дело № 2-1129/2011 - решение от 26.04.2011 по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах Шилоносова В.А. к МАУ «Стоматологическая поликлиника № 12» о признании права на получение бесплатных медицинских услуг



В окончательной форме решение изготовлено 03.05.2011

Дело № 2-1129/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 апреля 2011 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Масловой С.А.,

при секретаре Шестаковой Ю.В.,

с участием истца Шилоносова В.А., представителей ответчика Глуховой М.Н., Трапезниковой Ю.В., Чернавского А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Екатеринбурга в интересах Шилоносова В.А. к Муниципальному автономному учреждению «Стоматологическая поликлиника № 12» о признании права на получение бесплатных медицинских услуг, возложении обязанности по предоставлению бесплатных медицинских услуг,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах Шилоносова В.А. к Муниципальному автономному учреждению «Стоматологическая поликлиника № 12». Просил признать за Шилоносовым В.А. право на получение услуг по бесплатному зубопротезированию на основании Постановления Главы г. Екатеринбурга от 10.08.2009 № 3422 «Об утверждении реестра муниципальных услуг, предоставляемых физическим и (или) юридическим лицам муниципальными учреждениями здравоохранения в МО «город Екатеринбург», обязать ответчика предоставить истцу услуги по бесплатному зубопротезированию в соответствии с указанным нормативным актом.

В обоснование иска прокурор указал, что в результате прокурорской проверки, проведенной по обращению Шилоносова В.А., установлено, что с 09.07.2000 Шилоносов В.А. является <...>. С 01.01.2005 ему установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с ***. Набор социальных услуг с 2005 г. ему предоставлялся в натуральном виде. 07.09.2005 им подано заявление в УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга № 1870 об отказе от получения набора социальных услуг на 2006 год, в части предоставления бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами и санаторно-курортного лечения. 26.06.2006 оформлено аналогичное заявление на 2007 год. На 2008, 2009, 2010 годы такие заявления им не подавались, и, соответственно, набор социальных услуг предоставлялся в натуральной форме. Услуги по бесплатному зубопротезированию в набор социальных услуг федеральным законодательством не включены. Бесплатное зубопротезирование в Свердловской области осуществляется в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий по обязательному медицинскому страхованию, Законами Свердловской области от 15 июля 2005 года N 78-03 "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта, от 25 ноября 2004 года N 190-03 "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", от 25 ноября 2004 года N 191-03 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", а также на основании Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178 -ПП (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 05.08.2005 № 625-ПП), которым утвержден Порядок предоставления бесплатных медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов. Согласно п. 2 указанного Порядка меры социальной поддержки по оказанию бесплатных медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) предоставляются гражданам, относящимся к одной из категорий, указанных в данном постановлении. Основанием для предоставления бесплатной медицинской услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов является отметка в пенсионном удостоверении, вкладыш в удостоверении федерального образца или удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, оформляемые территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «Медицинском страховании граждан РФ», Законом Свердловской области о здравоохранении в Свердловской области», ст. 11 Устава МО «город Екатеринбург» в полномочия органов местного самоуправления входит организация на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях.

В соответствии с Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 10.08.2009 № 3422 «Об утверждении реестра муниципальных услуг, предоставляемых физическим и (или) юридическим лицам муниципальными учреждениями здравоохранения в МО «город Екатеринбург» жители МО «город Екатеринбург», являющиеся пенсионерами по старости без льгот имеют право на бесплатное зубопротезирование. Исполнителем данных услуг являются муниципальные стоматологические поликлиники, в случае дефицита мощности - медицинские учреждения иной формы собственности, по результатам проведенных аукционов. Шилоносов В.А. обращался в МУ «Стоматологическая поликлиника № 12» 11.03.2010 для получения бесплатного зубного протезирования как пенсионер без льгот, в чем ему было отказано, ввиду того, что в 2010 году в бюджете здравоохранения г. Екатеринбурга денежные средства не бесплатное зубопротезирование пенсионеров без льгот не предусмотрены. Однако Постановление Главы г. Екатеринбурга от 10.08.2009 № 3422 «Об утверждении реестра муниципальных услуг, предоставляемых физическим и (или) юридическим лицам муниципальными учреждениями здравоохранения в МО «город Екатеринбург» не отменено, является действующим и предусматривает право граждан, относящихся к категории пенсионеров без льгот на получение услуги по бесплатному зубопротезированию.

Прокурор в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Истец на удовлетворении исковых требований настаивал, однако дал пояснения, не согласующиеся с основанием иска, поскольку по существу в судебном заседании признавал отсутствие у него права на бесплатное зубопротезирование, однако полагал, что данная услуга могла бы быть оплачена по требованию ответчика Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга, поскольку данное учреждение имеет перед истцом задолженность, образовавшуюся в связи с недоплатой ему денежных средств за несколько лет.

Ответчик Муниципальное автономное учреждение «Стоматологическая поликлиника №12» (ранее Муниципальное учреждение «Стоматологическая поликлиника №12») исковые требования не признал. Возражая против иска, указал, что Муниципальное автономное учреждение «Стоматологическая поликлиника №12» оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь в рамках ежегодно утверждаемой территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи. В 2010 г. Программа была утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2009 № 1786-ПП, и предусматривала оказание медицинских услуг при заболеваниях зубов и полости рта с использованием лекарственных препаратов и расходных материалов в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перечнем изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы. Включала в себя: неотложную стоматологическую помощь; профилактику стоматологических заболеваний; амбулаторное лечение неосложненного кариеса зубов; амбулаторное лечение доброкачественных новообразований челюстно-лицевой области; все виды стоматологической помощи детям, кроме ортодонтии по косметическим показаниям и зубного протезирования; все виды стоматологической помощи, за исключением зубного протезирования, следующим категориям граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством: участники Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды и ветераны боевых действий, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, состоящие на иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца или имеющие право на ее получение, Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры Ордена Трудовой Славы, инвалиды, дети-инвалиды, граждане, пострадавшие от радиационного воздействия в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, производственном объединении "Маяк" и при других радиационных катастрофах и инцидентах, почетные доноры, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, ветераны труда, граждане, получившие увечье или повреждение здоровья, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Зубное протезирование на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 г. N 1178-ПП (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 05.08.2005 № 625 - ПП и от 28.10.2005 № 937 -ПП) «О порядке предоставления бесплатных медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов», которым к областным льготникам, имеющим право на бесплатное получение всех видов стоматологической помощи, в том числе на бесплатное зубопротезирование, отнесены следующие категории лиц: труженики тыла; ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г., достигшие возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; граждане, получившие увечье или повреждение здоровья, не повлекшее инвалидности при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел РФ в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах.

Изготовление и ремонт зубных протезов пенсионерам по старости, не имеющим льгот, регламентируются для стоматологических поликлиник распоряжениями Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга, устанавливающими распределение квот среди стоматологических поликлиник города Екатеринбурга. Распоряжение Управления Здравоохранения администрации г. Екатеринбурга № 935 от 17.12.2007 «Об утверждении «Порядка предоставления медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов пенсионерам по старости, имеющим регистрацию в городе Екатеринбурге и не имеющим льгот федерального и областного значения» за счет средств городского бюджета» устанавливает, что Муниципальное учреждение здравоохранения регистрирует в журнале очередности обратившегося гражданина и выдает на руки выписку из журнала о присвоении номера очереди. Шилоносов В.А. с 2001 по 2011 года в журналах записи в очереди на бесплатное зубопротезирование в МАУ «Стоматологическая поликлиника №12» (МУ «Стоматологическая поликлиника №12») не значится. Основанием для предоставления бесплатной медицинской услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов является пенсионное удостоверение без дополнительных отметок, удостоверяющих льготы. Отсутствие распоряжения о реализации льгот по изготовлению и ремонту зубных протезов пенсионерам по старости на 2010 год и соответственно невыделение средств на изготовление и ремонт зубных протезов гражданам, имеющим право на получение трудовой пенсии по старости и не имеющим никаких других льгот в 2010 году не позволяют предоставить услуги по зубопротезированию данной категории граждан. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Шилоносов В.А. имеет право на меры социальной поддержки, поэтому законных оснований для его требований осуществить бесплатное зубопротезирование не имеется.

Третье лицо без самостоятельных требований Администрация города Екатеринбурга представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что считает заявленные исковые требования необоснованными, поскольку Шилоносову В.А. <...> ему предоставляются соответствующие социальные льготы и компенсации, поэтому он не имеет статуса пенсионера по старости без каких-либо льгот.

Законных оснований для требований граждан осуществлять им бесплатное зубное протезирование за счет средств местного бюджета нет, т.к. оно не входит в понятие первичной медико-санитарной помощи, оказание которой обязаны в соответствии с действующим законодательством организовать органы местного самоуправления.

Постановление Главы Екатеринбурга от 10.08.2009 № 3422 «Об утверждении реестра муниципальных услуг, предоставляемых физическим и (или) юридическим лицам муниципальными учреждениями здравоохранения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» создано в целях учета и анализа видов и количества муниципальных услуг, их эффективности, обеспечения бюджетного планирования, формирования муниципальных заданий по оказанию муниципальных услуг. Данный документ не является документом, определяющим меры социальной поддержки по протезированию пенсионеров по старости, не имеющим льготы. Постановление не устанавливает право пенсионеров по старости, не имеющих льгот, на зубопротезирование в муниципальных учреждениях здравоохранения, не возлагает на учреждение здравоохранения обязанность по зубопротезированию этой категории граждан и не регулирует финансовое обеспечение такой обязанности. Муниципальному учреждению «Стоматологическая поликлиника № 12» не дано муниципальное задание осуществлять зубное протезирование пенсионеров по старости, не имеющих льгот. В местном бюджете средства на эти цели не заложены.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано за необоснованностью, в силу статей 8,11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы) в статье 17 закрепляют, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается в том числе предоставлением населению доступной медико-социальной помощи, которая в силу статьи 20 Основ включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 20.1. Основ Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

<...>. Действующее законодательство не связывает с данными обстоятельствами возникновение у истца права на бесплатное зубопротезирование.

В связи с наличием *** истец не может быть отнесен к категории пенсионеров без льгот, которым такой вид медицинской помощи предоставлялся за счет средств муниципального образования город Екатеринбург до 2010 г. на основании Распоряжения Управления Здравоохранения Администрации г.Екатеринбурга от 17.12.2007 № 935 «Об утверждении «Порядка предоставления медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов пенсионерам по старости, имеющим регистрацию в городе Екатеринбурге и не имеющим льгот федерального и областного значения» согласно очередности. Как следует из пояснений сторон, докладной медрегистратора от 19.01.2011 в Муниципальном автономном учреждении «Стоматологическая поликлиника № 12» существует очередь граждан данной категории за льготное зубопротезирование, в которой истец не состоит, при этом, с заявлением о постановке в очередь к ответчику он не обращался.

Исковые требования на законе не основаны, поскольку истец не имеет права на бесплатное получение медицинских услуг в виде зубопротезирования в силу своего статуса ***, соответственно пользующегося социальными льготами, мерами социальной поддержки, установленными Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», <...>, которые не предусматривают предоставление услуг инвалидам по бесплатному зубопротезированию.

Согласно Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 № 1913-пп, зубное протезирование не входит в перечень услуг, которые финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов различных уровней и осуществляются для граждан бесплатно.

Постановление Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 г. N 1178-ПП (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 05.08.2005 № 625 - ПП и от 28.10.2005 № 937 -ПП) «О порядке предоставления бесплатных медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов» указывает категории лиц, которым предоставляются услуги по бесплатному зубопротезированию, однако истец ни к одной из таких категорий не относится, что им не оспаривается.

Ссылку прокурора на Постановление Главы Екатеринбурга от 10.08.2009 № 3422 «Об утверждении реестра муниципальных услуг, предоставляемых физическим и (или) юридическим лицам муниципальными учреждениями здравоохранения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» суд находит не состоятельной, поскольку данный нормативный акт не определяет социальной поддержки по протезированию пенсионеров по старости, не имеющим льготы, не устанавливает право пенсионеров по старости, не имеющих льгот, на зубопротезирование в муниципальных учреждениях здравоохранения, не возлагает на учреждение здравоохранения обязанность по зубопротезированию этой категории граждан и не регулирует финансовое обеспечение такой обязанности.

В связи с чем приведенные ответчиком и третьим лицом против иска доводы суд находит законными и обоснованными.

Соответствующая обязанность по оказанию медицинских услуг по зубопротезированию бесплатно, а по существу за счет средств бюджета государства либо муниципального бюджета, перед истцом у ответчика отсутствует, соответствующее финансирование ответчиком отрицается, что стороной истца не оспорено.

В судебном заседании не нашел подтверждения факт нарушения прав истца ответчиком, требующих судебной защиты, что является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований. Истец не лишен права получения медицинских услуг по зубопротезированию за плату, однако за получением такой услуги истец не обращался, в ее предоставлении ему ответчиком отказано не было.

Руководствуясь статьями 194-198, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г.Екатеринбурга в интересах Шилоносова В.А. к Муниципальному автономному учреждению «Стоматологическая поликлиника № 12» о признании права на получение бесплатных медицинских услуг, возложении обязанности по предоставлению бесплатных медицинских услуг.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней с момента составления решения в окончательном виде.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья : С.А. Маслова