Дело № 2-2874/2010 Решение в окончательной форме принято 08 ноября 2010 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 ноября 2010 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Колесниковой О.Г., при секретаре Шемякиной Т.П., с участием: старшего помощника прокурора Даниловой А.В., представителя ответчика Малышевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга к закрытому акционерному обществу «Телефонная компания – Урал» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, УСТАНОВИЛ: прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ЗАО «Телефонная компания–Урал» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок до 01.12.2010. В обоснование иска указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга по заданию Прокуратуры Свердловской области проведена проверка по факту неисполнения предприятиями-работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. Проведённой проверкой установлено, что в ЗАО «Телефонная компания–Урал»» не выполняется установленная квота для приёма на работу инвалидов в количестве 4 человек, чем нарушаются положения Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Закона РФ «О занятости населения в РФ». Определением суда в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечено ГУ «Екатеринбургский центр занятости» в лице Железнодорожного отделения занятости населения. В судебном заседании старший помощник прокурора Данилова А.В. на удовлетворении иска настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении, просила возложить на ответчика обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в количестве 3 % от среднесписочного состава работников предприятия. Представитель ЗАО «Телефонная компания-Урал» Малышева М.С., действующая на основании доверенности (копия на л.д. 69), с иском согласилась, пояснив, что ответчик постарается в наиболее краткие сроки устранить допущенные нарушения законодательства. Третье лицо ГУ «Екатеринбургский ЦЗ» о месте и времени рассмотрения дела извещалось, в судебное заседание своего представителя не направило. Ранее представитель третьего лица Кузьмина А.Г., действующая по доверенности (л.д. 50), просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГУ «Екатеринбургский ЦЗ», в письменном отзыве на иск указала, что среднесписочная численность работников ЗАО «Телефонная компания-Урал» в июле 2010 года составляла 137 человек, соответственно, на предприятии в счет установленной квоты должно быть организовано 4 рабочих места для трудоустройства инвалидов, чего ответчиком не сделано. Отчеты о выполнении квоты приема на работу инвалидов за август 2010 года и сентябрь 2010 года истцом в ГУ «Екатеринбургский ЦЗ» не представлены. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Судом на основании объяснений участников процесса и материалов дела, в частности, информации о выполнении квоты приема на работу инвалидов (копия на л.д. 49), которые никем не оспорены и не опровергнуты, следует, что среднесписочная численность работников ЗАО «Телефонная компания-Урал» в июле 2010 года составляла 137 человек. Согласно ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ останавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в Организациях, расположенных на территории Свердловской области», организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников. Однако на такие обстоятельства стороны не указывают, в связи с чем суд находит установленным наличие обязанности ответчика по установлению квоты для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников, что по состоянию на 01.08.2010 составляло 4 человека (137 х 3%). Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приёма на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 25 того же Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ст. 22 того же Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Тем же Законом, в ст. 23, установлено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Ответчиком признано, кроме того, подтверждается информацией о выполнении квоты приема на работу инвалидов за июль 2010 года, предоставленной ответчиком в ГУ «Екатеринбургский ЦЗ» по Железнодорожному району, что установленная квота (3% от среднесписочной численности работников организации) в полном объеме не выполняется. Так, по состоянию на 01.09.2010 в ЗАО «Телефонная компания-Урал» не работает ни один инвалид, в Железнодорожное отделение занятости населения направлена заявка об одном вакантном месте для трудоустройства инвалидов. Сведений о том, что в счет выполнения квоты выделены или созданы недостающие рабочие места для приема на работу инвалидов в количестве 3 ставок (по какой должности, в каком количестве, с какой заработной платой, прочими характеристиками, позволяющими службе занятости осуществлять подбор и направлять заинтересованных лиц для трудоустройства), ответчиком в ГУ «Екатеринбургский ЦЗ» по Железнодорожному району не представлялось. Из пояснений участников процесса следует, что приведенные требования закона ответчиком добровольно ко дню рассмотрения дела также не выполнены, что нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, на трудоустройство. При таких обстоятельствах иск о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению. На ответчика возлагается обязанность в двухмесячный срок (суд находит данный срок необходимым, достаточным и разумным) создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочной численности работников предприятия. В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подп.3 п.1 ст.333.19. Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме *** рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга удовлетворить. Возложить на ЗАО «Телефонная компания –Урал» обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % среднесписочного количества работников предприятия. Взыскать с ЗАО «Телефонная компания –Урал» госпошлину в доход государства в сумме *** руб. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента его принятия в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья О.Г. Колесникова