дело № 2-369/2011 - решение от 09.02.2011 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Инфо-Трейд» о возложении обязанности



Мотивированное решение составлено 14.02.2011

Р Е Ш Е Н И Е(заочное)

Именем Российской Федерации

09.02.2011 г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего - судьи Скориновой И.С.,

при секретаре – Цициковской Е.А.,

с участием:

представителя истца Ординарцева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Инфо-Трейд» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Инфо-Трейд» о возложении обязанности прекратить деятельность предприятия, освободить вышеуказанный земельный участок от отходов производства и потребления, демонтировать печи для переработки металла.

В обоснование указал, что 09.09.2010 в Свердловскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступили материалы проверки Министерства природных ресурсов Свердловской области соблюдения природоохранного законодательства ООО «Инфо-Трейд». В ходе проверки установлено, что основной производственной деятельностью предприятия является организация производства и проведение заготовок вторичного сырья и других сырьевых ресурсов, их переработка и реализация, а также закуп и реализация проката, лома, отходов черных металлов, металлолома, металлоизделий, металлоконструкций. Для осуществления производственной деятельности общество занимает производственную площадку площадью около 2500 кв.м на расстоянии около 800 м от окраины г. Арамиля (территория бывшей воинской части). Для переплавки цветных металлов (алюминий и свинец) из кабелей используются печи, размещенные в здании площадью около 100 кв.м. В результате осуществления производственной деятельности ответчика образуются следующие виды отходов: мусор от бытовых помещений, несортированный (4 класс опасности), провод медный незагрязненный, потерявший потребительские свойства (3 класс опасности), отходы, содержащие свинец в кусковой форме (3 класс опасности). На указанные виды отходов отсутствуют свидетельства о классе опасности отходов, паспорта отходов 3, 4 классов опасности в нарушение части 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статей 14, 28 Федерального Закона Российской Федерации от 24.061998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ординарцев Д.В. требования поддержал по доводам искового заявления.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 41), представителя не направил, о причинах неявки суд не известил, возражений против иска не представил.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в августе 2010 года в Свердловскую межрайонную транспортную прокуратуру поступило заявление жителей нескольких улиц г. Арамиля с просьбой принять меры прокурорского реагирования по закрытию производства по переработке цветных металлов, осуществляемого на территории бывшей воинской части на окраине г. Арамиля (л.д.12).

Согласно Устава одним из основных видов деятельности ООО «Инфо-Трейд» является организация производства и проведение заготовок вторичного сырья и других сырьевых ресурсов, их переработка и реализация, а также закуп и реализация проката, лома, отходов черных металлов, металлолома, металлоизделий, металлоконструкций (л.д.21-22).

Министерством природных ресурсов Свердловской области по требованию Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка соблюдения ответчиком требований водного и природоохранного законодательства.

Согласно акту проверки от 08.09.2010 и приложения к нему (л.д.8-11) и протоколу осмотра места происшествия (л.д.14-16) следует, что предприятие занимается разборкой списанных кабелей и переплавкой выделенного из кабелей цветных металлов. Для переплавки цветных металлов (алюминий, свинец) из кабелей на промплощадке (территория бывшей воинской части) в г. Арамиле установлены 4 печки, работающие на отработанном индустриальном масле. На территории возле здания хранятся бочки с отработанным маслом для топки печей. На прилегающей к территории предприятия растительности видна копоть на высоту до 15 метров). При этом обществом не составлены в установленном порядке паспорта на отходы 1-4 классов опасности, образующихся на предприятии.

В силу статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 11 Закона «Об охране окружающей среды»).

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами в силу статьи 51 названного Закона регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В разделе 1 «Общие положения» Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано понятие паспорта отходов.

Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1).

В силу статья 14 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания:

проводят работу по паспортизации опасных отходов;

организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (пункт 2.3. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации.

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является указанное в пункте 2.4 свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов (п.2.7. Приказа Ростехнадзора).

По общему правилу в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна сама доказать обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В ходе проверки и при рассмотрении настоящего дела ответчиком не представлены доказательства наличия паспортов отходов 3,4 классов опасности, свидетельств о классе опасности. Суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора и удовлетворяет их.

Суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок, заявленный прокурором, поскольку доказательств необходимости изменения срока ни истцом, ни ответчиком не представлено.

В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-197, главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Инфо-Трейд» о возложении обязанности удовлетворить частично.

Прекратить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Инфо-Трейд» по переработке цветного металла на территории, расположенной в лесном массиве на расстоянии около 800м от окраины г. Арамиль ул. ***, обязав в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить вышеуказанный земельный участок от отходов производства и потребления.

В удовлетворении требований Свердловского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности демонтировать печи для переработки металла отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Инфо-Трейд» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб.

Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае подачи такого заявления, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

В суд надзорной инстанции (в Президиум Свердловского областного суда) решение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу и при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья И.С. Скоринова