Дело № 2- 3004/2010 Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 ноября 2010 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Защихиной Р.Ф. при секретаре Вершининой М.П., с участием представителя истца помощника прокурора Волкова А.В., представителя ответчика Васина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности выполнить действия, УСТАНОВИЛ: Сургутский транспортный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности в 30-ти суточный срок с момента принятия решения судом исполнить обязанности в натуре и устранить нарушения требований части 2 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, НПБ 01-03, НПБ 110-03, НПБ 104-03, СНиП 21-01-97* в здании ОКИП станции Ульт- Ягун, расположенного на территории Тюменской области Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, Сургутский район, пос.Ульт- Ягун, а именно- выполнить в здании систему оповещения людей о пожаре 2-го типа; выполнить защиту помещений здания (кроме помещений с мокрыми процессами; помещений для инженерного оборудования, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности) установкой автоматической пожарной сигнализации. В обоснование указал, что Сургутской транспортной прокуратурой совместно с Отделом надзора за пожарной безопасностью на транспорте Управления Государственного надзора Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в период с 23.12.2009 по 18.01.2010 проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объекте Сургутского отделения структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» Свердловской железной дороги, а именно в здании ОКИП станции Ульт-Ягун, используемого для проживания людей. В ходе проверки выявлено, что в здании не установлена система оповещения людей о пожаре 2-го типа и не выполнена защита помещений здания установкой автоматической пожарной сигнализации. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Волков А.В. настаивал на удовлетворении требований по доводам искового заявления. Представитель ответчика Васин В.А., действующий на основании доверенности от 20.08.2010 (л.д.36), исковые требования не признал, представил отзыв (л.д.38-40), в котором указал, что в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав. Статья 8 Гражданского кодекса устанавливает основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Таким образом, гражданские обязанности не устанавливаются непосредственно законом, а могут лишь возникать из оснований, которые законом предусмотрены. На основании пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно пунктам 1, 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем кодексе. Однако обязательственные отношения между ответчиком - ОАО «Российские железные дороги» и истцом по устранению нарушений требований пожарной безопасности отсутствуют. Обязанность соблюдения требований пожарной безопасности установлена законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 и Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03). Гражданским кодексом Российской Федерации подобные обязательства не установлены. В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Учитывая вышеизложенное, отношения, связанные с соблюдением требованием пожарной безопасности, регулируются административным законодательством, в силу чего нормы Гражданского кодекса о защите гражданских прав не подлежат применению. По существу иска указал, что не оспаривает, что здание ОКИП станции Ульт-Ягун принадлежит на праве собственности ответчику. Нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении, уже устранены. Третье лицо Отдел надзора за пожарной безопасностью на транспорте Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по ХМАО – Югре, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направило, о причинах неявки суд не известило. Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992). В соответствие со статьей 1 Федерального Закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. На государстве лежит обязанность по обеспечению безопасности каждого гражданина на территории Российской Федерации (статья 2 Федерального Закона Российской Федерации № 2446-1 «О безопасности» от 05.03.1992). Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования относительно обеспечения ответчиком мер пожарной безопасности на объекте, принадлежащем ответчику на праве собственности (л.д.19). При этом несоблюдение требований пожарной безопасности при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, находящихся в здании ОКИП, но и обществу, государству в целом. Таким образом, суд полагает, что Сургутский транспортный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате нарушения ответчиком требований пожарной безопасности. Доводы представителя ответчика о том, что, поскольку отношения между сторонами регулируются административным законодательством, то нормы гражданского законодательства не подлежат применению, основаны на неправильном толковании закона. В судебном заседании установлено, что 20.01.2010 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании ОКИП станции Ульт-Ягун, по результатам которой составлен акт без номера (л.д.9-11). В ходе проверки выявлены нарушения в виде отсутствия в здании ОКИП системы оповещения людей о пожаре 2-го типа и отсутствии автоматической пожарной сигнализации. Ответчику Сургутским транспортным прокурором выдано 04.02.2010 предписание (л.д.12-18) об устранении нарушений Федерального Закона Российской Федерации «О пожарной безопасности». В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возлагается на руководителей организаций. Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.200. В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Таким образом, в силу названных положений лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации здания ОКИП станции Ульт-Ягун, является ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.19). Для устранения нарушений в соответствии с предписанием установлен срок 1 месяц. В силу пунктов 4 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" устанавливаются основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). В силу пункта 6.1 таблицы №1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденного Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, здание ОКИП станции Ульт-Ягун должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией., что также подтверждается актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 20.01.2010, составленным с участием инспектора ХМАО-Югры по пожарному надзору (л.д.9-11). Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" утверждены нормы, устанавливающие требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. В соответствии с пунктом 5.1 таблицы 2 и пунктом 19 «Нормам пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ-104-03), здание ОКИП станции Ульт-Ягун должно быть оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией второго типа. В судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт нарушения ответчиком требований пожарной безопасности при эксплуатации здания ОКИП станции Ульт-Ягун на момент проверки в январе 2010 года, что нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (статья 34 Закона РФ «О пожарной безопасности»). Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела указанные выше нарушения устранены, что подтверждается актом отдела государственного пожарного надзора по Сургутскому району от 01.10.2010 (л.д.41-43). В акте указаны иные нарушения норм пожарной безопасности ответчиком, но нарушений, указанных в исковом заявлении, проверкой не выявлено. Доказательств обратного истцом не представлено, несмотря на то, что судом разъяснялась истцу обязанность представить доказательства не устранения нарушений норм пожарной безопасности ответчиком на момент рассмотрения спора. С учетом указанных обстоятельств исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении исковых требований Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности устранить нарушения требовании пожарной безопасности в здании ОКИП станции Ульт-Ягун отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Председательствующий Р.Ф. Защихина