дело № 2-3071/2010 - решение от 30.11.2010 по иску Поповой Н.И. к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга о признании действий по начислению услуги «электроэнергия общедомовой учет» незаконными



Дело № 2-3071/2010

Мотивированное решение составлено 29 ноября 2010 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глебовой И.Г.,

при секретаре Михалициной Л.Э.,

с участием истца Поповой Н.И., представителя ответчика Ивановой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Н.И. к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга о признании действий по начислению услуги «электроэнергия общедомовой учет» незаконными, возложении обязанности исключить сумму долга, взыскании компенсации морального вреда.

УСТАНОВИЛ:

истец Попова Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением о признании действий по начислению услуги «электроэнергия общедомовой учет» незаконными, возложении обязанности исключить сумму долга, взыскании компенсации морального вреда.

Истец Попова Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» о признании действий по начислению услуги «электроэнергия общедомовой учет» незаконными, возложении обязанности исключить сумму долга, взыскании компенсации морального вреда, в котором указала, что является собственником квартиры *** в г. Екатеринбурге. Управляющей компанией в доме является ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» С сентября 2009 года по май 2010 года поступили квитанции, где была указана услуга «электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета» и выставлена к оплате сумма *** руб. До сентября 2009 года в квитанции указывалась оплата за электроэнергию по счетчику. С оплатой выставленных сумм не согласна, в связи, с чем неоднократно направляла ответчику требования с просьбой разъяснить причины включения в платежные документы новой услуги «электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета». Ответчик направил ответ, но никаких разъяснений по существу не дал. Определяющим считает в данной ситуации не общие требования законодательства, а порядок начисления платы коммунальных услуг, их обоснованность. Считает действия ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» незаконными и необоснованными, так как ответчиком нарушен порядок производства расчетов с потребителем. Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Раздел третий указанных Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги и не предусматривает, что управляющая компания может вносить в платежный документ услуги, предоставленные ею не в истекшем месяце, а в иные периоды времени. В Правилах предусмотрена лишь возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия потребителей. Договор на управление многоквартирным домом не заключался. Иной срок предоставления платежных документов собственникам жилых помещений, чем установленный Правилами, статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком установлен не был. Также ответчиком дважды предъявлена оплата за одну и ту же услугу, так как стоимость электроэнергии, потребляемой на освещение мест общего пользования учитывается в тарифе содержания жилья. Анализ приведенной в пп.1 п.3 Приложения № 2 к Правилам формулы в совокупности с нормативно правовой базой, регулирующей данные отношения позволяют утверждать, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок один год. Собственниками дома такого решения не принималось, следовательно, управляющей компанией самостоятельно принято решение применять ставки платы, утвержденные органом местного самоуправления. В противоречие требованиям действующего законодательства в ставках платы, применяемых ответчиком уже включены расходы на оплату электрической энергии, используемой в местах общего пользования. К данным правоотношениям применим Закон «О защите прав потребителей». Ответчиком не представлена полная и достоверная и своевременная информация об оказываемых услугах в соответствии со статьями 8,10 закона. Управляющая компания обязана согласовать с каждым собственником предоставление дополнительных услуг еще до начала предоставления услуги.

В судебном заседании истец Попова Н.И. свои требования и доводы заявления поддержала, дополнила, что никто не информировал о том, что будет введена новая услуга. В доме находится детский клуб, телефонная станция, которые потребляют электроэнергию. С мая 2010 года начисления прекратились. Просит признать действия ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» по начислению платы за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учета незаконными и необоснованными и обязать ответчика прекратить указанные действия. Исключить из суммы долга *** коп. за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учета за период с сентября 2009 года по май 2010 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** руб. за стресс, так как имеет заболевание ***.

Представитель ответчика ЗАО «УК «РЭМП» Железнодорожного района» г. Екатеринбурга Иванова Т.А., действующая по доверенности, в доме *** г. Екатеринбурга установлены общедомовые приборы учета. В договоре энергоснабжением указано, какие приборы приняты поставщиком. Ведутся журналы, где снимаются показания счетчиков по дому, расчеты производятся по формуле, указанной в постановлении Правительства Российской Федерации № 307. Почему с мая 2010 года не производится начисление пояснить не смогла. Действия ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» считает законными и обоснованными.

Представитель третьего лица ООО «Единый Расчетный Центр» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, в отзыве указал, что ООО «Единый Расчетный Центр» осуществляет информационно-расчетное обслуживание жилищного фонда, к которому относится жилое помещение по адресу ул. ***, на основании агентского договора с ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района». В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники и наниматели жилых помещений обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за счет платы за содержание жилого помещения обеспечивается оказание услуг по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей, обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила), собственники и наниматели помещений обязаны оплачивать весь потребленный в многоквартирном доме объем коммунальных ресурсов, определенный при наличии общедомовых приборов учета по их показаниям, а при отсутствии - ресурсоснабжающей организацией расчетным путем. В квартире истца не был установлен до 17.08.2009 индивидуальный прибор учета электроэнергии, дом частично оборудован индивидуальными приборами учета. Порядок расчета размера платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные услуги установлен пунктами 19, 21, 22, 23 Правил в зависимости от оборудования многоквартирного дома общедомовыми (коллективными) и жилого помещения индивидуальными (квартирными) приборами учета. В соответствии с пунктом 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилых помещениях, оборудованных приборами учета - по формуле № 9 Приложения № 2 к Правилам (пропорционально площади жилого помещения). В «Едином Расчетном Центре» отсутствует информация о технических характеристиках (модели, значности и т.д.), а также показаниях общедомовых приборов учета (при их наличии), так как управляющая компания предоставляет только сведения об объемах общедомового потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме, а также в нежилых помещениях, расположенных в данном доме. Начисления (корректировку платы) за общедомовое потребление коммунальных ресурсов ООО «Единый Расчетный Центр» проводит не самостоятельно, а на основании распоряжений управляющей компании. При обращении граждан в ООО «Единый Расчетный Центр» (письменно, по телефону или в районное отделение по приему Абонентов) гражданам незамедлительно предоставлялась и предоставляется вся необходимая информация о проведенных начислениях. В соответствии с подпунктом «р» пункта 49 Правил гражданам выдаются документы, подтверждающие правильность начислений по их лицевому счету - справки, содержащие сведения об объемах общедомового потребления коммунальных ресурсов и порядке проведения расчетов. Просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать в полном объеме.

Заслушав истца, представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Попова Н.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. *** (л.д.9-10).

С сентября 2009 года по май 2010 года в квитанциях появилась новая строка электроэнергия по показаниям общедомовых ПУ (л.д.19-27).

Всего предъявлено к оплате по услуге общедомовые расходы электроэнергия *** руб., что ответчиками не оспаривалось.

Истец с данными начислениями по общедомовым приборам учета не согласился, предъявил претензию (л.д. 11-12).

В силу пункта 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (ст. 450 ГК), а в силу статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное, тогда требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Пунктом 8.3 договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, может быть изменен с одновременным соответствующим изменением цены по настоящему договору в случае изменения действующего законодательства или на основании решения общего собрания собственников помещений дома.

В случае изменения действующего законодательства, устанавливающего перечень услуг и работ, собственники помещений дома обязаны в течение 30 дней с момента такого изменения законодательства определить решением общего собрания собственников перечень услуг и работ. Такое изменение условий договора оформляется дополнительным соглашением, подписанным сторонами, решение общего собрания является приложением к дополнительному соглашению (п. 8.4 договора).

Ответчик по собственной инициативе в одностороннем порядке произвел пересмотр /изменение/ предмета договора управления путем – указания в договоре управления многоквартирным домом - о предоставлении потребителям управляющей организацией коммунальной услуги, в том числе - электроснабжения, включая электрическую энергию, используемую для освещения мест общего пользования. С сентября 2009 г. произведено начисление и выставление платы за электроэнергию, используемую для освещения мест общего пользования, с перерасчетом размера платы за указанную услугу. При этом общие собрания собственников помещений дома не проводились, дополнительные соглашения сторонами не заключались, извещения потребителям не предоставлялись.

29.12.2009 истцом было подано требование о предоставлении информации ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района для проверки действий управляющей компании по начислению электроэнергии по общедомовым приборам учета (л.д. 15-16), в котором указано о предоставлении сведений о порядке начисления выставленных сумм, расшифровке понятия общедомовой учет, об объемах потребления, наличии в доме коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, каким образом снимаются показания общедомовых приборов учета, подключены ли нежилые помещения к общедомовым приборам учета.

Ответы на претензию и требование были получены, но они не содержали необходимую и запрашиваемую информацию (л.д.13-14, 17-18).

ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района 01.03.2009 заключило с ОАО «***» договор энергоснабжения (л.д.103-107).

По договору № 25 от 07.12.2006 ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» поручил ООО «***» оказывать услуги по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, изготовлении платежных документов и доставке их до населения.

Начисление платы за коммунальные услуги по постановлению Правительства Российской Федерации № 307 от 23,05,2006 производилось ООО «***» на основании писем Управляющей компании и представленных расчетов потребления (л.д. 46-74).

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 157 предусматривает компетенцию Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - по формуле (9) (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).

По формуле (9) учитывается объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме в виде коэффициента, при расчете которого учитывается:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных

квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час).

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Поскольку размер платы за электроснабжение по формуле (9) определяется исходя из показаний приборов учета, положения подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам соответствуют действующему жилищному законодательству.

Формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем (статья 37).

Положения нормативных актов не предполагают оплату потребителем коммунальных услуг, которые ему не предоставлены.

Организация, предоставляющая коммунальные услуги, обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, за которые потребитель обязан произвести оплату.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность взыскания с собственников дома расходов по общедомовым услугам.

Однако начислять оплату ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» должен был при соблюдении порядка, предусмотренного Правилами.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать свои доводы и возражения. Ответчик обязан доказать правильность начисления услуги.

Ответчиком не предоставлены акты на установку и опломбирование электросчетчиков. По информации ООО "***" общедомовой прибор снят в мае 2010 года.

Прекращение взыскания по общедомовым приборам учета с мая 2010 года ответчиком не прокомментировано.

Кроме того, как указано истцом к общедомовым приборам учета подсоединены сторонние организации (кабельного телевидения, Интернет-провайдеры, детский клуб). Судом были запрошены договоры с данными организациями, однако ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» таковых не представила.

Не опровергнут ответчиком и довод истца о том, что общедомовые расходы по электроэнергии включены в услугу содержание жилья.

Учитывая, что в данном конкретном случае имеются нарушения порядка исчисления, ответчиком не представлено надлежащих доказательств начисления сумм по общедомовым приборам учета, оплаченные истцом деньги в сумме *** руб., подлежат возврату.

Согласно части 1 статьи 10 закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, поэтому требования истца о предоставлении документов о расчетах с поставщиками тепловой энергии для проверки правильности начисления услуги отопления подлежат удовлетворению.

Истцу не представлена необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах.

Истцом заявлено о взыскании с ответчика морального вреда.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред /физические или нравственные страдания /действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред /ч.2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации/.

В соответствии со статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда учитываются требования разумности и справедливости.

Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

В связи с тем, что действия ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» признаны незаконными, отношения истца и ответчика основаны на законе «О защите прав потребителей», действиями ответчика истцу причинены моральные и нравственные страдания, суд считает, что с ответчика надлежит взыскать моральный вред в сумме *** руб..

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке, подлежит взысканию с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» пользу государства государственная пошлина в сумме *** рублей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб. (от цены иска *** руб.).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Поповой Н.И. к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга о признании действий по начислению услуги «электроэнергия общедомовой учет» незаконными, возложении обязанности исключить сумму долга, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать действия ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга по начислению по общедомовым приборам учета по электроэнергии в сумме *** руб. незаконными.

Исключить из лицевого счета Поповой Н.И.*** задолженность в сумме *** руб..

Взыскать с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга в пользу Поповой Н.И. в счет возмещения морального вреда *** руб.,

Взыскать с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга в доход государства государственную пошлину в сумме *** руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья . И.Г. Глебова