дело № 2-1224/2011 - решение от 12.05.2011 по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Гараж» о возложении обязанности произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду



Дело № 2-1224/2011

Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2011 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 мая 2011 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Защихиной Р.Ф.

при секретаре Вершининой М.П.,

с участием представителя истца Зыряновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Гараж» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года, произвести платеж в соответствии с расчетом,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Гараж» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года, произвести платеж в бюджет согласно произведенному расчету, согласованному с Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу.

В обоснование указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ответчик осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом и имеет на балансе транспортные средства ***, регистрационный знак ***, ***, регистрационный знак ***, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Ответчик является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно информации департамента Росприроднадзора по УрФО у ООО «Гараж» отсутствуют расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 и 1-3 кварталы 2010 года. Также установлено, что обществом не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 и 1-3 кварталы 2010 года, что является нарушением статьи 16 Федерального Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды».

Представитель истца помощник прокурора Зырянова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

В судебное заседание ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела по месту регистрации (л.д.23-24, 25-29), представителя не направил, доказательств уважительности причин его неявки, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

При данных обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в заочном порядке, против чего представитель истца не возражает.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

На государстве лежит обязанность по обеспечению благоприятной окружающей среды в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования относительно обеспечения ответчиком мер охраны окружающей среды. При этом несоблюдение требований природоохранного законодательства при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, находящихся на территории, принадлежащей ответчику, но и обществу, государству в целом.

Таким образом, суд полагает, что прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате нарушения ответчиком требований закона об охране окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что основной целью создания и предметом деятельности ответчика является оказание пассажирских автотранспортных услуг, прокат автотранспорта, перевозка грузов (пункт 2.1 Устава на л.д.11, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц на л.д.26-29).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным; взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды предусмотрено также статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду, т.е. воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности права производить в пределах установленных нормативов выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.

Таким образом, субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона "Об охране окружающей среды" являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с пунктом 1 Порядка распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. N 204 форме расчета платы и Порядку заполнения и представления такой формы.

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым согласно пункта 2 данного приказа, является календарный квартал.

Из материалов дела следует, что деятельность ответчика производит негативное воздействие на окружающую среду. За 2009 год и 1-3 кварталы 2010 года обществом не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и соответствующая платав бюджет не вносилась, что подтверждается письмом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 01.04.2011 (л.д.31)

На основании изложенного, учитывая отсутствие доказательств возражений ответчика по существу иска, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

По правилам статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Гараж» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года, произвести платеж в соответствии с расчетом удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гараж» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года, произвести платеж в бюджет согласно произведенному расчету, согласованному с Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гараж» в местный бюджет государственную пошлину в размере *** рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Заочное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Председательствующий Р.Ф. Защихина