Дело № 2-111/2011 Заочное решение в окончательной форме принято 31 января 2011 года ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 января 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи О.Г. Колесниковой, при секретаре Казаковой В.В., с участием представителя истца Мокрушиной А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к общественному фонду «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры», Степанову В.А. о ликвидации юридического лица, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, возложении обязанности по прохождению процедуры ликвидации, УСТАНОВИЛ: Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту Управление) обратилось в суд с иском к общественному фонду «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры» (далее по тексту Фонд), Степанову В.А. о ликвидации, исключении сведений из ЕГРЮЛ и возложении обязанности по осуществлению процедуры ликвидации. В обоснование иска указано следующее. Фонд зарегистрирован Управлением 24.02.1998. В период с 09.11.2010 по 22.11.2010 Управлением проведена плановая документальная проверка Фонда на предмет соответствия его деятельности уставным целям. В ходе проверки установлено, что с начала 2010 года Фонд деятельность по достижению уставных целей не осуществляет, имущество и денежные средства отсутствуют и их получение в будущем не предвидится. В соответствии с пп. 1, 3 п. 2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации недостаточность имущества фонда для осуществления его целей либо малая вероятность получения необходимого имущества являются основанием для ликвидации фонда. Кроме того, при проверке выявлены многочисленные нарушения законодательства в деятельности Фонда. Так, в нарушение ч. 2 ст. 29 Закона РФ «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 (далее по тексту Закон № 82-ФЗ) Фонд не информировал Управление об изменении адреса места нахождения постоянного действующего руководящего органа в трехдневный срок со дня наступления таких изменений, при этом направленное Управлением по адресу, указанному в Уставе Фонда и выписке из ЕГРЮЛ, уведомление о проведении проверки вернулось в Управление с отметкой на конверте «адресат по указанному адресу не проживает». В нарушение абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ Фонд в 2007-2009 годах не предоставил сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, также не представлены сведения об объеме получаемых Фондом от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использовании и об их фактическом расходовании или использовании, за 2008, 2009 годы. В своей деятельности Фонд не соблюдает требования Устава и внутренних документов, что является нарушением ч. 2 ст. 29 Закона № 82-ФЗ. Так, не проводятся предусмотренные п. 6.6 Устава и п. 6.8 Положения о Попечительском Совете заседания Попечительского Совета, не осуществляется надзор за деятельностью Фонда; в нарушение п. 6.9 Устава заседания ревизионной комиссии и проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда не проводятся. Фонд использует в своей деятельности символику, не зарегистрированную в установленном законом порядке, чем нарушает требования ст. 24 Закона № 82-ФЗ. Неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативно-правовых актов в силу ст. 44 Закона № 82-ФЗ, п. 2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации являются основанием ликвидации общественного объединения. Обязанность по прохождению процедуры ликвидации Фонда истец просит возложить на Степанова В.А., являющегося Президентом Фонда и одним из его учредителей. В судебном заседании представитель истца Мокрушина А.С., действующая на основании доверенности (копия на л.д. 154), иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещались, в суд не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки в известность не поставили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Третье лицо УФНС по Свердловской области о месте и времени рассмотрения дела извещалось, представитель третьего лица Саитов А.С. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, в письменном отзыве на иск полагал заявленные Управлением требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Из заключения № 2219 от 24.02.1998 о регистрации общественного объединения (копия на л.д. 11), выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 143-146) установлено, что 24.02.1998 зарегистрирован общественный фонд «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры». Истец обратился в суд с иском о ликвидации Фонда. Согласно ч. 2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: 1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом. В судебном заседании установлено, что в период с 09 по 22 ноября 2010 года истец проводил в отношении Фонда плановую документальную проверку, что следует из приказа № 421 от 06.10.2010 (копия на л.д. 92), уведомления о проведении проверки (копия на л.д. 93, 94). Как следует из акта проверки (копия на л.д. 118-120), письменного заявления президента Фонда Степанова В.А. (копия на л.д. 98), с начала 2010 года Фонд деятельность по достижению уставных целей не осуществляет, имущество и денежные средства отсутствуют и их получение в будущем не предвидится, что в силу ч. 2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для ликвидации Фонда. Деятельность Фонда как общественного объединения регулируется, в том числе, нормами Закона № 82-ФЗ. В силу абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц, а также об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 2 ст. 29 названного Закона общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. В частности, общественная организация обязана информировать об изменении места нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Судом установлено, подтверждается материалами дела, в частности, служебными записками специалистов Управления, актом проверки деятельности Фонда, проведенной Управлением в период с 09 по 22 ноября 2010 года (л.д. 50, 78, 82, 91, 118-120), что Фонд в период с 2007 по 2009 годы не представлял истцу ежегодные сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа; в период с 2008 по 2009 годы Фонд в установленные сроки не информировал истца об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме, установленной п. 2-а Постановления Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Доказательств обратного ответчики суду не представили. Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 29 Закона № 82-ФЗ Фонд не информировал истца об изменении адреса места нахождения постоянно действующего руководящего органа. Между тем, факт отсутствия Фонда по адресу, указанному в п. 1.3 Устава и в ЕГРЮЛ, подтверждается тем, что направленное истцом Фонду почтовым отправлением уведомление о проведении проверки № 03-7304 с запросом необходимых для ее осуществления документов было возвращено истцу с отметкой на конверте о том, что адресат по указанному адресу не проживает. Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки деятельности Фонда, копия которого получена ответчиком Степановым В.А., акт проверки в установленном законом порядке ответчиками не оспорен. Кроме того, сам Степанов В.А. в письменном заявлении в адрес Управления указал, что деятельность Фонда осуществляется по иному, нежели указано в Уставе, месту нахождения (копия на л.д. 98). Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ Фонд обязан соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Пунктами 6.6, 6.9 Устава Фонда (копия на л.д. 22-24) предусмотрено ежегодное проведение заседаний Попечительского Совета и Ревизионной комиссии Фонда. Однако названные требования Устава Фондом не соблюдаются, что ответчиками не оспорено и не опровергнуто. В своей деятельности Фонд использует символику, не зарегистрированную в установленном законом порядке, что подтверждается письменными пояснениями президента Фонда Степанова В.А. и свидетельствует о нарушении Фоном требований ст. 24 Закона № 82-ФЗ. Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов в силу абз. 3 ч. 1 ст. 44 Закона № 82-ФЗ являются основанием ликвидации общественного объединения. Поскольку в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт неоднократного нарушения Фондом требований Закона № 82-ФЗ, право на обращение в суд с иском о ликвидации общественного объединения предоставлено истцу ч. 3 ст. 44 названного Закона, также в ходе рассмотрения дела судом установлено наличие основания для ликвидации Фонда, предусмотренное ч. 2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации (отсутствие имущества и денежных средств для достижения уставных целей), суд находит требования Управления о ликвидации Фонда и исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ обоснованными и подлежащими удовлетворению. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (абз. 3 ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пунктом 9.4 Устава Фонда предусмотрено, что ликвидация Фонда производится ликвидационной комиссией, назначаемой органом, принявшим решение о ликвидации. Как следует из протокола общего собрания учредителей № 1 от 20.04.2010 общим собранием учредителей было принято решение о ликвидации Фонда, создана ликвидационная комиссия, в состав которой включен ответчик Степанов В.А. Ответчик Степанов В.А. является одним из учредителей Фонда и его президентом, имеющим право без доверенности действовать от имени Фонда, что подтверждается заявлением учредителей о регистрации Фонда, протоколом общего собрания учредителей № 1 от 30.01.1998 и протоколом общего собрания учредителей № 1 от 10.02.1008 о продлении полномочий Степанова В.А. в качестве президента Фонда на срок до 2012 года (копия на л.д. 12-14, 102). С учетом указанных обстоятельств суд полагает возможным удовлетворить иск о возложении на ответчика Степанова В.А. обязанности по осуществлению ликвидации Фонда. В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере *** руб., по *** руб. с каждого из ответчиков, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить. Ликвидировать общественный фонд «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры». Исключить данные об общественном фонде «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры» из Единого государственного реестра юридических лиц. Возложить обязанность по прохождению процедуры ликвидации общественного фонда «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры» на Степанова В.А.. Взыскать с общественного фонда «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры» и Степанова В.А. государственную пошлину в доход местного бюджета по *** руб. с каждого. Каждый из ответчиков вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения подать в Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга заявление об отмене заочного решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Заочное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья О.Г. Колесникова