дело № 2-980/2011 - решение от 23.05.2011 по иску Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО«РЖД» о возложении обязанности произвести действия



              Дело № 2-980/2011

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 мая 2011 года                                                                                              г. Екатеринбург

            Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Спиридоновой Н.А.

при секретаре Иконниковой М.И.,

с участием представителя ответчика Кетеля А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанностей выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Сургутский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорогао возложении обязанности устранить нарушения требований ст.80 Федерального закона от 10 января 2003 года «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», СП 2.5.1198-03 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, а именно возложить обязанность оборудовать здание вокзала ст.Сургут, расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Сургут, ул.***, комнатой матери и ребенка, залом для пассажиров с детьми, обеспечить эффективную работу воздушно-тепловых завес, обеспечить бесплатное пользование пассажирами уборными (туалетами), расположенными в здании вокзала (л.д. 6-8).

В обоснование истец указал, что Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров на железно­дорожном вокзале, расположенном по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Сургут, ул.***. В ходе проверки установлено, что в нарушение п.3.3 СП 2.5.1198-03 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03 марта 2003 года на вокзале отсутствует комната матери и ребенка, в нарушение п.3.1.9 – отсутствует зал для пассажиров с детьми; не обеспечена эффективная работа воздушно-тепловых завес, что является нарушением п.3.4.3. СП 2.5.1198-03. Уборные (туалеты), размещенные в здании вокзала, в нарушение ст.80 Федерального закона от 10 января 2003 года «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», п.39 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года №111 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», предоставляются пассажирам в пользование на платной основе. Данные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебное заседание Сургутский транспортный прокурор, извещенный надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Кетель А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, пояснив, что Железнодорожный вокзал Сургут является подразделением Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги». Здание вокзала построено в 1987 году. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен механизм реализации Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 и выполнение требований Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» по отношению к уже построенным стационарным объектам. В силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанные нормы должны применяться при строительстве новых или модернизации, реконструкции уже построенных стационарных объектов. Поскольку вокзал г. Сургута был построен до введения в действие СП 2.5.1198-03 и Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ, применение положения указанных Правил к обозначенному зданию не допустимо, так как данные требования не могли быть учтены при проектировании и строительстве вокзала г. Сургута. В исковом заявлении прокурор указывает на якобы имеющиеся факты нарушения со стороны ОАО «РЖД», не приводя при этом конкретных доказательств, которые могли бы подтвердить нарушения. Пункт 3.3 СП 2.5.1198-03 содержит требования к устройству, оборудованию, содержанию комнат матери и ребенка, комнат длительного отдыха пассажиров и пунктов общественного питания, то есть содержит требования к существующим и проектируемым комнатам матери и ребенка. Но, не пункт 3.3. Санитарных правил и не сами правила, не указывают и не устанавливают какой - либо обязанности иметь такие комнаты матери и ребенка на действующих вокзалах. Аналогичным образом, не установлена какая-либо обязанность для ОАО «РЖД» иметь зал для пассажиров с детьми на вокзале Сургут. В то же время здание вокзала оборудовано залом для пассажиров с детьми, воздушно-тепловые завесы работают эффективно, что подтверждается протоколом измерения физических факторов, норме соответствует температурный режим и относительная влажность. Уборные (туалеты) предоставляются в пользование пассажирам на бесплатной основе при предъявлении билета. Также указал, что в настоящее время договор с организацией в аренду которому предоставлялись уборные, расторгнут. В 2011 году между ОАО «РЖД» и администрацией Ханты-Мансийского автономного округа планируется заключение соглашение на реконструкцию вокзала Сургут, в котором будут учтены все требования действующего законодательства Российской Федерации. Согласно пункта 27 Распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 27 декабря 2010 года №549-рп на реконструкцию вокзала г. Сургута предусмотрено финансирование в размере *** руб., из них в 2011 году- *** руб., в 2012 году- *** руб., в 2013 году - *** руб. Кроме того, ОАО «РЖД» утверждена Программа комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» до 2015 года. Приведение вокзала в соответствие требованиям действующего законодательства требует больших финансовых затрат и определенного времени. Указал, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора, объективным сроком, в который ОАО «РЖД» сможет исполнить решения суда является 31 декабря 2013 года.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года).

Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования относительно обеспечения защиты прав пассажиров на безопасное и качественное обслуживание на объекте, принадлежащем ответчику на праве собственности (л.д. 20). При этом несоблюдение требований СП 2.5.1198-03 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03 марта 2003 года и Федерального закона от 10 января 2003 года «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» может повлечь нарушение прав и законных интересов пассажиров.

Таким образом, суд полагает, что Сургутский транспортный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате нарушения ответчиком указанных норм.

В судебном заседании установлено, что 02 март 2011 года прокурором совместно с заместителем начальника Свердловского территориального отдела Управления Роспортребнадзора по железнодорожному транспорту проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей в здании железнодорожного вокзала ст.Сургут, расположенном по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Сургут, ул.***, по результатам которой составлен акт (л.д.9). В ходе проверки выявлены нарушения п.п. 3.3, 3.1.9, 3.4.3 СП 2.5.1198-03, ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 года «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», п.39 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года №111 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Сургутским транспортным прокурором в адрес Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» направлено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 11-13).

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 года №11-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Таким образом, в силу названного положения лицом, ответственным за создание условий для безопасного и качественного обслуживания пассажиров при эксплуатации зданий вокзала является ОАО «РЖД», как лицо, осуществляющее пассажирские перевозки.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 года №11-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» на железнодорожных станциях, открытых для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа, вокзалы имеют в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.

Согласно п. 2.1. СП 2.5.1198-03 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03 марта 2003 года настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.

Пассажирские помещения как составная часть железнодорожных вокзалов по принципу функционального деления подразделяются на операционные, помещения ожидания и культурно-бытового обслуживания пассажиров (залы ожидания, камеры хранения ручной клади, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха транзитных пассажиров, буфеты, кафе, рестораны, помещения кратковременного пребывания пассажиров (туалеты, парикмахерские), административно-служебные и подсобные помещения, помещения (залы) для пригородных пассажиров (п.3.1.1 СП 2.5.1198-03). Залы ожидания для пассажиров должны иметь удобный выход на платформы, а зал для пассажиров с детьми - дополнительно непосредственную связь с комнатой матери и ребенка, медицинским пунктом.

В соответствии с п.3.1.9 СП 2.5.1198-03 в вокзалах большой расчетной вместимости пассажиров (700 и более) рекомендуется предусматривать зал для пассажиров с детьми, включающий санузел не менее чем на 2 очка, умывальное помещение (краны с раковинами и душевыми поддонами), постирочную, сушилку и самостоятельный буфет. Зал для пассажиров с детьми изолируется от других помещений и размещается вблизи комнаты матери и ребенка.

Пунктами 3.4.3, 3.4.4 СП 2.5.1198-03 предусмотрено, что все наружные входы должны иметь эффективно работающие воздушно-тепловые завесы или отапливаемые тамбуры.

Эффективность работы воздушно-тепловых завес определена в п.3.4.4, согласно которому температура воздуха в зоне пребывания пассажиров в различных помещениях вокзала должна быть в холодный период года 16 - 20 °C, скорость движения воздуха не более 0,2 м/с. В теплый период года температура воздуха должна быть 18 - 26 °C, скорость движения воздуха не более 0,3 м/с. Относительная влажность воздуха в холодный и теплый периоды года должна быть в пределах 15 - 75%.

При этом доводы представителя ответчика о том, что данные санитарные правила носят рекомендательный характер, а также то, что данными правилами не предусмотрена обязанность по оборудованию железнодорожных вокзалов комнатой матери и ребенка, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании содержащихся в указанных правилах норм. Кроме того, прямое указание на необходимость оборудования железнодорожного вокзала комнатой матери и ребенка, содержится в п.3.1.1 СП 2.5.1198-03, ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 года №11-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Доводы представителя ответчика о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен механизм реализации Санитарных правил и выполнение требований Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» по отношению к уже построенным стационарным объектам не является обязательным, суд также находит несостоятельными, так как в соответствии с п. 1.1 Санитарных правил они распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок. Каких-либо указаний на то, что Санитарные правила распространяются только на вновь построенные, либо реконструируемые объекты, либо иных ограничений по сфере действия Санитарные правила, равно как и вышеуказанный федеральный закон не содержат, что свидетельствует о том, что с момента вступления в юридическую силу названных нормативных актов, они стали обязательными для всех юридических лиц Российской Федерации. Ссылки представителя ответчика на то, что нормативные акты не имеют юридической силы, суд во внимание не принимает как основанные на неверном толковании норм материального права. В данном случае Санитарные правила и Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» стали обязательными для ответчика только после вступления их в действие.

Факт того, что вокзал ст. Сургут имеет расчетную вместимость не менее 700 пассажиров представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Поскольку в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт отсутствия в здании вокзала комнатой матери и ребенка, оборудованной в соответствии с требованиями п.3.3 СП 2.5.1198-03, доказательств того, что на момент рассмотрения дела данная комната оборудована в здании вокзала, ответчиком не представлено, иск Сургутского транспортного прокурора в части требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать вокзал комнатой матери и ребенка суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с этим, оснований для удовлетворения исковых требований в части требований о возложении обязанности оборудовать здание вокзала залом для пассажиров с детьми, обеспечить эффективную работу воздушно-тепловых завес, суд не усматривает, так как из представленных суду фотографий следует, что в здании вокзала оборудован зал для пассажиров с детьми, согласно протокола №193/КГ измерений физических факторов от 19 октября 2010 года температурный режим и относительная влажность, обеспечиваемые работой воздушно-тепловых завес соответствуют требованиям п.3.4.4 СП 2.5.1198-03, что свидетельствует об эффективной работе воздушно-тепловых завес. Кроме того, истцом не указано, в чем заключается неэффективность работы воздушно-тепловых завес, не представлено соответствующих доказательств.

Также не имеется оснований для удовлетворений исковых требований в части возложения обязанности обеспечить бесплатное пользование пассажирами уборными (туалетами), расположенными в здании вокзала, поскольку истцом не представлено суду доказательств предоставления уборных в пользование пассажирам на платной основе, вместе с тем, из представленных ответчиком документов следует, что уборные, расположенные на территории вокзала, предоставляются в пользование пассажирам на бесплатной основе. Об этом же свидетельствует тот факт, что договор аренды недвижимого имущества от 29 декабря 2008 года, заключенный между ОАО «РЖД» и ООО «***», согласно которому в аренду было предоставлено помещение части цокольного этажа здания ст. Сургут (помещения уборных (туалетов)), расторгнут 05 мая 2011 года, поемещения переданы ответчику в соответствии с актом приема-передачи.

Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд исходит из следующего.

Суд с учетом изложенного, а также доводов представителя ответчика о том, что устранение выявленных нарушений требует длительного времени, финансовых вложений, на 2011 – 2013 году запланирована реконструкция здания вокзала станции Сургут, а также того, что решение суда должно быть исполнимым, полагает возможным установить для исполнения судебного решения о возложении обязанности оборудовать в здании вокзала комнату матери и ребенка срок до 31 декабря 2011 года. Оснований для предоставления более длительного срока суд не усматривает.

В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере *** руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанностей выполнить действия удовлетворить частично.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога обязанность в срок до 31 декабря 2011 года оборудовать здание вокзала станции Сургут, расположенное по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. ***, комнатой матери и ребенка.

В удовлетворении исковых требований Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанностей оборудовать вокзал залом для пассажиров с детьми, обеспечить эффективную работу воздушно-тепловых завес, обеспечить бесплатное пользование пассажирами уборными, расположенными в здании вокзала отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорогав доход бюджета государственную пошлину в сумме *** руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение10 дней с момента его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья Н.А. Спиридонова