дело № 2-2994/2010 - решение от 23.11.2010 по иску прокурора г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к ОАО `РЖД` о защите социальных прав инвалидов



Дело № 2-2994/2010

Решение в окончательной форме принято 29 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,

при секретаре Казаковой В.В.,

с участием: старшего помощника прокурора Даниловой А.В., представителя ответчика Елисеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Кушвы Свердловской области обратился в Кушвинский городской суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Кушвинской дистанции пути о возложении обязанности создать минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, исходя из установленной квоты.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Кушвы проведена проверка соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов в деятельности Кушвинской дистанции пути – структурного подразделения Свердловской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». Проведённой проверкой установлено, что в Кушвинской дистанции пути не созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, чем нарушены требования ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995, № 181-ФЗ. Так, исходя из среднесписочной численности работников Кушвинской дистанции пути 404 человека, квота для трудоустройства инвалидов в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП составляет 12 человек, однако фактически в Кушвинской дистанции пути работает только 1 инвалид и сведений об 11 вакансий для инвалидов в Кушвинский центр занятости ответчиком не представлено.

Впоследствии истец уточнил иск, просил обязать Свердловскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД» в срок до 01.12.2010 создать или выделить в своем структурном подразделении - Кушвинской дистанции пути минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, исходя из установленной квоты в количестве 3 % от среднесписочного количества работников (л.д. 57-60 том 1).

Вступившим в законную силу определением Кушвинского городского суда от 17.09.2010 настоящее гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

В порядке ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца произведена замена ненадлежащих ответчиков – филиала Свердловской железной дороги и Кушвинской дистанции пути – на надлежащего ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала Свердловская железная дорога.

В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Данилова А.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.

Представитель ответчика Елисеева Е.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, в обоснование возражений указала, что прокурор г. Кушвы необоснованно обратился в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку круг социально незащищенной группы граждан не является неопределенным и может быть установлен пофамильно на основании реестра регистрации службы занятости, при этом каждый из числа зарегистрированных лиц не лишен права самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Пояснила, что трудоустройству инвалидов в Кушвинской дистанции пути препятствуют объективные причины, связанные с особенностями условий работы. Так, 394 работника дистанции осуществляют профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути и обеспечением движения поездов. Данные работники согласно действующему законодательству подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Поэтому инвалид, под которым в соответствии со ст. 1 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понимается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности, не будет признан годным для работы на железнодорожном транспорте. Также указала, что начальник Кушвинской дистанции пути не имеет полномочий утверждать штатное расписание дистанции пути и лишен права создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов. Полагала, что прокурор без предусмотренных законом оснований просит возложить обязанность по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в конкретном структурном подразделении – Кушвинской дистанции пути, поскольку такая обязанность по закону лежит на юридическом лице, которое вправе самостоятельно, с учетом осуществляемых видов деятельности, определять, в каком структурном подразделении создать вакантные места для инвалидов. Пояснила, что Свердловская железная дорога как филиал ОАО «РЖД» готова принять на работу инвалидов, поскольку имеет необходимые для трудоустройства 742 вакансии.

Третье лицо ГУ «Кушвинский центр занятости» о месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в представленном ранее отзыве на иск полагало заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению (л.д. 29, 30 том 2).

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения представителей сторон, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.

Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приёма на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 25 того же Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для обращения прокурора в суд с настоящим иском суд полагает несостоятельными, поскольку иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, что соответствует ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к числу инвалидов, в чьих интересах заявлены требования, относятся не только те инвалиды, которые состоят на учете в Кушвинском центре занятости в качестве безработных, но и все иные инвалиды, которые могут обратиться и обращаются в центр занятости за получением информации о наличии вакансий для трудоустройства.

Между тем, заявленный прокурором г. Кушвы иск не может быть удовлетворен, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ст. 22 того же Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Тем же Законом, в ст. 23, установлено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Указанной нормой предусмотренные в ней обязанности возлагаются на работодателей, которыми в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации могут являться физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. При этом ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает обязанности работодателей по созданию вакантных мест для трудоустройства инвалидов в каких-то определенных структурных подразделениях организации. Работодатель обязан выполнять возложенные на него обязанности, однако при этом вправе самостоятельно, с учетом особенностей своей деятельности, определять в каких структурных подразделениях необходимо создать вакансии для трудоустройства инвалидов.

Требование прокурора г. Кушвы о возложении на ответчика обязанности создать вакантные места для трудоустройства инвалидов именно в Кушвинской дистанции пути, являющейся структурным подразделением Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», противоречит ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ограничивает право ответчика как хозяйствующего субъекта исполнять возложенные на него указанным Законом как на работодателя обязанности с учетом особенностей своей деятельности, самостоятельно определяя структурные подразделения, в которых, без ущерба интересам организации, могут быть созданы вакансии для трудоустройства инвалидов.

С учетом понятия филиала юридического лица, данного в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, истцом могли быть заявлены требования о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в филиале ОАО «РЖД» - Свердловской железной дороге, местом нахождения которого является г. Екатеринбург Свердловской области, однако в установленном законом порядке (ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) исковые требования истцом не изменялись.

Кроме того, обоснованным находит суд доводы представителя ответчика о том, что Свердловская железная дорога как филиал ОАО «РЖД» надлежащим образом выполняет обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов. Так, согласно не опровергнутым истцом сведениям, предоставленным Службой корпоративной информатизации Свердловской железной дороги, среднесписочная численность работников филиала за октябрь 2010 года составила 28480 человек (л.д. 34 том 2). Соответственно, с учетом установленной квоты 3% на Свердловской железной дороге должно быть создано 854 рабочих места для трудоустройства инвалидов. На момент рассмотрения дела фактическая численность работающих в филиале инвалидов – 112 человек (л.д. 35-41 том 2), банк вакансий рабочих и специалистов – более 742 вакансий, т.е. больше, чем необходимо вакансий для выполнения установленной квоты (л.д. 130-150 том 1, л.д. 1-15 том 2). При этом указанные вакансии могут быть заняты и лицами, признанными инвалидами, с учетом их индивидуальной программы реабилитации, что подтверждается списком работающих инвалидов, из которого видно, что инвалиды работают в филиале и на тех должностях, которые связаны с выходом на железнодорожные пути и обеспечением движения поездов.

С учетом изложенного суд отказывает прокурору г. Кушвы в удовлетворении иска к ОАО «РЖД» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Кушвинской дистанции пути.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кушвы к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Кушвинской дистанции пути отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента его принятия в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья О.Г. Колесникова