дело № 2-3092/2010 - решение от 16.12.2010 по иску Андреевой Ю.С. к СПТО защитных средств и сооружений гражданской обороны «ЭКРАН», Росимуществу о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-3092/2010

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2010 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глебовой И.Г.,

при секретаре Михалициной Л.Э.,

с участием представителя истца Егорова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Ю.С. к Специализированному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ЭКРАН», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, признании помещения жилым

УСТАНОВИЛ:

спорное, жилое помещение: *** в г. Екатеринбурге.

Истец Андреева Ю.С. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке приватизации, затем добавила требование о признании помещения жилым.

В обоснование заявленных требований Андреева Ю.С., указала, что проживает в общежитии, расположенном в доме *** по ул. *** в г. Екатеринбурге. Была вселена в него как член семьи Батталовой С.Ф., с которой был заключен договор социального найма на комнату ***, которая впоследствии стала *** общежития.

Здание находится в хозяйственном ведении у Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской оборон «Экран».

Андреева О.А. обратилась в Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» с заявлением о заключении с ней договора бесплатной передачи в собственность жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В удовлетворении заявления было отказано в силу того, что дом № *** по улице *** в городе Екатеринбурге в ЕМУП БТИ города Екатеринбурга учтен как общежитие. Поскольку здание формально числится общежитием, то в соответствии со статьей 4 ФЗ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», это является препятствием к бесплатной передаче в собственность занимаемого ими жилого помещения. Изменение целевого использования от имени собственника в лице Российской Федерации невозможно, поскольку нет уполномоченного на это органа власти.

В настоящее время помещения в доме *** по ул. *** в городе Екатеринбурге в качестве общежития не используются, комнаты в нем являются постоянным местом жительства граждан. Это означает, что дом № *** по ул. *** в г. Екатеринбурге фактически общежитием не является.

Поскольку занимаемое помещение общежитием не является, и право бесплатной приватизации не использовано, то просит признать за ней право собственности на комнату *** в доме *** по ул. *** в г. Екатеринбурге в порядке бесплатной передачи в собственность.

В судебном заседании представитель истца Егоров А.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, в обоснование иска пояснил, что жилое помещение в общежитии было представлено Батталовой С.Ф. по ходатайству организации, в которой она работала. Андреева Ю.С. была вселена в комнату как член семьи Баталовой С.Ф... Истец проживает в спорном жилье. 18.03.2008 с Баталовой С.Ф. заключен договор социального найма на комнату *** В дальнейшем комната стала ***. В качестве члена семьи в договор включена Андреева Ю.С.. Истец с 26.05.2010 постоянно зарегистрирован в жилом помещении. Истец пользуется спорным помещением не как общежитием, а как жилым помещением и проживает в нем постоянно, но формально это общежитие. Поскольку статус здания – общежитие, это является препятствием для приватизации жилых помещений. Согласно статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» общежития приватизировать нельзя. Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее Территориальное управление) указало, что органа, который осуществляет перевод общежития в жилое помещение нет. У Территориального управления нет полномочий на изменение статуса жилья. Территориальное управление не возражает против приватизации, но в круг его полномочий оформление приватизации не входит. Для приватизации граждане должны обращаться в Унитарное предприятие «Экран», которое должно заключать с ними договор приватизации. Унитарное предприятие «Экран» может передать это здание, если собственник поменяет его статус. Спорное помещение является жилым, о чем составлено заключение.

Представитель ответчика унитарного предприятия «Экран» в судебное заседание не явился, в отзыве и ранее в судебных заседаниях указывал, что дом *** по ул. *** включен в реестр государственного федерального имущества. Приказом Территориального управления № 2013 от 28.10.2005 в целях эффективного использования государственного казенного имущества Российской Федерации и фактической не передачей имущества в муниципальную собственность дом *** по ул. *** в г. Екатеринбурга закреплен на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Экран». В силу того, что дом не используется для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения, как предусмотрено статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, а является местом постоянного проживания граждан, с Баталовой С.Ф. был заключен договор социального найма. В качестве члена ее семьи была включена истец Андреева Ю.С.. По учету ЕМУП «БТИ» здание учтено как общежитие, приватизация которого согласно статье 4 закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» невозможна. Изменение статуса возможно только собственником. Однако в настоящее время нет уполномоченного государственного органа, который от имени собственника в лице Российской Федерации, имеет право снять статус общежития. С Батталовой заключен договор социального найма. Андреева вселена как член семьи в жилое помещение. Право на спорное жилье истца не оспаривается. Помещение по документам ЕМУП «БТИ» числится с 1988 года жилым. Претензий по коммунальным платежам к истцу нет. Считает, что право собственности в порядке приватизации может быть признано судом. Не возражает против удовлетворения иска (л.д. 27).

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области не явился, в отзыве указал, что общежитие, расположенное в г. Екатеринбурге по ул. ***, находилось на балансе государственного предприятия Трест «***». При приватизации предприятия указанное имущество не вошло в уставной капитал и находилось во владении ОАО «***». Между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений по Свердловской области и ООО «***» был заключен договор доверительного управления государственным федеральным казенным недвижимым имуществом № *** от ***. В целях эффективного использования государственного казенного имущества Российской Федерации и фактической не передачей имущества в муниципальную собственность по приказу Территориального управления № *** от *** д. № *** в г. Екатеринбурге закреплен на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Экран». Дом *** в г. Екатеринбурге, учтенный в ЕМУП БТИ г. Екатеринбурга как общежитие, на момент закрепления за «Экраном» фактически не использовалось для временного проживания граждан. Изменить режим дома в административном порядке не представляется возможным, так как не установлен орган государственной власти уполномоченный на управление федеральным государственным жилищным фондом, в компетенцию которого входит принятие решения на исключение дома № *** в г. Екатеринбурге из специализированного жилищного фонда. Вопрос о признании за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации оставляет на усмотрение суда (л.д. 29).

Заслушав представителя истца Егорова А.В., ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что спорное, жилое помещение предоставлено в связи с трудовыми отношениями Баталовой С.Ф. в 1985 году. Андреева была вселена в комнату как член семьи и зарегистрирована 26.05.2010 в общежитие по адресу: г. Екатеринбург, ул. *** (л.д. 47-49).

18.08.2008 федеральное унитарное предприятие «Экран» заключило с ФИО23 договор социального найма на жилое помещение № *** в г. Екатеринбурге, которое являлось общежитием, что свидетельствует из данных ЕМУП «БТИ» (л.д. 32). В дальнейшем в договор была в качестве члена семьи вписана П. номер комнаты изменен на *** (л.д. 8-12).

Истец полностью оплачивает занимаемое жилое помещение, задолженность по оплате отсутствует.

Спорное, жилое помещение имело статус общежития с момента постройки и находилось в ведении государственного предприятия Треста «***» с 1983 года (л.д. 32).

На основании приказа Территориального управления по Свердловской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 2013 от 28.10.2005

-расторгнут договор доверительного управления государственным федеральным казенным имуществом № ***,

-закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП ««Экран» федеральное имущество площадью *** кв.м., расположенное в г. Екатеринбурге по ул. ***,

-внесены изменения в план приватизации Треста ***, утвержденный Свердловским областным государственным комитетом по управлению государственным имуществом в 1993 году.

-исключен из перечня имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность объект недвижимости, расположенный в г. Екатеринбурге по ул. *** (л.д. 45-46).

Здание общежития по ул. *** в г. Екатеринбурге принято в федеральную собственность, включено в реестр федеральной собственности (л.д. 49).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Общежитие по ул. *** в г. Екатеринбурге предназначалось для передачи в муниципальную собственность, но впоследствии в связи с не передачей в муниципальную собственность, имущество передано в федеральную собственность.

По данным ЕМУП «БТИ» перевод в жилое помещение не подтвержден документально (л.д.32-34).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

4. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

С 1988 года на данным ЕМУП «БТИ» спорное жилье значится жилым (л.д. 55-60).

По заключению ООО «***» комната *** в г. Екатеринбурге соответствует требованиям жилого помещения, а потому его дальнейшая безопасная эксплуатация в качестве жилого помещения возможна (л.д. 73-77).

В силу статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Андреева включена в договор социального найма на спорное, жилое помещение как член семьи.

До передачи жилого помещения в муниципальную собственность и федеральную собственность, лицом, предоставившим общежитие, законность предоставления истцам спорной комнаты не оспаривалась, иные притязания со стороны владельца жилого фонда отсутствовали.

Согласно статье 64 Жилищного Кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое истцами жилое помещение по договору социального найма не может повлечь за собой расторжение или изменение условий договора.

Постоянным местом жительства истца является спорное, жилое помещение.

Принимая во внимание, что занимаемое истцом жилое помещение отвечает требованиям части 2 статьи 62 Жилищного Кодекса Российской Федерации, т.е. является изолированным жилым помещениями, которое может быть самостоятельным предметом договора социального найма, что подтверждается выкопировкой из поэтажного плана (л.д. 60-62), с матерью истца правомерно заключен договор социального найма на занимаемое жилое помещение.

В иске заявлено о признании права собственности на комнату в порядке приватизации за истцом.

Федеральное предприятие «Экран» отказало в приватизации жилья (л.д. 16-17) в связи с тем, что статус общежития не снят с дома.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. от 10.12.2002) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 11 вышеуказанного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно статье 7 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политике в Российской Федерации» (в редакции от 06.05.2003 г.) государственный жилищный фонд в себя включает ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, а также фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В силу статьи 18 вышеуказанного закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Андреева право на приватизацию не использовала (л.д. 13-15).

Федеральное предприятие «Экран» отказало в приватизации жилья (л.д. 16-17) в связи с тем, что статус общежития не снят с дома.

В соответствии со статьей 4 закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Спорное жилье к данной категории помещений не относится.

Поскольку Андреева спорным, жилым помещением пользуется на законных основаниях, зарегистрирована в нем постоянно, статус общежития у дома *** в г. Екатеринбурге утрачен в силу закона (статья 7 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), истец вправе приобрести занимаемое ими помещение по договору социального найма в собственность в соответствии со статьей 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, поэтому иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Андреевой Ю.С. к Специализированному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «ЭКРАН», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, признании помещения жилым удовлетворить.

Считать комнату *** в г. Екатеринбурге жилой.

Признать за Андреевой Ю.С. право собственности на комнату *** в г. Екатеринбурге.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья И.Г. Глебова