дело № 2-3361/2010 - решение от 29.11.2010 по иску Егоршинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности произвести действия



            Дело № 2-3361/2010

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года                                                                                             г. Екатеринбург

            Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Спиридоновой Н.А.

при секретаре Иконниковой М.И.,

с участием представителя ответчика Козыриной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоршинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Егоршинский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о приведении здания вокзала станции Ирбит, расположенное по адресу: Свердловская область г. Ирбит, ул. ***, в соответствие с требованиями пункта 9 таблицы 1 НПБ 110-3 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»: оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, а также в соответствии с пунктом 17 таблицы 2 НПБ 104-03 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, зданиях и сооружениях»: оборудовать здание вокзала системой оповещения и управления эвакуацией второго типа с речевым способом оповещения, установив срок исполнения решения суда – до 31 марта 2010 года.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 02 сентября 2010 года Егоршинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на железно­дорожном вокзале станции Ирбит, находящемся на балансе Дорожной дирек­ции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Свердловской же­лезной дороги - филиала ОАО «РЖД», расположенном по адресу: Свердловская область г. Ирбит, ул. ***. В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 9 таблицы 1 НПБ 110- 03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автома­тической пожарной сигнализацией», утвержденного Приказом МЧС России № 315 от 18 июня 2003 года помещение вокзала не оборудовано автомати­ческой пожарной сигнализацией. Также в нарушение пункта 17 таблицы 2 НПБ 104-03 «Система опове­щения и управления эвакуацией людей при пожарах, зданиях и сооружениях», утвержденного приказом МЧС России № 323 от 20 июня 2003 года, здание вокзала не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией второго типа с речевым способом оповещения. Ранее 20 марта 2007 года Отделением государственного пожарного надзора Артемовского района МЧС России была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на вокзале, в результате которой были выявлены аналогичные нарушения, которые до настоящего времени не устранены.

В судебное заседание Егоршинский транспортный прокурор, извещенный надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Козырина О.А., действующая на основании доверенности №831/10-НЮ, исковые требования не признала, пояснила, что решение вопроса связано с финансированием. Не оспаривая, что здание не оборудовано системой оповещения при пожаре, указала, что здание старое, когда оно строилось, такие требования не предъявлялись. Для выполнения предписания необходимо порядка 2,5 миллионов рублей на одно здание вокзала. Исполнение требований прокурора возможно в срок до 31 мая 2010 года, но не к заявленной дате. Требования прокурора включены в перечень обязательных мероприятий. Была проведена проверка всех зданий вокзалов. Акт проверки не обжалован.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Егоршинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года).

В соответствие со статьей 1 Федерального Закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

На государстве лежит обязанность по обеспечению безопасности каждого гражданина на территории Российской Федерации (статья 2 Федерального Закона Российской Федерации № 2446-1 «О безопасности» от 05 марта 1992 года).

Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования относительно обеспечения ответчиком мер пожарной безопасности на объекте, принадлежащем ответчику на праве собственности. При этом несоблюдение требований пожарной безопасности при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, находящихся в здании вокзала, но и обществу, государству в целом.

Таким образом, суд полагает, что Егоршинский транспортный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате нарушения ответчиком требований пожарной безопасности. Доводы представителя ответчика о том, что, поскольку отношения между сторонами регулируются административным законодательством, то нормы гражданского законодательства не подлежат применению, основаны на неправильном толковании закона.

В судебном заседании установлено, что 08 декабря 2008 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании железнодорожного вокзала в г.Ирбит по ул. Вокзальная, 15, по результатам которой составлен акт без номера (л.д.9-10 предписание (л.д. 12-13). В ходе обеих проверок выявлены нарушения в виде отсутствия в здании вокзала автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией второго типа с речевым способом оповещения.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возлагается на руководителей организаций. Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года. В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, в силу названных положений лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий вокзала и багажного отделения является ОАО «РЖД».

Срок устранения нарушений в соответствии с предписанием установлен до 30 июня 2009 года, на момент рассмотрения дела предписание ответчиком не исполнено, что представителем ответчика не опровергнуто.

В силу пункта 9 таблицы №1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденного Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, помещение вокзала ст. Ирбит должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.

В соответствии с «Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ-104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323, здание вокзала ст. Ирбит должно быть оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией второго типа с речевым способом оповещения.

Поскольку в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт нарушения ответчиком требований пожарной безопасности при эксплуатации здания вокзала ст. Ирбит ОАО «РЖД», что нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (статья 34 Закона РФ «О пожарной безопасности»), доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанные выше нарушения устранены, ответчиком не представлено, иск Егоршинского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом доводы стороны ответчика об отсутствии финансовой возможности для устранения выявленных в ходе проверок нарушений правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений возложена на ответчика законом, финансовые затруднения в силу закона не освобождают от исполнения названной обязанности.

Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 57 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС РФ от 17 марта 2003 года № 132, сроки выполнения предложенных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором, при этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц.

Суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок до 31 мая 2010 года.

В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Егоршинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности выполнить действия удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога в срок до 31 мая 2011 года привести здание вокзала станции Ирбит, расположенное по адресу: Свердловская область г. Ирбит, ул. *** в соответствие с требованиями пункта 9 таблицы 1 НПБ 110-3 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»: оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, а также в соответствии с пунктом 17 таблицы 2 НПБ 104-03 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, зданиях и сооружениях»: оборудовать здание вокзала системой оповещения и управления эвакуацией второго типа с речевым способом оповещения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение       10 дней с момента его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья Н.А. Спиридонова