дело № 2-3273/2010 - решение от 17.12.2010 по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбург в интересах Зонова В.А. к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург о возложении обязанности, признании незаконным распоряжения



Дело № 2-3273/2010

Мотивированное решение составлено 22.12.2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Екатеринбург 17 декабря 2010 года

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи А.Г. Кирюхина,

при секретаре О.С.Солдатовой,

рассмотрев гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбург в интересах Зонова В.А. к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург о возложении обязанности, признании незаконным распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах Зонова В.А. с исковым заявлением о признании незаконным распоряжение администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 05.08.2010 № 557 об отказе Зонову В.А. в постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фона Свердловской области социального использования. Также Прокурор просит признать гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности постановки на учет для целей предоставления жилого помещения.

В обоснование исковых требований истцом указано, что Зонов В.А. *** года рождения является ветераном Великой Отечественной Войны. 11.04.2009 Зонов В.А. продал трехкомнатную квартиру по адресу ***. С 18.06.2009 Зонов В.А. зарегистрирован в квартире по адресу ***, которая принадлежит жене сына истца – З... 23.07.2010 Зонов В.А. обратился в администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбург с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и представил все необходимые документы. Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 05.08.2010 № 557 об отказе Зонову В.А. в постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фона Свердловской области социального использования. Прокурор указанный отказ считает незаконным и просит признать распоряжение незаконным.

В судебном заседании прокурор Данилова А.В. исковые требования поддержала. Пояснила, что в распоряжении администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 05.08.2010 № 557 приведены не указанные в законе основания для отказа в постановке Зонова В.А. на учет для предоставления жилья. Таким образом, работники ответчика нарушили положение статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает ограниченный перечень оснований для отказа в постановке на учет граждан. Также считает, что Зонова В.А. необходимо признать нуждающимся в предоставлении жилого помещения, поскольку ветераном предоставлены для этого все необходимые документы. В связи в возражениями администрации считает необходимым возложить на ответчика обязанность постановки истца на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Истец Зонов В.А. исковые требования поддержал.

Представитель администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург Христолюбов А.Н. возражает против удовлетворения иска. Пояснил, что Зонов В.А. намеренно поставил себя в положение нуждающегося с жилом помещении, поскольку в 2009 продал свою трехкомнатную квартиру в г. Курган. В соответствии с требованиями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Зонов В.А., как гражданин, намеренно ухудшивший свои жилищные условия, подлежит постановке на учет только через пять лет. Представить просит отказать в иске. В части требований о возложении обязанности поставить на регистрационный учет и признании гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения указал, что данные действия находятся в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Зонов В.А. *** года рождения является ветераном Великой Отечественной Войны (л.д. 14). 11.04.2009 Зонов В.А. продал трехкомнатную квартиру по адресу *** (л.д. 9). С 18.06.2009 Зонов В.А. зарегистрирован в квартире по адресу ***, которая принадлежит жене его сына – З. (л.д. 10, 13, 41). 23.07.2010 Зонов В.А. обратился в администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбург с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и представил все необходимые документы (л.д. 25 – 65). Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 05.08.2010 № 557 об отказе Зонову В.А. в постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фона Свердловской области социального использования (л.д. 23).

Согласно части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Аналогичный срок закреплен и частью первой статьи 5 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Прокурор в интересах Зонова В.А. обратился в установленный законом срок с заявлением об обжаловании действий должностных лиц.

Суд считает обоснованными доводы стороны истца о нарушении прав гражданина при вынесении распоряжения от 05.08.2010 № 557 об отказе Зонову В.А. в постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фона Свердловской области социального использования.

В силу статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане принимаются на учет на основании заявлений, поданных в соответствующий орган по месту жительства. Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье.

Принятое решение согласно ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения - выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (решение об отказе).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

При этом согласно ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок. В силу ч. 3 приведенной нормы права решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания распоряжения от 05.08.2010 № 557 следует, что отказ в постановке на учет дан «в связи с совершением действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в течение пяти лет, предшествующих подачи заявления о принятии на учет». Таким образом, в распоряжении указано основание для отказа в постановке на учет, не предусмотренное статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя администрации о том, что отказ связан с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствуют содержанию распоряжения. В распоряжении не указано: когда начал течь срок ухудшения Зоновым В.А. жилищных условий; кто принял решение о признании Зонова В.А. ухудшившим свои жилищные условия; какое событие администрация считает ухудшением жилищных условий. При таких обстоятельствах суд не может признать распоряжение от 05.08.2010 № 557 соответствующим требованиям статей 53 и 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд признает незаконным указанное распоряжение.

Вопросы признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в силу главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к компетенции органов местного самоуправления. Ответчик, отказав Зонову В.А. в постановке на учет по основаниям, не предусмотренным законом, фактически не принял решение по существу. Соответственно, у суда нет самостоятельного права оценивать нуждаемость гражданина в жилом помещении без предварительного решения данного вопроса органами местного самоуправления. Также суд не может возложить на ответчика обязанность постановки Зонова В.А. на учет нуждающихся в жилом помещении до рассмотрения данного вопроса компетентным органам местного самоуправления. Суд считает необходимым отказать прокурору в этой части исковых требований, поскольку орган местного самоуправления не отказал Зонову В.А. с соблюдением процедуры, предусмотренной законом, и не разрешил спорный вопрос по существу.

В соответствии со статьей 11 Закона Свердловской области от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» органы местного самоуправления, в которые поступили заявления о принятии на учет, осуществляют проверку наличия оснований, дающих право на предоставление гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Проведение проверки наличия оснований, дающих право на предоставление гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, осуществляется в следующем порядке: на первом этапе при необходимости запрашивается информация, необходимая для проверки сведений, содержащихся в заявлениях о принятии на учет и (или) приложенных к ним документах; на втором этапе проверяется, совершались ли намеренно гражданами, подавшими заявления о принятии на учет, и (или) совместно проживающими с ними членами их семей в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, действия, которые привели к ухудшению их жилищных условий; на третьем этапе проверяется наличие оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе проводится расчет обеспеченности гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи общей жилой площадью. В случае, если на втором этапе проверки наличия оснований, дающих право на предоставление гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, выявлено наличие установленных федеральным законом оснований для отказа в принятии граждан на учет, третий этап проверки не проводится.

Представитель ответчика ссылается на то, что вопросы нуждаемости Зонова В.А. в предоставлении жилого помещения администрацией (третий этап проверки) не рассматривались, поскольку проверялся только вопрос намеренного ухудшения Зоновым В.А. своих жилищных условий (второй этап проверки).

Прокурор обратился в суд в порядке искового производства. При этом фактически между сторонами еще не возник спор о правах на жилое помещение. Соответственно суд в рассматриваемом случае применяет положения главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку в постановке на учет Зонову А.В. отказано по основанию, которое законом не предусмотрено, суд на основании ч. 2 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на главу администрации района обязанность устранить нарушения закона и принять решение по существу обращения.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить иск Прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбург в интересах Зонова В.А. к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург о признании незаконным распоряжения

Признать незаконным распоряжение администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 05.08.2010 № 557 об отказе Зонова В.А. в постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фона свердловской области социального использования.

Отказать в удовлетворении иска Прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбург в интересах Зонова В.А. к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург в признании гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности постановки на учет.

Возложить на главу администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Зонова В.А..

Возложить на администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург обязанность в течение одного месяца сообщить суду и Зонова В.А. об исполнении решения суда.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Свердловский Областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные установленные процессуальным законом способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу.

Судья А.Г. Кирюхин