дело № 2-524/2011 - решение от 21.03.2011 по иску Хонявко В.А., Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В. к МО РФ, ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности в порядке приватизации



Дело № 2-524/2011

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 г. г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи – Подкорытовой Н.П.

при секретаре Шестаковой Ю.В.,

с участием истца Хонявко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хонявко В.А., Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В. к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

спорное жилое помещение – кв. *** в г. Екатеринбурге.

Хонявко В.А., Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации ( исковые требования с учетом увеличения иска от 18.02.2011).

В судебном заседании Хонявко В.А. исковые требования поддержал, в обоснование пояснил, что кв. № *** в г. Екатеринбурге была предоставлена ему, в порядке очередности, как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на состав семьи из четырех человек. С истцом заключен договор краткосрочного найма, где в качестве членов семьи указана *** – Хонявко З.М., *** – Хонявко А.В., Хонявко Д.В. Истцы вселились и проживают в указанном жилом помещении, исполняют обязанности, вытекающие из договора найма. Жилой дом, в котором расположена спорная квартира, построен за счет средств федерального бюджета и предназначен для проживания военнослужащих. До настоящего времени собственником в лице Министерства обороны Российской Федерации не оформлено право собственности на квартиры в жилом доме по адресу г. Екатеринбург, ул. ***. Данное обстоятельство препятствует заключению договоров социального найма, приватизации квартир проживающими в них гражданами, поскольку формально невозможно определить уполномоченный государственный орган, в который граждане могут обращаться с заявлениями о заключении договоров социального найма, приватизации квартир в жилом доме. Истцы считают, что обладают правом приватизации спорного жилого помещения, но реализации прав граждан препятствует отсутствие зарегистрированного права государственной собственности и неопределенность по компетентному органу, уполномоченному оформлять договор социального найма и приватизации. В связи с невозможностью в настоящее время оформления договора социального найма и приватизации в установленном порядке, истец просит суд признать право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признать за истцами право общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации, по 1 / 4 доле каждого соответственно. Просил требования удовлетворить.

Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В., Министерство обороны РФ, Федеральное государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений», Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела расписками, почтовым уведомлением ( л.д. 101 – 107). Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В., ТУ Росимущества в Свердловской области представлены заявления рассмотрения в свое отсутствие ( л.д. 99; 108 – 110). Ответчиками ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства, с чем истец, которому разъяснены порядок заочного производства и вступления в законную силу заочного решения суда, согласен.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части *** от 12.03.2007 *** Хонявко В.А., как лицу, состоящему в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлена квартира № *** в г. Екатеринбурге, что подтверждается копией выписки из протокола заседания жилищной комиссии, копией списка распределения жилых помещений ( л.д. 11, 12).

21.11.2007 с Хонявко В.А. заключен договор краткосрочного найма, в котором в качестве членов семьи указаны: *** – Хонявко З.М., <...> ( л.д. 57), *** – Хонявко А.В., Хонявко Д.В. (<...>).

Из пояснений истца, данных в судебном заседании, видно, что с момента предоставления жилого помещения истцы вселились и проживают в указанном жилом помещении, исполняют обязанности, вытекающие из договора найма, что кроме пояснений истца подтверждается копиями квитанций о внесении оплаты за жилье и коммунальные услуги ( л.д. 62 - 65).

Законность предоставления Хонявко В.А. и членам его семьи жилого помещения, законность вселения и проживания истцов в спорной квартире, ответчиками не оспаривается.

Тот факт, что основанием для проживания истцов в спорной квартире является именно договор социального найма вытекает из действующего законодательства, а именно в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации утвердил Приказом от 15 февраля 2000 года N 80 Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, реализуя предоставленное ему право на издание нормативных правовых актов, согласно п. 32 которой, жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» постановлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в частности п.п. «о» п. 2 настоящего Постановления, предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.

Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим установлен ст. 15 Закона РФ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих», согласно которой военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из указанных нормативных актов следует, что законом предусмотрены два варианта обеспечения военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченных жилыми помещениями, а именно: обеспечение жилыми помещениями на условиях договора социального найма, что вытекает из положений ст. ст. 49, 60 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.

Как было указано выше, на основании решения жилищной комиссии войсковой части *** от 12.03.2007 *** Хонявко В.А., как лицу состоявшему на очереди на улучшение жилищных условий, имеющим выслугу более 20 лет, что подтверждается копией выписки из послужного списка ( л.д. 61), было выделено жилое помещение для проживания. С учетом указанных обстоятельств, жилое помещение могло быть предоставлено истцу только на условиях договора социального найма.

То обстоятельство, что 21.11.2007 с Хонявко В.А. заключен договор краткосрочного найма не влияет на оценку возникших между сторонами правоотношений в отношении жилого помещения, соответственно заключенный с Хонявко В.А. договор краткосрочного найма никаких правовых последствий не имеет, в силу своей ничтожности ( ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании вышеизложенного, суд находит, что требования истцов о признании за ними права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Из справок Управления Росреестра по Свердловской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области, ЕКУГИ Администрации г. Екатеринбурга, ЕМУП «БТИ» ( л.д.44, 45, 53,84, 93 ) видно, что право собственности государственных, либо муниципальных органов на жилой дом, в котором проживают истцы, не оформлялось.

Жилой дом по адресу г. Екатеринбург, ул. *** принят в эксплуатацию в 30.11.2009, что подтверждается справкой ЕМУП «БТИ» ( л.д. 45). Жилой дом построен на денежные средства Российской Федерации, соответственно дом относится к объектам федеральной собственности, что подтверждается копией приказа Министра обороны РФ от 12.05.2009 ( л.д. 87 – 90), согласно которого дано распоряжение о внесении сведений в реестр федерального имущества.

Однако, из вышеупомянутых справок ЕМУП «БТИ», Управления Росреестра по Свердловской области, ТУ Росимущества в Свердловской области видно, что до настоящего времени государство в лице Министерства обороны Российской Федерации не оформило право собственности на жилой дом.

Таким образом, из указанных выше доказательств следует, что спорная квартира в настоящее время не оформлена в государственный жилищный фонд. Однако, представленные документы свидетельствуют о том, что жилой дом построен за счет средств Российской Федерации, использован для распределения военнослужащим с реализацией социальных льгот, гарантированных государством. При таком положении, суд находит, что спорная квартира относится к государственному жилищному фонду Российской Федерации.

Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В силу ст. 11 вышеуказанного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Как указывалось выше квартира, в которой проживают истцы, относится к государственному жилому фонду, ненадлежащее оформление государственными органами права собственности не может служить препятствием для реализации гражданами своих прав, предусмотренных законом.

Квартира отвечает требованиям ч. 2 ст. 62 Жилищного Кодекса Российской Федерации, то есть является изолированной, что подтверждается копией кадастрового паспорта помещения, копией плана объекта ( л.д. 18, 19, 42, 43, 46, 47) на спорные правоотношения распространяются действия Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; истцы правом приватизации жилого помещения ранее не воспользовались (л.д. 17; 20 – 23; 45, 59, 60), соответственно суд находит обоснованными доводы истцов, о том, что спорное жилое помещение может быть самостоятельным предметом договора бесплатной приватизации.

На основании вышеизложенного, суд находит, что заявленные требования нашли свое подтверждение в судебном заседании, а потому подлежат удовлетворению: жилое помещение – квартира № *** в г. Екатеринбурге подлежит передаче Хонявко В.А., Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В. в собственность в порядке приватизации, соответственно за истцами надлежит признать право собственности на указанное жилое помещение по 1/4 доле каждого соответственно.

При признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации за истцами, судом учитывается то обстоятельство, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 24.08.1993).

В соответствии с со ст.ст. 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда, а потому решение суда является основанием для регистрации права собственности истцов на жилое помещение квартиру № *** в г. Екатеринбурге.

В силу ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Сторонами иных требований, кроме вышеуказанных, суду предъявлено не было.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, главой 22 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Хонявко В.А., Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В. удовлетворить.

Признать за Хонявко В.А., Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. ***, на условиях договора социального найма.

Признать за Хонявко В.А., Хонявко З.М., Хонявко А.В., Хонявко Д.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру № *** в г. Екатеринбурге, по 1 / 4 доле каждого соответственно.

Решение суда является основанием для регистрации права собственности.

Ответчики вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае подачи такого заявления, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья: Н.П. Подкорытова