Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2010 года Дело № 2-3224/10 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 24 декабря 2010 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшмановой Г.В., при секретаре Шемякиной Т.П., с участием истца Мартюшевой Н.И., представителя истца Гафурьяновой В.А., представителя ответчика Администрации Железнодорожного района Христолюбова А.Н., представителя ответчика Администрации города Екатеринбурга Лунеговой Н.В., представителя третьего лица Правительства Свердловской области Тертышнова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга в интересах Мартюшевой Н.И. к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: прокурор Железнодорожного района города Екатеринбурга обратился в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в интересах Мартюшевой Н.И.. В обоснование иска указал, что Мартюшева Н.И., *** года рождения, является *** и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995, что подтверждается удостоверением № ***, выданным УСЗН Железнодорожного района 11.01.1999. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно вышеуказанному закону. Распоряжением Главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга № *** от 25.05.2010 Мартюшевой Н.И., проживающей в двухкомнатной квартире общей площадью 42,7 кв.м по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности *** Х., отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы. В ходе проведенной проверки, было установлено, что собственник жилого помещения. Х. совместно с Мартюшевой Н.И. не проживает, следовательно, она не может считаться членом семьи собственника жилого помещения, потому применение в данном случае нормы пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является необоснованным. Иных жилых помещений в собственности, либо по договору социального найма Мартюшева Н.И. не имеет, что подтверждается соответствующими справками, потому она является нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Гафурьянова В.А. исковые требования, с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поддержала, просила обязать Администрацию Железнодорожного района города Екатеринбурга поставить Мартюшеву Н.И. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. Истец Мартюшева Н.И. исковые требования поддержала, указав, что проживает в квартире *** – Х., последний живет совместно с родителями в другом жилом помещении. Проживала одна, но в настоящее время Х намерен создать семью, потому ее проживание в квартире, принадлежащей ему, нарушает его права. Иного жилья в городе Екатеринбурге она не имеет, переехала в город Екатеринбург из города *** примерно шесть лет назад, продав в *** квартиру, полученную ею в порядке наследования, за *** рублей. В Екатеринбурге приобрести какое-либо жилье на вырученные деньги она возможности не имела. Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга Христолюбов А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указав, что при обращении истца в Администрацию района с заявлением о постановке его на учет граждан для предоставления жилого помещения, были изучены представленные им документы и установлено, что она проживает в квартире общей площадью 42,7 кв.м, принадлежащей на праве собственности внуку Х. С учетом того, что она обеспечена жилой площадью более учетной нормы, оснований для признания ее нуждающейся не имелось, потому в удовлетворении иска просит отказать. Аналогичные пояснения далее в судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Лунегова Н.В. и представитель третьего лица Правительства Свердловской области Тертышнов А.Н., просили отказать в удовлетворении иска по тем основаниям, что Мартюшева Н.И. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель третьего лица Правительства Свердловской области дополнительно пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ст.23.1) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, в том числе и такой категории граждан, как участники Великой Отечественной войны. В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установленных федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Правительством Свердловской области принято постановление от 28.04.2006 № 357-ПП, которым утвержден Порядок обеспечения жильем установленных категорий лиц. Данным постановлением и законом Свердловской области «О бюджете Свердловской области на 2010 год» также предусмотрено, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем участников войны является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а формирование списков принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области. Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом (л.д. 61). Заслушав пояснения сторон, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему. Мартюшева Н.И. является ***, имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 23). Истец постоянно зарегистрирована и проживает в квартире № ***, что подтверждается справкой с места жительства (л.д. 24), копией поквартирной карточки (л.д. 45). Указанная квартира принадлежит на праве собственности Х., право собственности которого возникло на основании договора купли-продажи (л.д. 47). Иного жилого помещения в настоящее время истец в собственности не имеет (л.д. 46, 60). В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Кодекс прямо не предусмотрел порядок постановки на учет иных категорий лиц, но сделал отсылку к федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 статьи 21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Соответственно Мартюшева Н.И. относится к категориям граждан, которые, не являясь малоимущими, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» в редакции от 19.02.2010 (далее Закон) учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования подлежат граждане, признанные по основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона граждане, указанные в подпункте 1 части первой статьи 2 настоящего Закона, принимаются на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на основании заявлений о принятии граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования (далее - заявления о принятии на учет) или иных документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, предусмотренных федеральным законодательством, законами Свердловской области, определяющими категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, и (или) нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области в случаях, установленных федеральным законодательством либо этими законами Свердловской области. Часть 1 статьи 6 Закона указывает, что заявления о принятии на учет подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане. Таким образом, ведением учета, а значит и постановкой на учет осуществляется органами местного самоуправления, на территории которого проживает соответствующий гражданин. В данном случае таким органом является Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга. Истец обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга (л.д. 14). 25.05.2010 распоряжением главы Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга ей отказано в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области по основанию обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы. Суд не может признать обоснованным данный отказ. В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Согласно пункту 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Факт совместного проживания возможно определить, как правило, при наличии регистрации по месту жительства. В судебном заседании установлено и не опровергнуто представителями ответчиков, что истец проживает отдельно от своего внука, зарегистрирована по месту жительства в квартире одна. Таким образом, исходя из буквального толкования части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует признать, что Мартюшева Н.И. в настоящее время не является членом семьи собственника жилого помещения, а, следовательно, у нее имеются основания претендовать на включение ее в список лиц для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области. С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования истца о возложении на Администрацию Железнодорожного района обязанности поставить Мартюшеву Н.И. на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в соответствии со статьей 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995, однако считает, что при удовлетворении данного требования, в удовлетворении исковых требований к Администрации города Екатеринбурга надлежит отказать, поскольку учет данной категории граждан возложен на Администрацию района. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга в интересах Мартюшевой Н.И. к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить частично. Обязать Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Администрацию г. Екатеринбурга поставить на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования Мартюшеву Н.И. в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах». В удовлетворении исковых требований к Администрации города Екатеринбурга отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья Г.В. Юшманова