Дело № 2-3340/2010 Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 14 декабря 2010 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Р.Ф. Защихиной при секретаре Вершининой М.П., с участием представителя ответчика Ковальчук И.Н., представителя третьего лица Прыткова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах Круговых Г.Я. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Свердловской железной дороги» о возложении обязанности поставить на учет в ветеранскую организацию и предоставлять гарантии, компенсации и льготы, установленные коллективным договором, УСТАНОВИЛ: Сургутский транспортный прокурор обратился в защиту интересов Круговых Г.Я. в суд с иском к ОАО «РЖД» в лице филиала «Свердловская железная дорога» о возложении обязанности поставить ее на учет в ветеранскую организацию и о предоставлении гарантий, компенсаций и льгот, установленных коллективным договором. В обоснование иска прокурор указал, что в период с 1982 по 1999 год Круговых Г.Я. работала в системе Министерства путей сообщения СССР. Истец была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию приказом № 42п4 от 03.08.1999 Сургутского отряда военизированной охраны Свердловской железной дороги из службы ведомственной (военизированной) охраны ФГУП «Свердловская железная дорога» МПС РФ. До 01.08.2003 она состояла на учете в Совете ветеранов Свердловской железной дороги. После образования ОАО «РЖД» истец лишена всех социальных льгот и гарантий, предусмотренных коллективным договором для неработающих пенсионеров. Круговых Г.Я., уволенная до 01.10.2003 из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вошло в уставный капитал ОАО «РЖД», является неработающим пенсионером железой дороги, в связи с чем, подлежит постановке на учет в ветеранскую организацию. Представитель Сургутской транспортной прокуратуры, истец Круговых Г.Я. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (л.д. 46,47), о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили. Представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала «Свердловская железная дорога» Ковальчук И.Н., действующая на основании доверенности от 08.10.2010 (л.д.44-45), в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы возражений на иск (57-62), и пояснила, что ОАО «РЖД», как вновь созданная организация, правопреемником ФГУП «Свердловская железная дорога» не является. Имущество подразделений военизированной охраны вошло в уставный капитал ФГП «ВО ЖДТ РФ», которое было создано ранее, чем ОАО «РЖД». Истец не является неработающим пенсионером ОАО «РЖД». Что касается требования о постановке на учет, то ОАО «РЖД» не является надлежащим ответчиком в указанной части, поскольку межрегиональная общественная организация «Организация ветеранов (пенсионеров) войны и труда Свердловской железной дроги» самостоятельное юридическое лицо. Представитель третьего лица Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ РФ) Прытков С.В., действующий на основании доверенности от 03.03.2010 (л.д.50), в судебном заседании и в письменном отзыве на иск (л.д.197-200) исковые требования прокурора к ОАО «РЖД» поддержал и указал, что согласно пункта 1.2. Положения о службе ведомственной охраны Федерального государственного унитарного предприятия «Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации», служба ведомственной охраны являлась структурным подразделением Свердловской железной дороги МПС России и не имела статуса самостоятельного юридического лица. Таким образом, на момент приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта служба ведомственной охраны являлась структурным подразделением ФГУП «Свердловская железная дорога МПС России». Федеральным законом № 29-ФЗ от 21.02.2003 «Об особенности управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта. В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Данным единым хозяйствующим субъектом является ОАО «Российские железные дороги». ФГУП «Свердловская железная дорога МПС России» было включено в «Перечень имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, которого планируется приватизировать в 2003 году путем изъятия и внесения их в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1111-р от 11.08.2003. При упразднении Службы ведомственной охраны ФГУП «Свердловская железная дорога МПС России», проводимом в соответствии с Приказом начальника дороги № 241/Н от 30.09.2003, имущество Службы было сдано во ФГУП «Свердловская железная дорога МПС России» в соответствии с передаточным актом от 30.09.2003. Впоследствии имущество ФГУП «Свердловская железная дорога МПС России» было передано в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД». Согласно подпункту 7 пункта 1 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы неработающими пенсионерами признаются лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из Компании или до 01.10.2003 из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в Уставный капитал ОАО «РЖД». Ранее действовавшими коллективными договорами ОАО «РЖД» указанным лицам предоставлялись льготы и социальные гарантии. Представителем третьего лица председателем Межрегиональной общественной организации «Организация ветеранов (пенсионеров) войны и труда Свердловской железной дороги» Радионовым А.П. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя организации и о том, что он поддерживает возражения ОАО «РЖД» на исковое заявление (л.д.52). Суд, с учетом мнения представителей ответчика и третьего лица, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие истца, представителей истца и третьего лица. Заслушав пояснения представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Круговых Г.Я. работала в системе Министерства путей сообщения СССР. Уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию приказом № 42п4 от 03.08.1999 Сургутского отряда военизированной охраны Свердловской железной дороги из службы ведомственной (военизированной) охраны ФГУП «Свердловская железная дорога» МПС РФ, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 16-28), справкой с места работы (л.д.29). Доказательств, свидетельствующих о том, что истец состояла на учете в ветеранской организации ОАО «РЖД», суду не представлено. Согласно абзацу 7 главы 1 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы к неработающим пенсионерам относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании; уволенные до 1 октября 2003 года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них организаций Роспрофжела. Согласно абзацу 9 главы 1 Коллективного договора, к неработающим пенсионерам ОАО «РЖД» не относятся лица, уволенные из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных предприятий МПС России (л.д.112-130). Из материалов дела следует, что на основании Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18.08.2003 было создано ОАО «РЖД» (л.д.63-91). Истец Круговых Г.Я. в трудовых отношениях с ответчиком не состояла. Распоряжением МПС России от 30.01.2003 № 109р «О совершенствовании структуры управления Ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации» создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана МПС РФ» (л.д.107-110). Запись о регистрации ФГП ВО МПС РФ в едином государственном реестре юридических лиц внесена 01.04.2003 (л.д.220-221). В связи с созданием ФГП ВО МПС РФ, распоряжением МПС России от 18.06.2003 586р утверждены перечни объектов недвижимого имущества, переданных с баланса железных дорог на баланс ФГП ВО МПС РФ (л.д.134-155). Распоряжением МПС России от 11.08.2003 № Н-7928 согласовано упразднение в структуре управлений железных дорог служб ведомственной охраны, а распоряжением МПС России от 08.09.2003 № 800р принято решение о прекращении деятельности Пермского, Свердловского, Тюменского, Екатеринбургского отрядов ведомственной охраны. Ранее Указанием МПС РФ от 29.05.2001 №У-942у Сургутский отряд ведомственной охраны был присоединен к Тюменскому отряду ведомственной охраны (л.д.105,106, 157). Во исполнение вышеуказанных распоряжений МПС России начальником ФГУП «Свердловская железная дорога» 30.09.2003 года издан приказ № 241/Н, в соответствии с которым упразднена служба ведомственной охраны и прекращена деятельность обособленных подразделений ведомственной охраны Свердловской железной дороги (л.д.152-153). Таким образом, выделение подразделений ведомственной охраны из структур железных дорог и передача имущества с баланса железных дорог на баланс ФГП ВО РФ состоялось до создания ОАО «РЖД». Распоряжением Правительства России №1111-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО «РЖД») (л.д.131-133). Совместным распоряжением Минимущества России, ФЭК России, России от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт и его форма (л.д.93-96). ФГП «Ведомственная охрана МПС Российской Федерации» не вошло в перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежало внесению в уставный капитал ОАО «РЖД». Следовательно, имущество, права и обязанности ФГП «Ведомственная охрана МПС Российской Федерации» не были внесены в уставный капитал ОАО «РЖД». Постановлением Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и Дорпрофсожа от 27.07.2004 № 34 «О социальной поддержке неработающих ветеранов системы рабочего снабжения, СМТ-10, образовательных учреждений, учреждений ведомственной охраны» на неработающих пенсионеров ведомственной охраны были распространены меры социальной поддержки, предусмотренные Отраслевым соглашением (действовавшим до 31.12.2004) и Коллективным договором. При этом в отношении неработающих пенсионеров содержалось положение о переводе неработающих ветеранов, уволившихся до 01.10.2003 и состоящих на учете в ветеранской организации ведомственной охраны Свердловской железной дороги под патронаж ветеранских организаций отделений дороги и закрепить их за ветеранскими организациями. Патронаж не означал постановку на ветеранский учет. Это постановление отменено 16.12.2008 постановлением № 3 постановлением № 35 (л.д.160, 161). На федеральном уровне заключено Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта Российской Федерации на 2008 год между Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта. Срок действия Соглашения продлен на 2009-2010 годы (л.д.181-196). Из письма заместителя начальника Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» № 837/НСПН от 26.03.2004 и приложения к нему следует, что пенсионеры, уволенные на пенсию из подразделений ведомственной охраны, в количестве 667 человек, в том числе истец, сняты с ветеранского учета подразделений железной дороги, информация по ним предоставлена в филиал ФГП ВО ЖДТ РФ для постановки их на ветеранский учет (л.д. 167-179). Во исполнение Отраслевого соглашения заключен Коллективный договор Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы, который в отношении неработающих пенсионеров совпадает с Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы. Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими кормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, и иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (статья 41 Трудового кодекса Российской Федерации). Суд также учитывает то обстоятельство, что истец в соответствии с действующим законодательством не может быть отнесен к работникам ОАО «РЖД», поскольку в трудовых отношениях с ответчиком не состоял и был уволен в связи с выходом на пенсию до создания ОАО «РЖД». Статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие работника как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации определяет цели и задачи трудового законодательства, к которым не относится социальная защита неработающих пенсионеров. При таких обстоятельствах нормы Трудового кодекса Российской Федерации не могут регулировать отношения между истцом и ОАО «РЖД». Суд не усматривает и других действующих правоотношений, связанных с предоставлением истцу льгот со стороны ответчика. Таким образом, исходя из смысла закона, коллективный договор, в первую очередь, регулирует отношения между работодателем и работниками, что не противоречит и Рекомендациям Международной организации труда № 91 «О коллективных договорах»; в соответствие с подпунктом 2 пункта 1 раздела 2 которых под "коллективным договором" подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателей, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны. Исходя из этого, все остальные условия Коллективного договора, касающиеся иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях с предприятием, могут приниматься или не приниматься, исходя из конкретных экономических условий и по согласованию сторон, подписавших договор. Коллективные договоры не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (часть 3 статьи 50, часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации). Трудовое законодательство не возлагает обязанность на работодателя предоставлять работникам либо пенсионерам дополнительные социальные льготы, конкретно не предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Трудовых отношений между сторонами не существует. Такая обязанность может быть возложена только каким-либо конкретным законом либо нормативным актом. В частности, в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (в редакции ФЗ от 10.01. 2003 № 15-ФЗ и от 22.08.2004 № 122-ФЗ) государство гарантировало предоставление указанным гражданам социальных льгот. Коллективный договор не оспорен, не признан недействительным в установленном законом порядке. Таким образом, в силу прямого указания Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008-2010 годы истец не относится к неработающим пенсионерам ОАО «РЖД», следовательно, социальные гарантии, предусмотренные указанным Коллективным договором для неработающих пенсионеров, на него не распространяются. Доводы представителя третьего лица о том, что при буквальном толковании абзаца 9 главы 1 Коллективного договора истец не относится к лицам, которые не признаются неработающими пенсионерами, поскольку уволился не из ФГУП, не состоятельны. Абзац 9 главы 1 договора необходимо рассматривать в совокупности с абзацем 7 главы 1, который признает неработающими пенсионерами ОАО «РЖД» работников, уволенных с предприятий железнодорожного транспорта, имущество которых вошло в уставный капитал ОАО «РЖД». Определяя правомерность требований прокурора о возложении обязанности на ответчика поставить истца на ветеранский учет, суд приходит к выводу, что ОАО «РЖД» в принципе не является надлежащим ответчиком, поскольку Межрегиональная общественная организация «Организация ветеранов (пенсионеров) войны и труда Свердловской железной дороги» является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается Уставом и свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д.53-56), и в ее полномочия входит решение вопроса о постановке на ветеранский учет. По приведенным доводам суд отказывает в удовлетворении иска прокурора о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности постановки на учет в ветеранскую организацию Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и предоставления истцу социальных гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении исковых требований Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах Круговых Г.Я. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Свердловской железной дороги» о возложении обязанности поставить на учет в ветеранскую организацию и предоставлять гарантии, компенсации и льготы, установленные коллективным договором отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Председательствующий Р.Ф. Защихина