дело № 2-735/2011 - решение от 14.04.2011 по иску Липина Н.А. к ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности произвести перерасчет



Дело № 2-735/2011

Решение в окончательной форме принято 19.04.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011года г.Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В.,

при секретаре Прудниковой И.С.,

с участием представителя истца Липиной Т.А., представителя ответчика Суровиковой Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липина Н.А. к ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

истец Липин Н.А. обратился в суд с иском к ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности произвести перерасчет. В обоснование исковых требований указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу г.Екатеринбург, ул.***. В указанной квартире на регистрационном учете никто не состоит. В декабре 2010 им была получена квитанция на оплату коммунальных услуг, из которой он обнаружил, что в его квартире фактически проживает 10 человек. После обращения с жалобой в прокуратуру ему стало известно, что 20 октября 2010 года представителями ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» был осуществлен выход по адресу ул.***, по результатам которого составлен акт о проживании в его квартире 10 человек, а также то обстоятельство, что 11 ноября 2010 в адрес ООО «ЕРЦ» поступило распоряжение от ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» о проведении начисления по его лицевому счету с 20.10.2010 на 10 фактически проживающих человек. С указанным актом от 20.10.2010 истец не согласен, поскольку на день его составления в квартире проживало только два человека – А., Б., которые съехали из квартиры 24.12.2010. С 24.12.2010 по 06.01.2011 в квартире никто не проживал. С 06 января 2011 по настоящее время в квартире проживает один человек – В. 20.01.2011 в квартире были установлены счетчики по контролю потребления холодного и горячего водоснабжения. В связи с вышеизложенным, истец считает, что у ответчика отсутствовали основания для осуществления перерасчета с 20.10.2010 и дальнейшего начисления за коммунальные услуги на 10 фактически проживающих человек. Просит возложить на ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» обязанность по осуществлению перерасчета начисленной платы за коммунальные услуги и пени за период с 20.10.2010 по 24.12.2010, исходя из двух проживающих в квартире граждан, за период с 25.12.2010 по 06.01.2011 с учетом отсутствия проживающих граждан, с 06.01.2011 по 20.01.2011 исходя из одного проживающего гражданина.

В судебное заседание истец Липин Н.А. не явился, доверил представлять свои интересы Липиной Т.А.

Представитель истца Липина Т.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, всеми вопросами, связанными с квартирой, занимается она по доверенности своего отца Липина Н.А. На основании договора коммерческого найма с 20.12.2009 в квартире проживала А. Начиная с октября 2010 А. с ее разрешения стала проживать совместно с мужем – Б.. Каждый месяц она приходила к А. за деньгами, никаких посторонних лиц в квартире не видела. В конце декабря 2010 Б. выехали из квартиры, она в это время была в отъезде и всеми вопросами занималась ее дочь. С 06 января 2011 заключен новый договор найма с В., который стал проживать в квартире один. Считает составление акта от 20.10.2010 незаконным, так как он составлен в ее отсутствие, в квартиру никто не заходил, осмотр не осуществлял.

В судебном заседании представитель ответчика Суровикова Я.И., действующая на основании доверенности от 18.01.2011 (л.д.55) исковые требования не признала, пояснив, что 20.10.2010 комиссией в составе представителей ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» Г., Д. а также в присутствии соседей Е. и Ж. составлен акт о фактическом проживании, в котором указано, что в квартире № *** по ул.*** фактически проживает 10 человек. На основании этого акта в ООО «ЕРЦ» было дано распоряжение производить начисления согласно числу фактически проживающих граждан. Обоснованность составления акта о фактическом проживании предусмотрена п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307. Согласно указанным Правилам, плата за коммунальные услуги: газ, электроэнергия, ХВС, ГВС зависит от количества проживающих граждан, если не установлены индивидуальные приборы учета. Истец в нарушение п.52 Правил не информировал ЗАО УК РЭМП Железнодорожного района об изменении количества проживающих граждан, хотя сдавал квартиру в аренду. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ООО «Единый расчетный центр» в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица Лепустина Е.С., действующая на основании доверенности от 28.03.2011 (л.д.56), исковые требования полагала необоснованными, пояснила, что ООО «ЕРЦ» осуществляет информационно-расчетное обслуживание жилищного фонда, к которому относится жилое помещение по адресу ул.*** на основании договора с ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района». До 31.10.2010 начисления за коммунальные услуги, кроме услуг отопление и электроэнергия, по лицевому счету не производились. Согласно распоряжению ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района», в квартире с 20.10.2010 фактически проживают без регистрации 10 абонентов. В связи с этим в ноябре 2010 по лицевому счету был произведен перерасчет (доначисление) на 10 абонентов за период с 20.10.2010 по 31.10.2010. С ноября 2010 начисления за коммунальные услуги производятся на 10 абонентов.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Липин Н.А. является собственником квартиры № *** в доме № *** по ул.*** в г.Екатеринбурге (л.д.13). Из справки ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» от 15.12.2010, следует, что в указанной квартире на регистрационном учете никто не состоит (л.д.14).

ЗАО УК "РЭМП Железнодорожного района г. Екатеринбурга" на основании протокола общего собрания собственников от 08.12.2006 осуществляет действия по управлению жилым домом № *** по ул.*** (л.д.61).

Согласно определениям, данным в п.3 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнитель – юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы, отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.

Таким образом, ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» является исполнителем, т.е. юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, оказывающим услуги по содержанию и ремонту жилья, услуги по управлению многоквартирным домом № *** по ул***.

В соответствии с п.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему помещения.

В силу ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственник обязан вносить плату на жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с пунктами 1, 7 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив и управление которой осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Таким образом, на основании вышеназванных правовых норм и исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что на Липине Н.А., как собственнике жилого помещения, лежит обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг в пользу ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района».

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

В соответствии с пунктом 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, согласно которому при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Из согласованных объяснений сторон в судебном заседании, информации ООО «Единый расчетный центр», акта допуска в эксплуатацию узлов учета ХВС и ГВС (л.д.93), судом установлено, что квартира истца до 20.01.2011 не была оборудована индивидуальными приборами учета. Таким образом, плата за коммунальные услуги для квартиры истца начислялась в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 Правил, т.е. по формуле № 3:

P = n x N x T,

ky.i i j ky

где:

n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в

i

i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);

N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги

j

(для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и

водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения -

кВт·час в месяц на 1 чел.);

T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,

ky

установленный в соответствии с законодательством Российской

Федерации

Таким образом, законодательство допускает начисление платы за коммунальные услуги не только по количеству зарегистрированных, но и по количеству фактически проживающих лиц.

Из представленной истцом квитанции по оплате коммунальных услуг за ноябрь 2010 (л.д.15), ответа ООО «ЕРЦ» на судебный запрос (л.д.33-34) следует, что в ноябре 2010 был произведен перерасчет (доначисление) на 10 абонентов за период с 20.10.2010 по 31.10.2010, с ноября 2010 начисления за коммунальные услуги производятся на 10 абонентов.

Основанием для производства перерасчета послужил акт о фактическом проживании от 20 октября 2010 (л.д.60).

Из содержания акта от 20.10.2010 г. буквально следует, что комиссией в составе инспекторов Д., Г., в присутствии лиц Е., Ж. установлено, что в квартире № *** по ул.*** проживает 10 человек.

Суд оценивает доказательственное значение указанного документа критически, поскольку полномочия членов комиссии, подписавших акт - инспекторов Д., Г. документально не подтверждены, подпись истца, как собственника квартиры, либо его представителя, в акте отсутствует, нет в нем и подписей десяти лиц, якобы проживающих в квартире без регистрации, личность этих десяти лиц не установлена. Кроме того, как установлено в судебном заседании, обследование квартиры истца на предмет определения количества фактически проживающих лиц было произведено один раз – 20.10.2010, факт нахождения в квартире на момент обследования десяти проживающих в ней лиц не подтвержден, в то время как начисление за коммунальные услуги, начиная с 20.10.2010 и до момента установления приборов учета – 20.01.2011, производилось исходя из количества проживающих – 10 человек.

Так, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Е. пояснила, что она проживает в квартире № *** по ул.***, ей известно, что в квартире № *** проживало 12 человек, в прошлом году проживало не менее 8 человек, в нынешнем году проживает 5 человек. 20 октября 2010 при обследовании квартиры № *** она стояла в коридоре квартиры, в кухню и комнату не проходила, квартирантов не считала. Видела, что в кухне было 2 женщины и дети. Одна из женщин ей сказала, что их живет 8 человек. После этого случая она в квартиру № *** больше не заходила.

Проанализировав показания свидетеля, суд приходит к выводу, что ее показания не могут быть приняты в качестве доказательства, с достоверностью подтверждающего то обстоятельство, что в квартире истца за спорный период – с 20.10.2010 по 20.01.2011, постоянно проживало 10 человек. Свидетель давала непоследовательные показания в части количества проживающих граждан: двенадцать, восемь, пять человек, хотя в акте указано о наличии десяти человек. Кроме того, свидетель присутствовала в квартире истца всего один раз – 20.10.2010, при осмотре непосредственно этих граждан не видела. К утверждению свидетеля о том, что она знает, кто именно в какую квартиру идет и сколько человек проживает в этой квартире, суд относится критически, поскольку из показаний свидетеля следует, что квартиранты проживают в квартирах № ***, все они являются лицами *** национальности, причем в квартире № *** проживает 10 человек и хозяйка меняет жильцов каждые два месяца.

Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют какие-либо необходимые и достаточные доказательства, соответствующие требованиям ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и достоверно подтверждающие обстоятельство фактического проживания в квартире истца десяти человек без регистрации. Обязанность доказывания обоснованности и законности начислений платы за коммунальные услуги была возложена на ответчика, однако таких доказательств суду со стороны ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет коммунальных услуг и пени является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Истцом указывается, что в период с 20.10.2010 по 24.12.2010 в квартире проживало два человека. В подтверждение данного обстоятельства представлен договор аренды (коммерческого найма) от 20.12.2009, заключенный между Липиным Н.А. и А.. (л.д.85-87). С 06.01.2011 на основании договора коммерческого найма жилого помещения от 06.01.2011 в квартире проживает В. (л.д.89-90). Указанные договоры найма у суда сомнений не вызывает, никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены, не опорочены. Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих факт выезда семьи А. из квартиры именно 24 декабря 2010. Представитель истца поясняла, что телефонный разговор ее дочери с А. по вопросу выезда из квартиры состоялся ***. Допрошенная по ходатайству представителя истца свидетель З. (дочь представителя истца) поясняла, что она встретилась с А. в конце декабря и последняя передала ей ключи от квартиры.

Поскольку в судебном заседании установлено, что с 06 января 2011 года в квартире стал проживать один человек - В., дату выезда прежних жильцов – А. достоверно установить не представилось возможным, суд удовлетворяет требования истца о возложении на ответчика обязанности по производству перерасчета в период с 20 октября 2010 по 05 января 2011 из расчета двух проживающих человек, в период с 06 января 2011 по 20 января 2011 из расчета одного проживающего человека.

В соответствии со ст.ст.88,91,98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере *** руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Липина Н.А. удовлетворить частично.

Возложить на ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» обязанность произвести перерасчет коммунальных услуг и пени по квартире № *** дома № *** по ул.*** в г.Екатеринбурге в период с 20 октября 2010 по 05 января 2011 из расчета двух проживающих человек, в период с 06 января 2011 по 20 января 2011 из расчета одного проживающего человека.

Взыскать с ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» в пользу Липина Н.А. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины *** рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования

Судья Ю.В.Матвеева