11-156/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 декабря 2010 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глебовой И.Г., при секретаре Михалициной Л.Э., С участием истца Чидакина А.Б., представителя ответчика Шутовой О.В., рассмотрев гражданское дело по апелляционной жалобе Чидакина А.Б. на решение мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Ракимовой С.С. от 15.10.2010, по иску Чидакина А.Б. к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о взыскании излишне начисленного транспортного налога, по которому в удовлетворении исковых требований истцу было отказано УСТАНОВИЛ: истец Чидакин А.Б. обратился с иском к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району о взыскании денежной суммы в размере *** руб. *** коп., что составляет излишне начисленный и оплаченный транспортный налог за период с 2005 по 2009 годы. В обоснование исковых требований истец указал, что ему принадлежит автомобиль марки *** мощностью двигателя кВт/л.с. ***, регистрационный знак ***. Ответчик ИФНС Железнодорожного района г. Екатеринбурга с 2005 года необоснованно начисляет и взимает на данный автомобиль транспортный налог как на автобус, тогда как автомобиль является легковым универсалом. Фактически налог начислен и уплачен в размере *** руб. *** коп., а должен быть начислен в размере *** руб. *** коп. Данное транспортное средство является легковым универсалом, так как число сидячих мест не превышает восьми, масса автомобиля не превышает 2800 кг, государственный номер автомобиля написан на белом фоне черными цифрами, в то время как автомобили, перевозящие пассажиров, оборудованы государственными номерами с символикой на желтом фоне черными цифрами. Просил взыскать сумму излишне начисленного и оплаченного налога с ответчика. В судебном заседании у мирового судьи истец настаивал на удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в иске, указал, что из ответа органов ГИБДД также следует, что его автомобиль является легковым универсалом, соответственно инспекция необоснованно начисляет налог как за автобус. Представитель ответчика Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга Шутова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала, что в соответствии с Законом Свердловской области № 43-ОЗ в отношении автомобиля истца *** с мощностью двигателя *** лошадиных сил государственный номер *** установлены следующие ставки транспортного налога за одну лошадиную силу: 2005 год - 11 руб., 2006 - 20 руб., 2007 год - 21,5 руб., 2008 год - 23 руб., 2009 год - 28,8 руб. Органы, осуществляющие государственную регистрации транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536, где предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства». Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России № 496 в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В паспорте транспортного средства истца на автомобиль *** в данной строке указано: «автобус на 6 мест». В строке «4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета ССР 29.04.1974. В соответствии с Положением к транспортным средствам категории «В» относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны. Следовательно, категория «В» транспортного средства не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому или грузовому, также как и цвет государственною регистрационного номера не свидетельствует о принадлежности автомобиля к легковым универсалами или автомобилям, перевозящим пассажиров. Поскольку согласно представленным органами ГИБДД данным автомобиль истца является автобусом, то транспортный налог истцу исчислялся по ставкам, установленным для автобусов, просила в иске отказать полностью. Представитель третьего лица Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Свердловской области Фабрикант О.Б., действующий на основании доверенности указал, что все транспортные средства подлежат сертификации. Тип транспортного средства указывается заводом изготовителем в паспорте транспортного средства в соответствии с выданным одобрением. В соответствии с Одобрением типа транспортного средства ***, выданного Межотраслевым фондом «Сертификация автотранспорта САТР» автомобиль *** относится к транспортным средствам категории М2, специальное пассажирское транспортное средство, тип кузова - цельнометаллический, закрытый, сварной, установленный на раме. В то же время, требованиями приказа МВД России от 03.12.2007 № 1144 «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции», данный тип кузова не предусмотрен карточкой учета транспортного средства. В связи с этим, при постановке на регистрационный учет автомобиль ***, государственный регистрационный знак ***, принадлежащий Чидакину А.Б., имеющий категорию транспортного средства «В», в карточке учета транспортного средства и регистрационных документах указан тип кузова - «легковой универсал». Мировым судьей Ракимовой С.С. принято вышеуказанное решение, с которым не согласился истец. В апелляционной жалобе истец просит решение мирового судью отменить, пояснил, что 15.10.2010 мировым судьей судебного участка № 3 Железнодорожного суда г.Екатеринбурга Ракимовой С.С принято решение, взыскивать с Чидакина А.Б за автомобиль *** мощностью двигателя кВт/л.с. *** максимальная разрешенная масса 2800 кг. с госномером *** транспортный налог, как за автобус. Допрошенный в судебном заседании инспектор главного управления ГИБДД по Свердловской области Фабрикант О.Б. пояснил, что данное транспортное средство является легковым универсалом и классу автобуса принадлежать не может. Транспортный налог на территории Свердловской области введен и ставки установлены Областным законом от 29.11.2002 N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области". Как видно из приложения к закону, ставки по автомобилям и автобусам установлены в зависимости от категории транспортного средства (автомобили легковые и грузовые, автобусы) и мощности его двигателя (в лошадиных силах). Порядок определения категории транспортного средства налоговым законодательством не предусмотрен. Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, предусмотрено деление транспортных средств на категории А, В, С, D, Е. К категории В относятся автомобили, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов) и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. При этом к данной категории могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили, которые соответствуют указанным параметрам. В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством. Постановлением Правительства РФ N 477 "О введении паспортов транспортных средств" с 1 июля 1993 г. введены паспорта транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час. Данным Постановлением установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. На основании этого Постановления Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. Согласно пункту 27 Положения от 23.06.2005 в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как легковой автомобиль, то таким оно и является, исходя из этого назначения эксплуатируется собственником в дорожном движении, в этом же значении должно использоваться для целей налогообложения ввиду отсутствия в налоговом законодательстве специальных понятий, терминов (п. 1 ст. 11 НК РФ). Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N2965/07, N2620/07. Из представленного в дело технического паспорта на спорный автомобиль (строки 3) следует, что при его государственной регистрации орган ГИБДД с учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, определил, что данный автомобиль является легковым. В соответствии с данным назначением он и должен использоваться собственником. То, что фактически спорный автомобиль используется налогоплательщиком как автобус, налоговым органом не доказано. По Конвенции о дорожном движении данный автомобиль относится к категории "В" (максимальный вес не превышает 3500 кг, а число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8). Указанный технический паспорт был выдан ООО Р.. Поскольку порядок определения категории транспортного средства для целей налогообложения в законодательстве не определен, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), исчисление собственником транспортного налога по ставке, установленной для легковых автомобилей, до внесения соответствующих изменений в технический паспорт на транспортное средство является правомерным. Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указал, что считает вынесенное решение законным и обоснованным. Истец просит пересчитать транспортный налог за периоды с 2005 г по 2009 г., взимаемый за автомобиль *** государственный регистрационный номер ***, в связи с тем, что принадлежащее ему транспортное средство является легковым универсалом, а не автобусом. Согласно статьям 357, 358, 361 Налогового кодекса Российской Федерации налог определен правильно, ставки налога установлены Законом Свердловской области № 43-ОЗ от 29.11.2002 (с последующими редакциями). Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 17.09.2007 №ММ-3-09/536, где предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства». Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005 в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В паспорте транспортного средства истца на автомобиль *** per. № *** в данной строке указано: «автобус на 6 мест». В строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)", согласно вышеуказанного приказа, указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974. Например, в соответствии с Приложением 3 к Положению, к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны. Следовательно, категория «В» транспортного средства не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому или грузовому. Основным документом, определяющим наименование (тип) конкретного транспортного средства, является паспорт транспортного средства. Согласно Постановлению Правительства РФ № 477 «О введении паспортов транспортных средств» от 18.05.1993 (в ред. № 511 от 22.06.2009): паспорта транспортных средств выдаются организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г. Применительно к данному транспортному средству, паспорт был выдан заводом - изготовителем ОАО «Г.» ***. Следовательно, именно завод-изготовитель определяет тип и назначение транспортного средства, а не органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств и не налоговые органы. Просит оставить решение мирового судьи без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании истец просил решение мирового судьи отменить, поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика Шутова О.В. просила решение оставить в силе, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, поддержала доводы возражения на апелляционную жалобу. Заслушав стороны, проверив доказательства по делу в апелляционном порядке, суд находит решение законным, обоснованным. Мировой судья правильно установил обстоятельства дела. Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства *** от *** истец Чидакин А.Б. зарегистрирован в качестве собственника транспортного средства марки, модели ***, тип «***», категории «В», *** года выпуска, регистрационный знак ***, с мощностью двигателя *** лошадиных силы, разрешенная max масса 2800 кг, идентификационный номер *** (л.д. 24). Ответчиком инспекцией Федеральной налоговой службой по Железнодорожному руб. по ставке 20 руб., в 2007 – *** руб. по ставке 21,5 руб., в 2008 – *** руб. по ставке 23 руб., в 2009 – *** руб. по ставке 28,8 руб. Всего начислен за указанный период налог в общей сумме *** руб. *** коп. Исчисленный налог истцом оплачен полностью, что подтверждается налоговыми уведомлениями, квитанциями об оплате налога (л.д. 10-20). Мировым судьей правильно определены нормы материального права. В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Размер ставки зависит от объекта налогообложения, в частности подразделяются на: автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы и другие. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законом порядке является определяющим условием установления наличия объекта налогообложения и его качественного определения. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора). Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС). В соответствии с Положением «О паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» Приложения № 1 к Приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 паспорт транспортного средства представляет собой" документ, действующий на всей территории РФ, для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Согласно Постановлению Госстандарта РФ от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ, для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты нрав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства. В соответствии с пунктом 4 Положения «О паспортах транспортных средств» паспорта выдаются, в частности, собственникам транспортных средств организациями, являющимися изготовителями транспортных средств в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Положением (Приложение №> 1 Раздел 2 п.п. 26, 27,28) предусмотрено, что в паспорте транспортного средства в строке "2. Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимо от обозначения других транспортных средств. В строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В строке 4 Категория ТС (А, В, С, D, прицеп) указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, Установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года. В паспорте транспортного средства истца ***, выданного *** организацией изготовителем ОАО «Г.», в строке 2 указана марка, модель ТС «***», в строке 3 указано наименование (тип ТС) «автобус на 6 мест», в строке 4 указана категория ТС «В» (л.д. 25). На основании вышеизложенного, транспортное средство ***, принадлежащее истцу, определено в паспорте как автобус. Соответственно налоговый орган обоснованно применил ставки транспортного налога как для автобуса, а не легкового автомобиля. Мировым судьей правомерно не приняты во внимание ссылки истца на то, что при исчислении налога тип транспортного средства должен определяется исходя из количества сидячих мест, массы автомобиля, цвета государственного номера и других характеристик. В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации при определении типа транспортного средства в целях применения ставок транспортного налога следует руководствоваться регистрационными документами транспортного средства, а именно паспортом транспортного средства. Поскольку в паспорте транспортного средства тип последнего прямо определен как автобус, не основаны на законе требования истца о неправильном начислении ему транспортного налога, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании излишне начисленного и оплаченного транспортного налога за период с 2005 по 2009 год в сумме *** руб. *** коп. При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Процессуальных нарушений по делу нет, доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств. На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд ОПРЕДЕЛИЛ: решение мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Ракимовой С.С. от 15.10.2010 по иску Чидакина А.Б. к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о взыскании излишне начисленного транспортного налога оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Определение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу. Судья . И.Г. Глебова
району г. Екатеринбурга по месту жительства истца, исходя из имеющихся в налоговом
органе сведений, исчислялся транспортный налог с 2005 по 2009 годы на транспортное
средство *** государственный знак *** по ставкам, установленным законом Свердловской области как для автобусов. Соответственно в 2005 году налог начислен в размере *** руб. по ставке 11 руб. с каждой лошадиной силы, в 2006 - 2800