Дело № 2-3131/10 мотивированное решение составлено 23 ноября 2010 года Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 22 ноября 2010 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшмановой Г.В., при секретаре Шемякиной Т.П., с участием истца Сальникова А.С., представителя истца Егорова А.В., представителя ответчика Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» Засыпкина А.А., третьего лица Сальниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальникова А.С. к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран», Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, УСТАНОВИЛ: спорное, жилое помещение: комната № *** в г. Екатеринбурге. Истец обратился в суд с исковым заявлением о признании права собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке бесплатной приватизации. В обоснование заявленных требований указал, что он проживает в комнате ***. С ним заключен договор социального найма жилого помещения. Здание находится в хозяйственном ведении у Специализированного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской оборон «Экран». Он обратился в Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» с заявлением о заключении с ним договора бесплатной передачи в собственность жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В удовлетворении заявления ему было отказано в силу того, что дом № *** в городе Екатеринбурге в ЕМУП БТИ города Екатеринбурга учтен как общежитие. Поскольку здание формально числится общежитием, то в соответствии со статьей 4 ФЗ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», это является препятствием к бесплатной передаче в собственность занимаемого ими жилого помещения. Изменение целевого использования от имени собственника в лице Российской Федерации невозможно, поскольку нет уполномоченного на это органа власти. В настоящее время помещения в доме *** в городе Екатеринбурге в качестве общежития не используются, комнаты в нем являются постоянным местом жительства граждан. Это означает, что дом *** фактически общежитием не является. Поскольку занимаемое им помещение общежитием не является, и право бесплатной приватизации им не использовано, то просит признать за ним право собственности на комнату *** в порядке бесплатной передачи в собственность. В судебном заседании истец, представитель истца Егоров А.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержали по основаниям и обстоятельствам, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» Засыпкин А.А., действующий на основании доверенности (копии на л.д. 32), не возражал против удовлетворения иска, указав, что спорная комната была предоставлена истцу в установленном порядке уполномоченным лицом, с ним действительно заключен договор социального найма, потому в силу действующего законодательства он имеет прав на его приватизацию. Представитель ответчика Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом, в письменном отзыве уполномоченное лицо указало, что общежитие, расположенное в г. Екатеринбурге по ул. *** находилось на балансе государственного предприятия Трест «***». При приватизации предприятия указанное имущество не вошло в уставной капитал и находилось во владении ОАО «***». Между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений по Свердловской области и ООО «***» был заключен договор доверительного управления государственным федеральным казенным недвижимым имуществом № ДФ-3 от 28.04.2004. В целях эффективного использования государственного казенного имущества Российской Федерации и фактической непередачей имущества в муниципальную собственность по приказу Территориального управления № 2011 от 28.10.2005 дом *** закреплен на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Экран». Дом ***, учтенный в ЕМУП БТИ как общежитие, на момент закрепления за «Экраном» фактически не использовалось для временного проживания граждан. По учету ЕМУП БТИ здание учтено как общежитие, приватизация которого согласно ст. 4 закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» невозможна. Изменение статуса возможно только собственником. Однако в настоящее время нет уполномоченного государственного органа, который от имени собственника в лице Российской Федерации, имеет право снять статус общежития. Решение вопроса по существу заявленных требований ТУ Росимущества в Свердловской области, оставляет на усмотрение суда (л.д. 33 – 34). Третье лицо Сальникова М.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, указала, что она включена в договор социального найма на спорную комнату, как жена нанимателя, однако зарегистрирована по постоянному месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности ее родителям. Она приняла решение об отказе в участии в приватизации, не считая необходимым становиться собственником спорной комнаты. Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, третье лицо, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему. 14.11.2007 Специализированное предприятие «Экран» заключило с Сальниковым А.С. договор социального найма на жилое помещение - комнату ***, которое являлось общежитием, что свидетельствует из технической информации на дом (л.д. 36). В качестве члена семьи в договор включена Сальникова М.В. ***. Сальников А.С. постоянно зарегистрирован в данной комнате по месту жительства (л.д. 14, 42). Спорное, жилое помещение имело статус общежития с момента постройки и находилось в ведении государственного предприятия Треста «***» с 1983 года (л.д. 36). На основании приказа Территориального управления по Свердловской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 2011 от 28.10.2005 -расторгнут договор доверительного управления государственным федеральным казенным имуществом № ДФ-3 от 28.04.2004, -закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП ««Экран» федеральное имущество площадью 3016,4 кв.м., расположенное в г. Екатеринбурге по ул. ***, -внесены изменения в план приватизации Треста «***, утвержденный Свердловским областным государственным комитетом по управлению государственным имуществом в 1993 году. -исключен из перечня имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность объект недвижимости, расположенный в г. Екатеринбурге по ул. ***. Здание общежития *** принято в федеральную собственность, включено в реестр федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из данной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов. Общежитие *** предназначалось для передачи в муниципальную собственность, но впоследствии в связи с непередачей в муниципальную собственность, имущество было передано в федеральную собственность. В силу статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. С истцом заключен договор социального найма на спорное, жилое помещение (л.д. 9 - 11). До передачи жилого помещения в муниципальную собственность и федеральную собственность, лицом, предоставившим общежитие, законность предоставления спорной комнаты не оспаривалась, иные притязания со стороны владельца жилого фонда отсутствовали. Согласно статье 64 Жилищного Кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое истцом жилое помещение по договору социального найма не может повлечь за собой расторжение или изменение условий договора. Принимая во внимание, что занимаемое истцом жилое помещения отвечает требованиям части 2 статьи 62 Жилищного Кодекса Российской Федерации, то есть является изолированным жилым помещениями, которое может быть самостоятельным предметом договора социального найма, что подтверждается копией поэтажного плана, экспликацией комнаты (л.д. 37 - 38), с ним правомерно заключен договор социального найма на занимаемое жилое помещение. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. от 10.12.2002 г.) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со статьей 11 вышеуказанного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Согласно статье 7 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политике в Российской Федерации» (в редакции от 06.05.2003 г.) государственный жилищный фонд в себя включает ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, а также фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности. В соответствии со статьей 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу статьи 18 вышеуказанного закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Сальников А.С. право на бесплатную приватизацию не использовал (л.д. 12 – 13, 15). Кроме истца, в договор социального найма комнаты *** включена Сальникова М.В.. Сальникова М.В. отказалась от участия в приватизации указанной комнаты (л.д. 41). Специализированное предприятие «Экран» отказало в приватизации жилья (л.д. 17) в связи с тем, что статус общежития не снят с дома. В соответствии со статьей 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Поскольку Сальникову А.С. предоставлено спорное, жилое помещение в общежитии в связи с трудовыми отношениями, он зарегистрирован в нем постоянно, статус общежития у дома *** утрачен в силу закона (статья 7 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), истец вправе приобрести занимаемое им помещение по договору социального найма в собственность в соответствии со статьей 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, поэтому иск подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Сальникова А.С. к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран», Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации удовлетворить. Признать за Сальниковым А.С. право собственности на жилое помещение, расположенное в г. Екатеринбурге, ***. Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области. Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья Г.В. Юшманова