Дело № 2-2611/2010 Мотивированное решение составлено 15 октября 2010 года. РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 14 октября 2010 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глебовой И.Г., при секретаре Михалициной Л.Э., с участием представителей истца Боровикова Р.Ю., Безрукова А.М., представителя ответчика Христолюбова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лемищенко Е.А. к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Лемищенко обратилась в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебном заседании представители истца Боровиков Р.Ю., Безруков А.М., действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали, указали, что Лемищенко Е.А. является супругой погибшего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением. Она одна проживает и зарегистрирована в ***, принадлежащей на праве собственности дочери истца. Право собственности на какое-либо жилое помещение истец не имеет. Лемищенко подала заявление в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга *** от *** отказано истцу в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает такую меру социальной поддержки, как предоставление жилых помещений членам семьи погибшего участника Великой Отечественной войны. Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися признаются лица, которые не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Истец на занимаемую квартиру не имеет никаких прав. В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации «к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника». Ключевым моментом является проживание с собственником жилого помещения для признания членом семьи. Пункт 11 Постановления №14 Пленума Верховного Суда прямо говорит, что для признания членом семьи собственника необходим факт совместного проживания, то есть такой факт делает лицо членом семьи собственника. Если родственник собственника жилого помещения не проживает с ним совместно, он не приобретает прав члена семьи собственника жилого помещения. Таким образом, Лемищенко Е.А. не является членом семьи собственника. Остальных оснований для отказа в признании истца нуждающимся нет. Она не является нанимателем жилого помещения, не является членом семьи нанимателя, у нее отсутствуют договоры социального найма с администрацией. Договор найма с А. носит сугубо коммерческий характер и не дает прав на жилое помещение Лемищенко Е.А.. Совместное хозяйство с А. истец не ведет. Считают, что требования истца подлежат удовлетворению, Администрация Железнодорожного района г.Екатеринбурга должна принять на учет Лемищенко Е.А. для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. В судебное заседание истец Лемищенко Е.А. не явилась, о дате и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом. Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга Христолюбов А.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал, указал, что рассмотрение жилищных прав для признания или не признания гражданина нуждающимся в данном случае должно осуществляться при совместном толковании статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации. При принятии законодателем норм, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, о наличии жилищных прав именно совместно проживающих с ним членов семьи, законодатель предполагал возможность возникновения жилищных прав, которые возникают у граждан при вселении в жилое помещение, принадлежащее собственнику, так и при вселении в жилое помещение для проживания совместно с собственником в нем. Однако, как обязательное требование, проживание в жилом помещении, принадлежащем собственнику, самого собственника не является существенным обстоятельством для определения намерения собственника о возникновении у члена его семьи либо иного гражданина прав на данное жилое помещение. Как указано в статье 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. При этом в Жилищном кодексе Российской Федерации оговаривается право собственника на вселение граждан в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена семьи, а также на условия предусмотренных Гражданским законодательством. Представленный при подаче заявления договор аренды коммерческого найма жилого помещения Администрация района полагает ничтожным, поскольку в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации договор коммерческого найма заключается на определенный срок, тогда как в представленном истцом в администрацию района договоре указано, что он заключен на неопределенный срок, также в представленном договоре определено, что оплата коммунальных услуг осуществляется истцом. А., вселяя в квартиру Лемищенко Е.А., имела намерения предоставить жилое помещение матери для постоянного проживания как члену ее семьи. Представители третьих лиц Администрации г. Екатеринбурга, Правительства Свердловской области в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом (л.д. 75-76). Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом, в отзыве (л.д. 49) указал, что предоставление жилья ветеранам Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП «О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. .» В соответствии с указанным постановлением Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны жилыми помещениями. Получателем бюджетных средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Органы местного самоуправления ежегодно до 01 февраля представляют изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» размещает государственный заказ на строительство жилых помещений для ветеранов войны за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год. Жилые помещения распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области. Заслушав пояснения представителей истца, ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему. Лемищенко Е.А.. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные для жен погибших военнослужащих (л.д. 29). Истец постоянно зарегистрирован и проживает в *** общей площадью 36,9 кв.м, что подтверждается справкой с места жительства (л.д. 21), копией поквартирной карточки (л.д. 45). Указанная квартира принадлежит на праве собственности А., являющейся дочерью истца, на основании договора купли-продажи от *** (л.д. 65). Иного жилого помещения в настоящее время истец в собственности не имеет (л.д. 34, 46-48). В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Кодекс прямо не предусмотрел порядок постановки на учет иных категорий лиц, но сделал отсылку к федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 21 Федеральный закон от 12.01.2995 № 5- ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются такие меры социальной поддержки, как: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Лемищенко Е.А. относится к категориям граждан, которые, не являясь малоимущими, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, если таковое будет доказано. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» в редакции от 19.02.2010 (далее Закон) учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования подлежат граждане, признанные по основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона граждане, указанные в подпункте 1 части первой статьи 2 настоящего Закона, принимаются на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на основании заявлений о принятии граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования (далее - заявления о принятии на учет) или иных документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, предусмотренных федеральным законодательством, законами Свердловской области, определяющими категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, и (или) нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области в случаях, установленных федеральным законодательством либо этими законами Свердловской области. Часть 1 статьи 6 Закона указывает, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане. Таким образом, ведением учета, а значит и постановкой на учет осуществляется органами местного самоуправления, на территории которого проживает соответствующий гражданин. В данном случае таким органом является Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга. Истец обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга (л.д. 27). Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга *** от *** (л.д. 26) Лемищенко Е.А. было отказано в постановке на учет для предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в связи с обеспеченностью общей жилой площади на одного члена семьи более учетной нормы (10 кв.м). Суд не может признать обоснованным отказ Администрации Железнодорожного района в постановке Лемищенко Е.А. на учет. В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Согласно пункту 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Факт совместного проживания возможно определить, как правило, при наличии регистрации по месту жительства. В судебном заседании установлено и не опровергнуто представителем ответчика, что истец Лемищенко Е.А. проживает отдельно от своей дочери, зарегистрирована по месту жительства в квартире одна. Таким образом, исходя из буквального толкования части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует признать, что Лемищенко Е.А. в настоящее время не является членом семьи собственника жилого помещения, а, следовательно, у нее имеются основания претендовать на включение в список лиц для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области. Ссылка ответчика на статью 292 Гражданского кодекса Российской Федерации не состоятельна, так как именно Жилищный кодекс Российской Федерации, являющийся основным документом, регулирующим жилищные отношения, дает понятие члена семьи. Был ли при этом заключен договор коммерческого найма на проживание в квартире или нет, существенного значения для признания членом семьи собственника не имеет. По данным Артемовского бюро технической инвентаризации на основании договора о передаче квартиры в собственность от *** Лемищенко Е.А. и Л. были собственниками *** по *** по ? доле каждый (л.д. 73). Данная квартира была продана *** (л.д. 77). В подтверждение факта продажи истцом представлена копия договора купли-продажи. Ответчиком заявлено о невозможности использования данного доказательства в виду непредставления подлинника договора. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в собственности истца жилых помещений нет, поэтому отчуждение квартиры подтверждается также иными доказательствами. Сведения о продаже согласуется с поквартирной карточкой, где указано, что Лемищенко Е.А. с супругом были зарегистрированы в квартире дочери ***, то есть после отчуждения квартиры. Тот факт, что ранее у истца была в собственности квартира, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по смыслу Закона Свердловской области № 97-ОЗ от 22.07.2005 «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В данном случае таких доказательств нет. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Реализуя жилье в 2001 году, истец не мог предполагать, что у него будет возможность встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с подписанием Президентом Российской Федерации Указа № 30 от 09.01.2010 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в соответствии с которым на улучшение жилищных условий могут претендовать семьи умерших участников войны, не стоявшие на учете до 01.03.2005, к каковым и относится истец. С учетом изложенного, суд считает, что в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца, а потому его требования о возложении на Администрацию Железнодорожного района обязанности поставить на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Лемищенко Е.А. к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить. Возложить на Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга обязанность поставить на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования Лемищенко Е.А. в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах». Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья И.Г. Глебова