Дело № 2-77/2011 Мотивированное решение составлено 21 января 2011 года. Р Е Ш Е Н И Е 17 января 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глебовой И.Г., при секретаре Михалициной Л.Э., с участием истца Злобиной Н.И., представителя ответчика Ивановой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Злобиной Н.И. к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга о признании действий по начислению по общедомовым приборам учета незаконными, списании суммы долга, взыскании компенсации морального вреда УСТАНОВИЛ: истец Злобина обратилась в суд с исковым заявлением о признании действий по начислению по общедомовым приборам учета незаконными, списании суммы долга, взыскании компенсации морального вреда. В судебном заседании истец Злобина исковые требования поддержала, в обоснование иска пояснила, что является собственником квартиры *** в г. Екатеринбурге. В январе 2009 года поступила квитанция, где была строка «ХВС общедомовое потребление» за 2008 год. В тот момент на доме не было общедомового счетчика, начисления были незаконны. Роспотребнадзор в ответе на запрос подтвердил, что начисления произведены неправомерно, поэтому не платила за общедомовые расходы. Остальные платежи оплачивала своевременно. В мае 2009 года вновь были выставили начисления платы за коммунальные услуги по общедомовым приборам потребления. В 2010 году ежемесячно снимали за 2009 года суммы по общедомовым приборам. В апреле 2010 года в квартире был поставлен счетчик на воду. Всего по общедомовым приборам учета за холодную воду и водоотведение начислено *** руб. Начисления по общедомовым приборам учета за электроэнергию не оспаривает, суммы незначительные. Представитель ответчика Иванова, действующая по доверенности, возражала против исковых требований, указала, что считает начисления законными и обоснованными. Начисления по общедомовым приборам учета проведены в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 307, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006. На доме стоят общедомовые счетчики с 2004 года, имеются соответствующие акты. Журналы учета снятия показаний по общедомовым приборам учета ведутся надлежащим образом. Из квитанций на оплату видно, что по общедомовым приборам учета за ХВС и водоотведение истцу начислено *** руб., а не *** руб. Представитель ответчика ООО «ЕРЦ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д. 63). Заслушав истца, представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему. В судебном заседании установлено, что истец Злобина Н.И. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. *** (л.д. 8-9). Истцом не заключен договор на управление дома с ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района». В квитанции за январь 2009 года были произведены начисления по «ХВС общедомовой учет» в сумме *** руб. и «водоотведение общедомовой учет» в сумме *** руб., которые истец не оплачивала (л.д. 11). В феврале и апреле 2009 года начисленные суммы были уменьшены на *** руб. и *** руб. по «ХВС общедомовой учет», на *** руб. и *** руб. за «водоотведение общедомовой учет» (л.д. 12-22). Таким образом, с 01.01.2008 по 30.09.2008 фактически было начислено по «ХВС общедомовой учет» *** руб., за «водоотведение общедомовой учет» *** руб. В квитанции за декабрь 2009 года за период с 01.01.2009 по 31.10.2009 были произведены начисления по «ХВС общедомовой учет» в сумме *** руб., за «водоотведение общедомовой учет» - *** руб. (л.д. 23). Начисленные в декабре 2009 года суммы распределялись по квитанциям с декабря 2009 года по сентябрь 2010 года к оплате не более *** руб. в месяц (л.д. 24-33). Таким образом, всего начислено за «ХВС общедомовой учет», «водоотведение общедомовой учет» *** руб. (*** руб. + *** руб. + *** руб. + *** руб.). По договору № 25 от 07.12.2006 ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» поручил ООО «ЕРЦ» оказывать услуги по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, изготовлении платежных документов и доставке их до населения. Начисление платы за коммунальные услуги по постановлению Правительства Российской Федерации № 307 от 23,05,2006 производилось ООО «ЕРЦ» на основании писем Управляющей компании и представленных расчетов потребления (л.д. 66-105). Учитывая изложенное, ООО «ЕРЦ» надлежащим ответчиком по делу не является, так как не принимает самостоятельных решений о начислениях по общедомовым приборам учета. Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 157 предусматривает компетенцию Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - по формуле (9) (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг). По формуле (9) учитывается объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме в виде коэффициента, при расчете которого учитывается: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час). Жилищный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Поскольку размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение по формуле (9) определяется исходя из показаний приборов учета, положения подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам соответствуют действующему жилищному законодательству. Формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества. При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем (статья 37). Положения нормативных актов не предполагают оплату потребителем коммунальных услуг, которые ему не предоставлены. Организация, предоставляющая коммунальные услуги, обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, в т.ч. холодной и горячей воды, за которые потребитель обязан произвести оплату. Общедомовой прибор учета воды установлен в доме в 2004 году, что подтверждается актом (л.д. 56). 13.08.2009 установлен новый подотчетный прибор учета СКБ-40 № 24835-08, с датой поверки 19.09.2008 (л.д. 57). На счетчик имеется паспорт (л.д. 58-62). Показания счетчика зарегистрированы в журналах учета, которые обозревались в судебном заседании. Учитывая изложенное, суд считает, что действующим законодательством предусматривается возможность начисления оплаты по общедомовым приборам учета. Однако в данном конкретном случае начисления были произведены с нарушением законодательства. Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. В силу подпункта «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; Злобина договор на управление домом не заключала, в 2008 – 2009 годах счетчики на воду у нее не стояли, поэтому корректировка за год по общедомовому потреблению не могла быть у нее проведена. Учитывая изложенное, суд считает, что корректировка оплаты по общедомовым приборам учета за ХВС и водоотведение истцу была сделана не в соответствии с законом. Однако истцом заявлено, что ей предъявлено к оплате *** руб. за воду по общедомовым приборам учета, что не соответствует действительности. Согласно квитанциям неправомерно начислена сумма *** руб. и пеня на них, поэтому требования истца подлежат удовлетворению частично. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать свои доводы и возражения. Ответчик обязан доказать правильность начисления услуги. Истцом заявлено о взыскании с ответчика морального вреда. В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред /физические или нравственные страдания /действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред /ч.2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации/. В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда учитываются требования разумности и справедливости. Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. В связи с тем, что действия ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» признаны незаконными, отношения истца и ответчика основаны на законе «О защите прав потребителей», действиями ответчика истцу причинены моральные и нравственные страдания, суд считает, что с ответчика надлежит взыскать моральный вред в сумме *** руб.. В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке, подлежит взысканию с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» пользу государства государственная пошлина в сумме *** рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб. (от цены иска *** руб.). Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: исковые требования Злобиной Н.И. к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга о признании действий по начислению по общедомовым приборам учета незаконными, списании суммы долга, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично. Возложить на ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга обязанность по списанию с лицевого счета № *** по кв. *** в г. Екатеринбурге *** руб. за ХВС общедомовое потребление и водоотведение и пени на них как начисленные незаконно. Взыскать с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга в пользу Злобиной Н.И. в счет возмещения морального вреда *** руб., Взыскать с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга в доход государства государственную пошлину в сумме *** руб. В удовлетворении исковых требований к ООО «ЕРЦ» истцу отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья И.Г. Глебова