на тариф. Нормативы потребления коммунальных услуг согласно ст. 157 ЖК РФ утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Решением Правления Главного Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области «О нормативах потребления электроэнергии населением городского округа город Воронеж» № ..... от 22.12.2006 г. были утверждены нормативы потребления электроэнергии на одного человека, проживающего в городском округе город Воронеж в квартире без индивидуальных приборов учета расходов электроэнергии, с учетом состава семьи и количества комнат в квартире. Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Воронежской области не утвержден, однако, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» услуга освещение мест общего пользования признана коммунальной услугой необходимой для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Данным постановлением установлен норматив расходов электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: в отношении мест общего пользования, придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования и технологических потерь - 7 квт/час в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 квт/час в месяц на 1 человека. В связи с тем, что большинство многоквартирных домов в г. Воронеже не оборудованы общедомовыми приборами учета, такая ситуация делает невозможным исполнение постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым не предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии общедомового прибора учета и оборудовании жилого помещения индивидуальным прибором учета потребления соответствующей коммунальной услуги. Постановление главы городского округа город Воронеж от 18.08.2008 г. № ..... рекомендовало жилищным организациям различных форм собственности ввести временный порядок расчетов за электроэнергию на освещение мест общего пользования. Круг вопросов, которые относятся к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений определен ст. 14 ЖК РФ. Поскольку определение порядка расчетов за жилищно-коммунальные услуги, в том числе освещение мест общего пользования не входит в компетенцию органов местного управления, постановление главы городского округа город Воронеж от 18.08.2008 г. № ..... было отменено. Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 г. № ..... количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Представитель третьего лица - ООО «Информационно-расчетный Центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Лица, участвующие в рассмотрении дела, возражений против этого не имеют. Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд пришел к выводу, что исковые требований обоснованны и подлежат удовлетворению. Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Воронежа по заявлению Инякиной З. М. была проведена проверка по вопросу незаконного начисления платежей за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме за период с мая 2009 г. по настоящее время. В результате проверки установлено, что ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» с 2009 года по настоящее время включает в квитанции по оплате жилищно - коммунальных услуг оплату услуг за освещение мест общего пользования Инякиной З. М. по <адрес>. Суд считает данные действия являются незаконными по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным домом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Статья 539, ч.1 ст. 540 ГК РФ предусматривают, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанный с потреблением энергии. В случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Подача электроэнергии для использования в местах общего пользования многоквартирного дома, осуществляется по договору, заключенному между ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» и ответчиком, который принимает услугу и оплачивает ее, а затем передает ее собственникам многоквартирного дома. МУП «МИВЦ» городского округа город Воронеж до апреля 2011 года, а с апреля 2011 года ООО «ИРЦ г. Воронежа» по распоряжению ОАО «УК Железнодорожного района» начисляют жильцам плату за электроэнергию, потребляемую приборами освещения мест общего пользования многоквартирного дома. Платежные документы, получаемые жильцами на оплату коммунальных услуг, отдельной строкой содержат услугу предоставление электроэнергии, в том числе освещение мест общего пользования. Взимание платы за данную услугу является незаконным. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № ..... утверждены Правила установления и потребления нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно п. 25 абзац 2 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающихся устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 квт /час в месяц на одного человека. В силу ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая в свою очередь включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Воронежской области не утвержден. Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов РФ (управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области), применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Согласно п. 2 Правил под нормативом потребления коммунальных услуг понимается норма потребления электрической энергии потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. В соответствии с п. 30 Правил в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии, из расчета электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи. Согласно п. 24, п.25 Приложения к Правилам, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8). При этом 7квт/ч - это расчетная величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 г. № ...... Данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при оном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Данная позиция подтверждена решением Верховного Суда РФ от 02.10.2007 года № ГКПИ07-1019. Таким образом, Правила не устанавливают нормативы, а регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 Правил величина - 7 квт/ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемой для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Применяя расчетную величину 7 квт/ч ответчик, тем самым подменяет ею норматив потребления и выходит за рамки своих полномочий, поскольку установление норматива потребления электроэнергии - компетенция органа государственно власти субъекта РФ. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Приложением № ..... Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета за коммунальные услуги: - при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения, в соответствии с п. п. 3 п.1 Приложения № ..... к Правилам предоставления коммунальных услуг). При этом собственники, для которых плата рассчитывается, исходя из норматива потребления, уже оплачивают электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды: - при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учет (в отношении электроснабжения в соответствии с п.п.1 п. 2 Приложения № ..... к Правилам предоставления коммунальных услуг); - при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с п.п.1 п.3 Приложения № ..... к Правилам предоставления коммунальных услуг). При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется, исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п.16 Правил предоставления коммунальных услуг). Постановление главы городского округа город Воронеж от 18.08.2008 года № ..... «О временном порядке расчетов за электроэнергию на освещение мест общего пользования в многоквартирных домах» носило рекомендательный характер для жилищных организаций и не определяло нормативы потребления электроэнергии на освещение мест общего пользования. Кроме того, данный муниципальный правовой акт утратил силу в связи с принятием постановления главы городского округа город Воронеж от 26.12.2008 года № ...... Другой оплаты Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрено. Согласно информации ООО «ИРЦ г. Воронежа» об оплате коммунальных платежей за период: с июня 2009 года по май 2012 Инякиной З.М. оплачена электроэнергия за освещение мест общего пользования в сумме 3612 рублей 38 копеек. Данная сумма подлежит взысканию с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района». Согласно письму Роспотребнадзора от 11.03.2005 года № ..... «О направлении информационного материала по защите прав потребителей» с учетом положений ст. 779 ГК РФ, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан). Обращение Инякиной З. М. является обоснованным, так как ответчик нарушает её жилищные права, нарушает права потребителя. Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда. Суд пришел к выводу, что в данном случае моральный вред подлежит компенсации. Учитывая характер физических и нравственных страданий, причиненных истцу ответчиком, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда сумму в размере 300 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 154,156, 157 ЖК РФ, ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района», выразившиеся в неправомерном начислении платежей за освещение мест общего пользования Инякиной З.М. по <адрес> с июня 2009 года. Взыскать с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» (<адрес>, зарегистрированного в налоговом органе 27 сентября 2007 г., инн. № ..... в пользу Инякиной З.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, оплату за освещение мест общего пользования в сумме 1236 рублей 67 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 300 рублей 00 копеек, всего 1536 рублей 67 копеек (одна тысяча пятьсот тридцать шесть рублей 67 копеек). Взыскать с ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района» (<адрес>, зарегистрированного в налоговом органе 27 сентября 2007 г., инн. № .....) государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек (четыреста рублей 00 копеек) в доход бюджета городского округа город Воронеж Воронежской области, взыскатель: инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району города Воронежа(<адрес>). Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в месячный срок через районный суд. Председательствующий судья О. И. Говорова.