Мотивированное решение изготовлено 04.04.2011 Дело № 2-599/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 31 марта 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшмановой Г.В., при секретаре Шемякиной Т.П., с участием истца Кокшарова П.М., представителя истца Мазаевой М.П., представителя ответчика Брусницыной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокшарова П.М. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу о возложении обязанности предоставить безвозмездную финансовую помощь по оплате стоимости жилья, У С Т А Н О В И Л: истец обратились в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу о возложении обязанности предоставить безвозмездную финансовую помощь по оплате стоимости жилья в размере *** рублей. В судебном заседании истец, представитель истца указали, что истец проходит службу в Министерстве внутренних дел России с 1997 года, выслуга лет в календарном исчислении составляет 13 лет, состоит в очереди на улучшение жилищных условий в Управлении на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу с 2005 года. Собственного и служебного жилья не имеет, семья состоит из трех человек. 11.10.2010 между Кокшаровым П.М. и Жилищно-строительным кооперативом «***» заключен договор о внесении целевых паевых взносов. Согласно договору по окончанию строительства жилого дома и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кооператив передает ему жилое помещение (при условии оплаты целевого паевого взноса в полном объеме). Площадь строящейся квартиры составляет 70,7 кв.м, в приложении № 1 к договору указано, что стоимость за квадратный метр составляет *** рублей, целевой взнос за квартиру составляет *** рублей, оплата должна быть произведена до 29 декабря 2011 года. 12.10.2010 им на расчетный счет Жилищно-строительного кооператива «***» перечислен вступительный взнос в размере *** рублей, членский взнос в размере *** рублей и целевой взнос в размере *** рублей. В этот же день он обратился к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу с рапортом о предоставлении ему в соответствии с приказом МВД России № 631 от 02.07.2002 безвозмездной финансовой помощи оп оплате стоимости кооперативного жилья. Однако получил отказ, так как в течение 2010 года денежных средств на эти цели в УТ МВД России по УрФО не поступало. Считает данный отказ необоснованным, так как указом Президента Российской Федерации от 21.07.1992 № 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» предусмотрено Министерствам и ведомствам Российской Федерации, указанным в пункте 2 Указа, оказывать безвозмездную финансовую помощь по месту службы в размере 75 процентов стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилищного дома с процентами за пользование кредитом, военнослужащим, имеющим выслугу безупречной и непрерывной воинской службы 10 и более лет в календарном исчислении, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов, в том числе военнослужащим, которым действующим законодательством предоставлено право на вступление в такие кооперативы и на строительство индивидуальных жилых домов в другой от места службы местности. Приказом МВД РФ от 02.07.2002 № 631 утверждена Инструкция о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство. Определено, что безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка оказывается сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в органах внутренних дел 10 и более лет в календарном исчислении, не обеспеченным жильем или нуждающимся в улучшении жилищных условий. Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы за счет средств соответствующих бюджетов либо средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, только один раз в порядке очередности, в пределах социальной нормы жилья, устанавливаемой субъектом Российской Федерации, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Его семья состоит из трех человек, то есть финансовая помощь должна рассчитываться из следующего расчета: 3 человека х 18 кв.м х *** рублей = *** рублей. Считает, что указанная финансовая помощь должна быть предоставлена ему независимо от иных лиц, стоящих в очереди на получение данной помощи, поскольку, как он считает, в связи с тем, что они, считая ненарушенными свои права, не обратились в суд с аналогичными исками, кроме того, ответчиком не представлены доказательства, что они, также как и он, имеют право на получение указанной финансовой помощи – не представлены документы, что они являются членами кооператива, стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Считает, что поскольку ответчик бездействует, не предпринимает мер к выделению денежных средств на оказание безвозмездной финансовой помощи, именно на Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации должна быть возложена обязанность оказать ему безвозмездную финансовую помощь в размере *** рублей. Представитель ответчика Брусницына Н.Ю., действующая на основании доверенности (копия на л.д. 78), исковые требования не признала, пояснив, что приказом МВД России по 02.07.2002 № 631 определен порядок оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья. Пунктом 2.2 приказа на начальников УВДТ возлагается обязанность установить очередность среди сотрудников органов внутренних дел на получение безвозмездной финансовой помощи за счет и в пределах выделяемых средств. Согласно справке финансово-экономического отдела Управления на транспорте МВД России по УрФО по данной статье расходов денежные средства на выплату безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости жилья отсутствовали. В соответствии с приказом Минфина от 30.12.2009 № 150-н, которым утверждена бюджетная классификация на 2010 год, выплата субсидий гражданам на приобретение жилья относится к подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению», куда, в том числе, относятся выплата выходных пособий сотрудникам органов внутренних дел, как при организационно-штатных мероприятиях, так и в связи с реорганизацией. Внебюджетные средства также по данной статье расходов не выделялись. Поскольку денежные средства на данные цели не выделялись, Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу не имело возможности предоставлять в 2010 году сотрудникам Управления безвозмездную финансовую помощь, использование иных денежных средств на эти цели, повлекло бы нецелевое использование бюджетных средств, что могло повлечь ответственность руководителя, вплоть до уголовной, а кроме того, нарушило бы права сотрудников, имеющих право на получение выходного пособия. Просила также отказать в удовлетворении иска и по тем основаниям, что Кокшаров П.М. в очереди на улучшение жилищных условий стоит под номером ***, а в очереди на предоставление безвозмездной финансовой помощи (по Управлению) под номером ***. Третье лицо на стороне истца Кокшарова Ю.В., в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства уведомлялась надлежащим образом (л.д. 87), об отложении судебного заседания не ходатайствовала, потому суд рассматривает дело в ее отсутствие. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 11.10.2010 между Жилищно-строительным кооперативом «***» и Кокшаровым П.М. заключен договор о внесении целевых паевых взносов в ЖСК «***» (л.д. 9 – 12). Согласно приложению № 1 к указанному договору общий размер паевого взноса составляет *** рублей (л.д. 13). 12.10.2010 Кокшаров П.М. обратился с рапортом к Начальнику Управления на транспорте МВД России по УрФО о предоставлении ему безвозмездной финансовой помощи в соответствии с приказом МВД РФ № 631 от 02.07.2002 (л.д. 19). 03.11.2010 Кокшаров П.М. уведомлен, что его рапорт зарегистрирован, при поступлении денежных средств, они будут распределены в порядке очереди (л.д. 20). Действительно, сотрудники органов внутренних дел могут осуществлять строительство (приобретение) жилого помещения с помощью безвозмездной финансовой помощи. Данное право может быть реализовано сотрудниками органов внутренних дел, отвечающими требованиям Приказа Министерства внутренних дел России от 02.07.2002 N 631 "Об утверждении Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство". Безвозмездная финансовая помощь оказывается по месту службы сотрудников, не обеспеченных жильем или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 75% стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома с процентами за пользование кредитом, имеющих выслугу безупречной и непрерывной службы 10 и более лет в календарном исчислении, вступивших в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов. Истец Кокшаров П.М. отвечает предъявляемым требованиям: имеет выслугу в календарном исчислении более десяти лет (л.д. 59 – 68), неоднократно награждался за отличия в службе (л.д. 64), вступил в члены кооператива (л.д. 9). Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения иска в настоящее время, право истца на предоставление безвозмездной финансовой помощи ответчиком не оспаривается, однако представитель ответчика ссылается на то, что вынесение решения о возложении на ответчика обязанности предоставить такую помощь повлечет нарушение прав иных сотрудников, которые стоят в очереди на получение финансовой помощи впереди истца. Суд соглашается с данными доводами представителя ответчика. В соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 631 от 02.07.2002, на начальников служб, главных управлений, управлений и департамента МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ, ОУМТиВС МВД России, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России возложена обязанность взять под личный контроль расходование средств на оказание безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство; установить очередность среди сотрудников органов внутренних дел на получение безвозмездной финансовой помощи за счет и в пределах выделяемых средств, обеспечив гласность в работе жилищно-бытовых комиссий органов внутренних дел по рассмотрению вопросов оказания безвозмездной финансовой помощи. В соответствии с Инструкцией «О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи…», утвержденной вышеуказанным приказом, финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы за счет средств соответствующих бюджетов либо средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, только один раз в порядке очередности. Как следует из списка сотрудников, подавших рапорта на оказание финансовой помощи для приобретения жилой площади на 01.03.2011 (л.д. 108), Кокшаров П.М. состоит в очереди под номером ***. Доказательств того, что истец имеет право на внеочередное предоставление безвозмездной финансовой помощи, им не представлено. Доводы истца о том, что впереди стоящие лица не разрешают свои права в порядке судебного производства, а потому иск может быть удовлетворен независимо от наличия прав иных граждан на предоставление безвозмездной финансовой помощи, необоснованны, основаны на неправильном толковании норм материального права, правового значения для рассмотрения иска Кокшарова П.М. не имеют. Кроме того, в силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством. Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенные соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 № 150-н в 2010 году расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе на социальные выплаты гражданам на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием государственных жилищных сертификатов, относились на подстатью 262 (пособия по социальной помощи населению). Согласно возвратному распределению предельных объемов бюджетных ассигнований на 2010 год (л.д. 109 – 111), Среднеуральским УВДТ МВД России истребовались *** рублей на выплату ссуд на жилье (код 188 0302 2027600 005262). Согласно приложению к бюджетной росписи на 2010 год денежные средства на выплату ссуд на жилье не выделялись (л.д. 113). Потому в удовлетворении исковых требований Кокшарова П.М. о возложении обязанности на Управление на транспорте МВД России по УрФО предоставить ему безвозмездную финансовую помощь в размере *** рублей надлежит отказать и по мотиву отсутствия финансирования в 2010 году на указанные цели. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении исковых требований Кокшарова П.М. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу о возложении обязанности предоставить безвозмездную финансовую помощь по оплате стоимости жилья отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Свердловский областной суд с подачей кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в порядке надзора в президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья Г.В.Юшманова