КОПИЯ Дело № 2-979/2011 Мотивированное решение составлено 24 мая 2011 года РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 19 мая 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Спиридоновой Н.А. при секретаре Иконниковой М.И., с участием представителя ответчика Кетеля А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить действия, УСТАНОВИЛ: Сургутский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорогао приведении здания вокзала станции Сургут, расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. ***, в соответствие с требованиями федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 марта 2003 года № 12, а именно: установить места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, оснастить отдельные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, обеспечить устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12) при входе в задание вокзала, в залы вокзала, уборные (туалеты), специальные кабины в общественных туалетах, обеспечить наличие пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников (л.д. 6-9). В обоснование истец указал, что Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции Сургут, находящемся на балансе Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 3.1.17, 3.1.18, 3.1.19 СП 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 марта 2003 года № 12 в здании вокзала не обеспечен беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и пользованию услугами железнодорожного транспорта. В судебное заседание Сургутский транспортный прокурор, извещенный надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика Кетель А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, пояснив, что Железнодорожный вокзал Сургут является подразделением Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги». Здание вокзала построено в 1987 году. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен механизм реализации Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 и выполнение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 по отношению к уже построенным стационарным объектам не требуется. В силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанные нормы должны применяться при строительстве новых или модернизации, реконструкции уже построенных стационарных объектов. Поскольку вокзал г. Сургута был построен до введения в действие СП 2.5.1198-03 и Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181, применение положения указанных Правил к обозначенному зданию не допустимо, так как данные требования не могли быть учтены при проектировании и строительстве вокзала г. Сургута. В исковом заявлении прокурор указывает на якобы имеющиеся факты нарушения со стороны ОАО «РЖД», не приводя при этом конкретных доказательств, которые могли бы подтвердить нарушение. В действительности на вокзале имеются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов - колясочников, каждая из касс оборудована громкоговорящим переговорным аппаратом. В 2011 году между ОАО «РЖД» и администрацией Ханты-Мансийского автономного округа планируется заключение соглашение на реконструкцию вокзала Сургут, в котором будут учтены все требования действующего законодательства Российской Федерации. Согласно пункта 27 Распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 27 декабря 2010 года №549-рп на реконструкцию вокзала г. Сургута предусмотрено финансирование в размере *** руб., из них в 2011 году- *** руб., в 2012 году- *** руб., в 2013 году - *** руб. Кроме того, ОАО «РЖД» утверждена Программа комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов -филиала ОАО «РЖД» до 2015 года. Приведение вокзала в соответствие требованиям действующего законодательства требует больших финансовых затрат и определенного времени, так стоимость одного подъемника для инвалидов для преодоления маршей наклонный составляет 1296808,2 руб., а их для вокзала Сургут требуется 3 штуки. Указал, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора, объективным сроком, в который ОАО «РЖД» сожжет исполнить решения суда является 31 декабря 2013 года. Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования об обеспечении ответчиком мер социальной защиты инвалидов на объекте, принадлежащем ответчику на праве собственности (л.д. 24). Таким образом, суд полагает, что Сургутский транспортный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате необеспечения ответчиком мер социальной защиты инвалидов. В судебном заседании установлено, что транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в здании железнодорожного вокзала на станции Сургут, расположенном по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. ***, по результатам которой вынесено представление (л.д.12 - 14). В ходе проверки выявлено, что в здании вокзала отсутствуют приспособления и устройства, предусмотренные законодательством о социальной защите инвалидов. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным и иным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации возложена, в частности, на все организации независимо от организационно-правовых форм. Меры социальной защиты инвалидов установлены в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03 марта 2003 года (далее – Санитарные правила). В силу пункта 2.1 указанных Санитарных правил они являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок. Таким образом, в силу названных положений лицом, ответственным за создание мер социальной защиты инвалидов при эксплуатации зданий вокзала является ОАО «РЖД», как лицо, осуществляющее пассажирские перевозки. Доводы представителя ответчика о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен механизм реализации Санитарных правил и выполнение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 по отношению к уже построенным стационарным объектам не является обязательным, суд находит несостоятельными, так как в соответствии с п. 1.1 Санитарных правил они распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок. Каких-либо указаний на то, что Санитарные правила распространяются только на вновь построенные, либо реконструируемые объекты, либо иных ограничений по сфере действия Санитарные правила, равно как и Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат, что свидетельствует о том, что с момента вступления в юридическую силу названных нормативных актов, они стали обязательными для всех юридических лиц Российской Федерации. Ссылки представителя ответчика на то, что нормативные акты не имеют юридической силы, суд во внимание не принимает как основанные на неверном толковании норм материального права. В данном случае Санитарные правила и Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стали обязательными для ответчика только после вступления их в действие, при этом, вне зависимости от того, что ранее к организациям требования о создании мер социальной защиты инвалидов не применялись. Кроме этого, согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В то же время понятие «минимальные потребности инвалидов» действующее законодательство не раскрывает. С учетом того, что заявленные требования о возложении обязанностей установить места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, оснастить отдельные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, обеспечить устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12) при входе в задание вокзала, в залы вокзала, уборные (туалеты), специальные кабины в общественных туалетах, обеспечить наличие пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников направлены на то, чтобы обеспечить инвалидам возможности беспрепятственного входа в здание вокзала, приобретения билетов, приема пиши, пребывания в зале ожидания, пользование уборными, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования направлены на создание мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии с пунктами 3.1.17 – 3.1.19 Санитраных правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см. В системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. В системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Поскольку в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт отсутствия в здании вокзала пандусов при входе в здание вокзала, а также в залы и уборные внутри вокзала, мест для инвалидных колясок в зале ожидания, специальных столиков в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок, специальных кабин в общественных туалетах, доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанные меры социальной защиты инвалидов созданы, ответчиком не представлено, иск Сургутского транспортного прокурора в части требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить наличие названных мер суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. Поскольку суду не представлены доказательства оснащения отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, не смотря на то, что представитель ответчика указывал на их наличие, в то время как на отсутствие данных устройств имеется указание в представлении прокурора, которое представителем ответчика не было обжаловано в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о голословности доводов истца, и полагает исковые требования в части требований о возложении на ответчика обязанности оснастить отдельные кассы специальными устройствами обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с этим, оснований для удовлетворения исковых требований в части требований о возложении обязанности обеспечить наличие пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, суд не усматривает, так как из представленных суду фотографий следует, что в здании вокзала такие пиктограммы имеются. Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд исходит из следующего. Права каждого человека независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса являются равными. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является одним из основных правовых актов, определяющих уровень социальной защищенности людей с ограниченными возможностями. Суд с учетом изложенного, а также доводов представителя ответчика о том, что создание мер социальной поддержки требует длительного времени, финансовых вложений, на 2011 – 2013 году запланирована реконструкция здания вокзала станции Сургут, а также того, что решение суда должно быть исполнимым, полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок до 01 августа 2011 года по требованиям о возложении обязанности установить места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок, оснастить отдельные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом; до 01 июля 2012 года - обеспечить устройство пандусов при входе в задание вокзала, в залы вокзала, уборные (туалеты), специальные кабины в общественных туалетах. Оснований для предоставления более длительного срока суд не усматривает. В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере *** руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить действия удовлетворить частично. Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорогаобязаннсоть привести здание вокзала станции Сургут, расположенное по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. ***, в соответствие с требованиями федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 марта 2003 года № 12, а именно: - в срок до 01 августа 2011 года установить места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), оснастить отдельные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом; - в срок до 01 июля 2012 года обеспечить устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12) при входе в задание вокзала, в залы вокзала, уборные (туалеты), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см. В удовлетворении исковых требований Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить наличие пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников отказать. Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорогав доход бюджета государственную пошлину в сумме *** руб. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение10 дней с момента его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья : Н.А. Спиридонова . . .а