дело № 2-232/2011 - решение от 14.02.2011 по иску ГУ Минюста по Свердловской области к Ассоциации, ООО `БиоТонус`, ООО `Газфарм` о ликвидации, исключении сведений из ЕГРЮЛ



Дело № 2-232/2011

Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи О.Г. Колесниковой,

при секретаре Казаковой В.В.,

с участием представителя истца Райнеш О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к ассоциации «Урало-Сибирская фармацевтическая ассоциация», обществу с ограниченной ответственностью «БиоТонус», обществу с ограниченной ответственностью «ГАЗФАРМ» о ликвидации юридического лица, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, возложении обязанности по прохождению процедуры ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту Управление) обратилось в суд с иском к Ассоциации «Урало-Сибирская фармацевтическая ассоциация» (далее по тексту Ассоциация), ООО «БиоТонус», ООО «ГАЗФАРМ» о ликвидации, исключении сведений из ЕГРЮЛ и возложении обязанности по осуществлению процедуры ликвидации.

В обоснование иска указано следующее.

Ассоциация зарегистрирована ИФНС по *** району г. Екатеринбурга 28.11.2005 за основным регистрационным номером ***. В период с 07.12.2010 по 10.12.2010 Управлением проведена плановая документальная проверка на предмет соответствия деятельности Ассоциации уставным целям и действующему законодательству РФ. В ходе проверки установлено, что с момента государственной регистрации Ассоциация деятельность по достижению уставных целей не осуществляет. Кроме того, при проверке выявлены многочисленные нарушения законодательства в деятельности Ассоциации. Так, в нарушение пп. 3, 3.1 ст. 32 Закона РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 08.12.1995 (далее по тексту Закон № 7-ФЗ) Ассоциация за период с 2006 по 2009 годы не предоставляла в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. По данному факту в адрес Ассоциации 05.03.2010 было вынесено письменное предупреждение № 03-1382 о недопустимости нарушения законодательства РФ, однако нарушения, указанные в предупреждении, не устранены. В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. В своей деятельности Ассоциация не соблюдает требования Устава, что является нарушением п. 2 ст. 14 Закона № 7-ФЗ. Так, не проводятся предусмотренные п. 4.3 Устава общие собрания членов Ассоциации, в нарушение пп. 4.14, 4.16 Устава Совет Ассоциации (коллегиальный исполнительный орган) общим собранием не избирался и не действовал, в нарушение пп. 4.18, 4.21 Президент Ассоциации общим собранием не переизбирался, о результатах деятельности Ассоциации перед общим собранием не отчитывался. Положения п. 2.2 Устава, предусматривающий право Ассоциации создавать филиалы и открывать представительства за рубежом, противоречат п. 1 ст. 5 Закона № 7-ФЗ. В соответствии с пп. 2, 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, при этом обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица решением суда может быть возложена на его учредителей. Истец просит ликвидировать Ассоциацию с исключением сведений о ней из ЕГРЮЛ и возложением обязанности по осуществлению процедуры ликвидации на учредителей – ООО «БиоТонус» и ООО «ГАЗФАРМ».

В судебном заседании представитель истца Райнеш О.Ю., действующая на основании доверенности (копия на л.д. 105), иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Ассоциация о месте и времени рассмотрения дела извещался, представитель Ассоциации Терехова Е.А., действующая по доверенности (копия на л.д. 90), ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Ассоциации (л.д. 130). Ранее, в письменном отзыве на иск, президент Ассоциации Лоскутов В.Н. возражал против удовлетворения иска (л.д. 88, 89). Возражения мотивировал тем, что Ассоциация была создана и зарегистрирована с целью координации совместной деятельности Ассоциации, а также объединения и поддержки предприятий, работающих в сфере фармацевтического бизнеса и привлечения в фармацевтическую отрасль Урало-Сибирского региона инвестиций, однако деятельность ассоциации оказалась невостребованной, начиная с момента ее создания. В связи с чем штат сотрудников Ассоциации не формировался, в Ассоциации отсутствовали юрист и бухгалтер, которые могли бы готовить необходимые документы и контролировать их своевременное представление в Управление. Президент Ассоциации юридического и экономического образования не имеет, поэтому готовить необходимые документы самостоятельно также не мог. Заключить договор с юридической или консалтинговой организацией Ассоциация не могла, поскольку не открывала расчетного счета. Наличие в Уставе Ассоциации пункта 1.4, положения которого противоречат действующему законодательству, не повлекло негативных последствий, поскольку Ассоциация в период своей деятельности филиалы и представительства не открывала, данное нарушение является устранимым, но в адрес Ассоциации не поступало предписаний о приведении Устава в соответствие с действующим законодательством. Поскольку Ассоциация не имела цели неоднократно или грубо нарушать закон и иные правовые акты, не могла своевременно и полно исполнять требования законодательства в силу объективных причин, отсутствие деятельности Ассоциации не повлекло серьезного ущерба и иных правовых последствий, просил отказать в удовлетворении иска Управления.

Ответчик ООО «БиоТонус» о судебном заседании также извещался, представитель по доверенности (л.д. 87) Терехова Е.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «БиоТонус» (л.д. 131). В отзыве на иск (л.д. 67, 68) директор ООО «БиоТонус» Лоскутов В.Н. указал, что деятельность Ассоциации оказалась невостребованной для создавших ее лиц, в связи с чем Ассоциация не функционировала с момента ее создания, общие собрания членов Ассоциации не проводились, что не повлекло для Ассоциации и третьих лиц серьезных негативных последствий. Просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на невозможность своевременно и полно исполнять требования законодательства в силу объективных причин.

Ответчик ООО «ГАЗФАРМ» о месте и времени рассмотрения дела извещался по месту нахождения, подтвержденному выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 120-123), однако в суд своего представителя не направил, письменного отзыва на иск не представил.

Третье лицо УФНС по Свердловской области о месте и времени рассмотрения дела извещалось, представитель третьего лица Саитов А.С. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, в письменном отзыве на иск полагал заявленные Управлением требования обоснованными и подлежащими удовлетворению (л.д. 109, 110).

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Из протокола № 1 от 18.11.2005 (л.д. 10), выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 23-27) установлено, что Ассоциация создана на общем собрании учредителей 18.11.2005, зарегистрирована в качестве юридического лица 28.11.2005 Инспекцией ФНС по *** району г. Екатеринбурга.

Истец обратился в суд с иском о ликвидации Ассоциации.

Судом установлено, что в период с 07.12.2010 по 20.12.2010 истец провел в отношении Ассоциации плановую документальную проверку, что следует из приказа № 474 от 02.11.2010 (копия на л.д. 34, 35), уведомления о проведении проверки (копия на л.д. 36-38).

Как следует из акта проверки (копия на л.д. 41-44), копия которого вручена уполномоченному представителю Д. (л.д. 45), ответа на уведомление президента Ассоциации Лоскутова В.Н. (копия на л.д. 40), с момента создания Ассоциация деятельность по достижению уставных целей не осуществляет, поскольку ее деятельность оказалась невостребованной для создавших ее лиц.

Деятельность Ассоциации как некоммерческой организации регулируется, в том числе, нормами Закона № 7-ФЗ.

В силу п. 3 Закона № 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.08.2009) некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 17.07.2009 № 170-ФЗ, вступившим в силу с 01.08.2009, в Закон № 7-ФЗ были внесены изменения, ст. 32 дополнена пунктом 3.1, согласно которому некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, в частности, служебной запиской специалиста Управления С., актом проверки деятельности Фонда, проведенной Управлением в период с 07 по 20 декабря 2010 года, письменным предупреждением в адрес Ассоциации (л.д. 29-32, 41-44), что Ассоциация в период с 2006 по 2008 годы не представляла истцу документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по форме и в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Данный факт ответчиками не оспаривался. Кроме того, за 2009 год Ассоциацией не представлены в Управление заявление, подтверждающее соответствие Ассоциации требованиям п. 3.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности, что ответчиками также не оспорено и не опровергнуто.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Пунктом 4.3 Устава Ассоциации (копия на л.д. 15-22) предусмотрено ежегодное проведение общего собрания членов Ассоциации, в соответствии с пунктами 4.18, 4.21 Устава президент Ассоциации является единоличным исполнительным органом, избирается на общем собрании сроком на 4 года и не реже одного раза в год отчитывается перед общим собранием членов Ассоциации о результатах деятельности Ассоциации. Однако названные требования Устава Ассоциацией не соблюдаются, что ответчиками также не оспорено и не опровергнуто.

Осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ликвидации юридического лица в силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Поскольку в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт неоднократного нарушения Фондом требований Закона № 7-ФЗ, право на обращение в суд с иском о ликвидации общественного объединения предоставлено истцу п. 10 ст. 32 названного Закона, п. 94 «Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации», утвержденного приказом Минюста РФ от 31.03.2009 № 90, суд находит требования Управления о ликвидации Фонда и исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчиков, изложенные ими в отзывах на иск, об отсутствии негативных последствий от неосуществления Ассоциацией уставной деятельности, не имеют правового значения для рассматриваемого иска. О необходимости устранения нарушений законодательства Ассоциация была предупреждена в письменном виде в марте 2010 года в соответствии с п. 6 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, однако допущенных нарушений не устранила. С момента получения акта о результатах проверки и до вынесения настоящего решения у Ассоциации также имелось достаточно времени для устранения нарушений п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и приведения положений Устава в соответствие с действующим законодательством, чего ответчиком также сделано не было. Акт проверки Ассоциации и предупреждение об устранении нарушений в судебном порядке обжалованы не были.

Доводы представителя Ассоциации о юридической неосведомленности и отсутствии в штате организации юриста, об устранимости нарушений не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку Ассоциацией не исполнено предупреждение Управления, не устранены нарушения, указанные в акте проверки, в связи с чем имеются законные основания для ликвидации Ассоциации. Удовлетворяя иска о ликвидации Ассоциации суд учитывает, что предусмотренной Уставом деятельности Ассоциации никогда не осуществляла и не осуществляет на момент рассмотрения дела.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (абз. 3 ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7.2 Устава Ассоциации предусмотрено, что ликвидация Ассоциации производится ликвидационной комиссией, назначаемой органом, принявшим решение о ликвидации.

Ликвидационная комиссия общим собранием Ассоциации не назначалась.

Ответчики ООО «БиоТонус» и ООО «ГАЗФАРМ» являются учредителями Ассоциации, что следует из протокола учредительного собрания, выписки из ЕГРЮЛ. С учетом указанных обстоятельств суд полагает возможным удовлетворить иск о возложении на ответчиков ООО «БиоТонус» и ООО «ГАЗФАРМ» обязанности по осуществлению ликвидации Ассоциации.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере *** руб., по *** руб. с каждого из ответчиков, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.

Ликвидировать ассоциацию «Урало-Сибирская фармацевтическая ассоциация», исключив данные об ассоциации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Возложить обязанность по прохождению процедуры ликвидации ассоциации «Урало-Сибирская фармацевтическая ассоциация» на ООО «БиоТонус» и ООО «ГАЗФАРМ».

Взыскать с ассоциации «Урало-Сибирская фармацевтическая ассоциация», ООО «Био Тонус», ООО «ГАЗФАРМ» государственную пошлину в доход местного бюджета по *** руб. ***. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья О.Г. Колесникова