дело № 2-1215/2011 - решение от 06.06.2011 по иску Ширяевой М.А., Ширяева В.В. к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга, ООО «ЕРЦ» о признании действий по начислению услуги «электроэнергия по общедомовым приборам учета» незаконными



Дело № 2-1215/2011

Мотивированное решение составлено 10 июня 2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глебовой И.Г., при секретаре Тевченковой И.В.,

с участием истца Ширяевой М.А., представителя ответчика Суровиковой Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширяевой М.А., Ширяева В.В. к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга, ООО «Единый расчетный центр» о признании действий по начислению услуги «электроэнергия по общедомовым приборам учета» незаконными, возложении обязанности сделать перерасчет

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании действий по начислению услуги «электроэнергия по общедомовым приборам учета» незаконными, возложении обязанности сделать перерасчет, в котором указали, Ширяева М.А. является собственником квартиры *** в г. Екатеринбурге. В квартире также проживает муж Ширяев В.В., который также является собственником жилого помещения. Квартира оборудована индивидуальным прибором учета электроэнергии. Задолженностей по оплате коммунальных услуг нет. В квитанциях на оплату коммунальных услуг с мая 2009 года ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» и ООО «Единый расчетный центр» самовольно стали включать графу: «Электроэнергия общедомовое потребление». В квитанции по этому поводу было приведено следующее: «Уважаемые Абоненты! В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 на основании данных ЗАО
«УК РЭМП Железнодорожного района», по показаниям общедомовых приборов учета
электроэнергии за май 2009 года проведены начисления за указанную услугу с учетом
мер социальной поддержки и предельного уровня оплаты». Разъяснений об
изменении порядка оплаты по показаниям общедомовых приборов учета
управляющей компанией не представлено. Были произведены начисления в мае 2009 г. - ***, июнь 2009 г. - ***, июль 2009 г. - ***, август 2009 г. - ***, сентябрь 2009 г -***, октябрь 2009 г. - ***, ноябрь 2009 г. - ***, декабрь 2009 г. - ***, январь 2010 г. - ***, февраль 2010 г. - ***, март 2010 г. - ***, апрель 2010 г. -***, май 2010 г. - ***, итого ***. За электроэнергию по общедомовым прибором учета не оплачивали, поэтому были начислены пени на *** Считают, что сумма *** за коммунальные услуги (электроэнергия по показаниям общедомового прибора учета) в период с мая 2009 г. по июнь 2010 г. начислена незаконно, но была оплачена в связи с начислением пени в полном объеме. В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с правами, установленными законом или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В декабре 2009 г. было написано заявление в ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» на имя директора Д.В. Кружаева о разъяснении начисления таких больших сумм за электроэнергию общедомового потребления, но конкретного ответа не получили.

В судебном заседании истец Ширяева исковые требования и доводы искового заявления поддержала, дополнила, что Закон о «Защите прав потребителя» обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и сроки, которые установлены договором с исполнителем. Положения нормативных актов не предполагают оплату потребителям коммунальных услуг, которые ему не предоставлены. Организация, поставляющая коммунальные услуги, обязана поддерживать в надлежащем техническом состоянии сетей общедомовых приборов учета, за которые потребитель обязан произвести оплату. В конкретном случае ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» «Железнодорожного района» плохо выполняет, т.к. в доме имеются несанкционированные подключения к общедомовым приборам учета электроэнергии, что видно из ответа коммерческого директора на заявление. Имеется решение Чкаловского районного суда, где указано, что взыскание оплаты электроэнергии по показаниям общедомовых приборов учета не законно. В постановлении региональной энергетической комиссии Свердловской области от 16.06.2010 в пункте 3 предложено исключить из платы за содержание и ремонт жилья стоимость электроэнергии расходуемой на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования. Это является доказательством того, что данная услуга до июля 2010 уже входила в оплату строки «содержание жилья».

Истец Ширяев в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ответчика Суровикова, действующая по доверенности, возражала против иска, указала, что обязанность по оплате общедомового потребления устанавливается пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации № 307. Общедомовые приборы установлены, журналы ведутся надлежащим образом, показания подаются в ООО «ЕРЦ». Начисления действительно шли с мая 2009 года. В квитанции за февраль 2010 года можно увидеть перерасчет. Это произведен перерасчет за предыдущий период из расчета дневных и ночных тарифов. С 2010 года гражданам начали производить начисления по двум тарифам. Газовое оборудование подключено до общедомового прибора учета, что подтверждается служебной запиской. Общедомовое потребление не может входить в строку содержание жилья. Это услуга – она априори не может входить в содержание жилья. Решение Чкаловского районного суда не имеет отношения к данному делу. ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» не является стороной по спору в данном решении.

Представитель ответчика ООО «Единый Расчетный Центр» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, представил пакет документов, на основании которых были произведены начисления по общедомовым приборам учета за электроэнергию истцам. В отзыве указал, что ООО «Единый Расчетный Центр» осуществляет информационно-расчетное обслуживание жилищного фонда, к которому относится жилое помещение по адресу ул. *** (лицевой счет № ***), на основании договора с ЗАО «Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района». В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники и наниматели жилых помещений обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за счет платы за содержание жилого помещения обеспечивается оказание услуг по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей, обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 собственники и наниматели помещений обязаны оплачивать весь потребленный в многоквартирном доме объем коммунальных ресурсов, определенный при наличии общедомовых приборов учета по их показаниям, а при отсутствии – ресурсоснабжающей организацией расчетным путем. Порядок и алгоритмы проведения начислений (корректировки платы) за коммунальные услуги с учетом показаний общедомовых приборов учета, а размера платы, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, установлены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307. По данным «Единого Расчетного Центра», в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии, дом частично оборудован индивидуальными приборами учета, в доме установлен общедомовой прибор учета электроэнергии. При такой ситуации Правила устанавливают следующий порядок расчета размера платы за электроэнергию: при наличии в жилом помещении индивидуальных приборов учета ежемесячно размер платы определяется по показаниям индивидуальных приборов учета. Размер платы по показаниям общедомового прибора учета распределяется пропорционально объему потребления, определенному по показаниям индивидуальных приборов учета (подпункт «а» пункта 23 Правил, подпункт 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам). В Едином Расчетном Центре» отсутствует информация о технических характеристиках (модели, значности и т.д.), а также показаниях общедомового прибора учета, так как управляющая компания предоставляет только сведения об объемах общедомового потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме, а также в нежилых помещениях, расположенных в данном доме. За исковой период по лицевому счету истцов за общедомовое потребление электроэнергии начислено *** руб.

Заслушав истца, представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцы Ширяев и Ширяева являются собственниками квартиры *** в г. Екатеринбурге.

С мая 2009 года по июнь 2010 года в квитанциях на оплату жилья стала появляться строка «электроэнергия по показаниям общедомовых приборов учета (л.д. 17-31).

Всего в квитанциях предъявлено к оплате: май 2009 г. - ***, июнь 2009 г. - ***, июль 2009 г. - ***, август 2009 г. - ***, сентябрь 2009 г -***, октябрь 2009 г. - ***, ноябрь 2009 г. - ***, декабрь 2009 г. - ***, январь 2010 г. - ***, февраль 2010 г. - ***, март 2010 г. - ***, апрель 2010 г. -***, май 2010 г. - ***, итого ***.

На август 2010 года задолженности по оплате жилья и коммунальных платежей у истцов не было (л.д.31).

Ответчик является управляющей компанией д. *** по ул. *** в г. Екатеринбурге, что видно из квитанций по оплате жилья.

Ответчик с мая 2009 г. произвел начисление и выставление платы за электроэнергию, используемую для освещения мест общего пользования.

Истцы обращались с требованиями о предоставлении информации к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района для проверки действий управляющей компании по начислению электроэнергии по общедомовым приборам учета (л.д. 8-12), ответы ответчиков истцов не убедили.

По договору № 25 от 07.12.2006 ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» поручил ООО «ЕРЦ» оказывать услуги по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, изготовлении платежных документов и доставке их до населения (л.д. 148).

Начисление платы за коммунальные услуги по постановлению Правительства Российской Федерации № 307 от 23,05,2006 производилось ООО «ЕРЦ» на основании писем Управляющей компании и представленных расчетов потребления (л.д. 87-113).

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 157 предусматривает компетенцию Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - по формуле (9) (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).

По формуле (9) учитывается объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме в виде коэффициента, при расчете которого учитывается:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных

квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час).

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Поскольку размер платы за электроснабжение по формуле (9) определяется исходя из показаний приборов учета, положения подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам соответствуют действующему жилищному законодательству.

Формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем (статья 37).

Положения нормативных актов не предполагают оплату потребителем коммунальных услуг, которые ему не предоставлены.

Организация, предоставляющая коммунальные услуги, обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, за которые потребитель обязан произвести оплату.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность взыскания с собственников дома расходов по общедомовым услугам.

Однако начислять оплату ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» должен был при соблюдении порядка, предусмотренного Правилами.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать свои доводы и возражения. Ответчик обязан доказать правильность начисления услуги.

Ответчиком предоставлены акты на установку и опломбирование электросчетчиков (л.д. 154-162), показания по которым заносятся в журналы (л.д. 114-126).

До 01.04.2010 ответчик ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» производил оплату Екатерибургэнергосбыту по дневному и ночному тарифу, а с жильцов дома взыскивал оплату только по дневному тарифу.

Так за март 2010 года ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» выставил жильцам дома к оплате *** кВт/час. без разбивки на день и ночь по дневному тарифу (л.д. 111).

В справке, представленной Екатерибургэнергосбытом (л.д. 205), указано это же количество электроэнергии, но с разбивкой на день и ночь. В связи с чем оплата была взыскана с жильцов в повышенном размере.

Представителем ответчика указано, что в феврале 2010 года был сделан перерасчет с разбивкой оплаты на день и ночь. Данный довод не соответствует действительности. Только в письме ответчика от 15.05.2010 (л.д. 112) было указано о том, что с 01.04.2010 в целях расчетов по общедомовым приборам все счетчики считаются двухтарифными.

Суммы, предъявленные истцам, по общедомовым приборам учета (л.д. 62) в некоторых случаях в два с лишним раза превышают оплату, начисленную по общедомовым приборам учета (февраль, март 2010 года).

Согласно служебной записке (л.д. 153) в доме *** в г. Екатеринбурге несанкционированных подключений нет.

Однако в письме ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» от 09.02.2010 № 3866, подписанном коммерческим директором А.В. Лыжиным указано, что несанкционированные подключения были выявлены, жителям дома были обещаны корректировки. Однако никаких перерасчетов в последующем сделано не было.

Учитывая, что в данном конкретном случае имеются нарушения порядка исчисления оплаты, ответчиком не представлено надлежащих доказательств начисления сумм по общедомовым приборам учета, выставленная истцу сумма *** руб. и пени на них, не подлежат взысканию с истца.

Уменьшение суммы к перерасчету, заявленной истцом, произведено в связи с тем, что в февральской квитанции 2010 года было снято с оплаты *** руб. по услуге электроэнергия общедомовое потребление. Из квитанции видно, что это перерасчет связан с тем, что сняты суммы за электроэнергию по индивидуальному счетчику (л.д. 112).

Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга не может иметь преюдициальное значение, так как ответчик участником этого процесса не был.

В графу содержание жилья затраты на общедомовую электроэнергию не входят. Услуга «содержание общего имущества» включает в себя затраты на то, чтобы все в доме нормально функционировало. Если в доме есть лифт, то содержание жилья предусматривает только создание условий для функционирования лифта. Отдельно выставляются затраты на электроэнергию, которую лифт потребляет.

В связи с тем, что ООО «ЕРЦ» выполняет указания ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» в соответствии с договором, то надлежащим ответчиком по делу ООО «ЕРЦ» не является, поэтому требования подлежат удовлетворению частично.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, но оплатил госпошлину в сумме 200 руб..

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке, подлежит взысканию с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» пользу истца государственная пошлина в сумме *** рублей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб. (от цены иска *** руб.).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Ширяевой М.А., Ширяева В.В. к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга, ООО «Единый расчетный центр» о признании действий по начислению услуги «электроэнергия по общедомовым приборам учета» незаконными, возложении обязанности сделать перерасчет удовлетворить частично.

Признать действия ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» по начислению по общедомовым приборам учета по электроэнергии за период с мая 2009 года по июнь 2010 года в сумме *** руб. и пени на них незаконными.

Возложить на ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» обязанность сделать перерасчет оплаты по лицевому счету Ширяевой М.А.*** в сумме *** руб. и пени на них.

В удовлетворении требований истца к ООО «Единый расчетный центр»- отказать.

Взыскать с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» в пользу Ширяевой М.А. государственную пошлину *** руб.,

Взыскать с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» в местный бюджет государственную пошлину в сумме *** руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья И.Г. Глебова