дело № 1-1555/2011 - решение от 23.06.2011 по заявлению Буниной З.С. к администрации г. Екатеринбурга, МУГИСО о признании права на первоочередное получение в аренду земельного участка



Дело № 2-1555/2011

Мотивированное решение составлено 28.06.2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 июня 2011 г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе судьи А.Г. Кирюхина,

при секретаре О.С.Солдатовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Буниной З.С. к администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права на первоочередное получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Бунина З.С. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права на предоставление земельного участка. С учетом уточнений иска от 23.06.2011 просит: признать за Буниной З.С. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства; признать незаконным бездействие администрации г. Екатеринбург, выразившееся в не предоставлении Буниной З.С. любого сформированного земельного участка в аренду на срок 10 лет в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства; обязать Администрацию города Екатеринбурга в двухмесячный срок сформировать и предоставить Буниной З.С. любой сформированный земельный участок в аренду на срок 10 лет в первоочередном порядке (без проведения аукциона) для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование исковых требований истец указала, что является ***. В силу абзаца 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 предусмотрено, что инвалид для получения земельного участка должен обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими инвалидность.

В установленном порядке истец обратилась в администрацию г. Екатеринбург с заявлением от 21.03.2011 о предоставлении или земельного участка с кадастровым номером *** или любого сформированного земельного участка в аренду сроком на 10 лет в первоочередном порядке (без проведения аукциона) для индивидуального жилищного строительства. В своем заявлении Бунина З.С. просила не предлагать ей земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном Законом Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

На свое обращение Бунина З.С. получила из Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбург письмо от 07.04.2011, в котором в предоставлении участка с кадастровым номером *** отказано, и разъяснено право получить земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном Законом свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Истец считает, что администрация г. Екатеринбург не приняла решение (об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления) на ее обращение от 21.03.2011 по вопросу предоставления любого земельного участка в аренду сроком на 10 лет в первоочередном порядке. Истец считает данное бездействие незаконным и требует возложить на ответчика обязанность предоставления земельного участка.

Исковые требования в части права на предоставление земельного участка истец обосновывает следующим. В силу статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на предоставление в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Из позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года следует, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи и при заключении договора аренды торги не проводятся.

Истец основывает право на предоставление земельного участка в аренду в первоочередном порядке со ссылкой на: ч. 1 статьи 28, ч. 4 и 6 статьи 30, ч. 3 статьи 30.1. Земельного Кодекса Российской Федерации; абзац 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебное заседание Бунина З.С. не явилась о месте и времени разбирательства извещена. Представлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствии истца.

Представитель истца Пыцко М.О. доводы искового заявления поддержал в полном объеме. Уточнил, что Бунина З.С. не требует реализации положений статьи 54-7 Областного закона «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

Представитель ответчика администрации г. Екатеринбург Любезнова Ю.А. исковые требования не признала. Пояснила, что действительно в силу абзаца 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В указанной норме не определен порядок и процедура предоставления земельных участков инвалидам. В Свердловской области положения статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализованы через Областной закон от 07.07.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». В статье 54-7 Областного закона предусмотрена возможность предоставления инвалидам земельных участков в собственность. Администрация обязана руководствоваться областным законом и готова в установленном порядке предоставить Буниной З.С. земельный участок в собственность в установленном областным законом порядке с учетом очередности. Также представитель ответчика указала, что бездействия администрации г. Екатеринбург на заявление Буниной З.С. от 21.03.2011 не последовало. В письме от 07.04.2011 истцу разъяснен порядок получения земельного участка в собственность на основании областного закона от 07.07.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и таким образом разрешено заявление истца о предоставлении земельного участка. Считает, что возложение на администрацию г. Екатеринбург обязанности предоставить истцу в аренду земельного участка невозможно в силу того, что на территории Свердловской области порядок реализации права инвалидов на земельные участки реализован через Областной закон «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и истец вправе в установленном областным законом порядке получить земельный участок в собственность.

В судебном заседании установлено, что Бунина З.С. является *** (л.д. 9 – 11). Бунина З.С. обратилась в администрацию г. Екатеринбург с заявлением от 21.03.2011 о предоставлении или земельного участка с кадастровым номером *** или любого сформированного земельного участка в аренду сроком на 10 лет в первоочередном порядке (без проведения аукциона) для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12). На свое обращение Бунина З.С. получила из Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбург письмо от 07.04.2011, в котором в предоставлении участка с кадастровым номером *** отказано, и разъяснено право получить земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном Законом свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (л.д. 13).

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 301.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Из позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, следует, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи и при заключении договора аренды торги не проводятся.

На территории Свердловской области действует Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». В статье 54-7 Областного закона предусмотрена возможность предоставления земельных участков в собственность гражданам, которые относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, бесплатно в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства устанавливаются Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сторона ответчика также ссылается на Решение Екатеринбургской городской Думы от 27.04.2010 № 44/22 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Позиция стороны ответчика основана на том, что в Свердловской области порядок реализации льготы инвалидам, указанной в абзаце 14 статьи 17 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализован через Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и Решение Екатеринбургской городской Думы от 27.04.2010 № 44/22.

Из содержания Решения Екатеринбургской городской Думы от 27.04.2010 № 44/22 (п. 34) следует, что количество земельных участков, планируемых для предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, определяется исходя из объема индивидуального жилищного строительства на соответствующий год на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», независимо от формы собственности на землю в соответствии с положениями Генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года. При этом вопрос о количестве распределяемых земельных участков решается Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга.

Сторона истца свою правовую позицию основывает на том, что истец Бунина З.С. не требует предоставления земельного участка в собственность, а требует предоставление земельного участка в аренду. При этом правоотношения по предоставлению земельных участков в аренду не регулируются законом Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.04.2010 № 44/22.

Суд соглашается с мнением стороны истца Буниной З.С. о том, что правоотношения по предоставлению земельных участков в аренду инвалидам законодательством Свердловской области не урегулированы, поскольку названные представителем ответчика нормативные акты Свердловской области регулируют правоотношения по передаче земельных участков в собственность граждан. Применение указанных нормативных актов по аналогии также невозможно в силу однозначной позиции ответчика о возможности реализации льготы только в порядке предоставления земельного участка в собственность. Кроме того, законодательство не предусматривает возможность реализации социальных льгот по аналогии закона или права с учетом особенностей спорных отношений и адресного характера льгот.

Действующее федеральное законодательство (в частности Земельный Кодекс Российской Федерации (статьи 28, 30, 30.1.) и Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901) не ограничивает право инвалида на получение безвозмездно земельного участка только в собственность. Напротив, земельный участок может быть предоставлен гражданину-инвалиду и в аренду (статья 30.1. Земельного Кодекса Российской Федерации). На территории Свердловской области законодательно урегулирован только порядок предоставления земельных участков в собственность, а истец заранее в заявлении о предоставлении земельного участка указывала, что ей не требуется земельный участок в собственность (оборот л.д. 12). При этом инвалид свой отказ от земельного участка в аренду достаточно мотивировала тем, что не имеет финансовой возможности уплачивать подоходный налог за земельный участок и налог на имущество.

Суд считает несостоятельной ссылку стороны ответчика на то, что законодательство Свердловской области предусматривает повышенные гарантии для инвалидов, по сравнению с федеральным законом (статья 31 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Суд указывал выше, что федеральное законодательство не ограничивает инвалида в способе оформления земельных правоотношений (земельный участок может быть получении или в собственность или в аренду). Также федеральное земельное законодательство не предусматривает установление очереди на получение инвалидам земельных участков и их предоставление в зависимости от выделения квот органами местного самоуправления, как это указано в пунктах 5 и 34 и главе 4 Положения, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.04.2010 № 44/22.

Из документов, представленных ответчиком, следует, что правовой механизм предоставления земельных участков в собственность граждан на территории Свердловской области не позволяет в обозримом будущем реализовать льготы, установленные областным законодательством. Соответственно региональное законодательство не содержит эффективных мер для защиты прав и законных интересов Буниной З.С..

Отсутствие на федеральном уровне нормативных документов по определению порядка распределения земельных участков инвалидам не должно ограничивать в реализации гражданами Российской Федерации своих гражданских прав. В рассматриваемом случае имеется соответствующий федеральный закон, предусматривающий предоставление инвалиду социальной льгот, а Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 предусмотрен орган, в который для реализации льготы следует обращаться, и указано, что для реализации льготы достаточно заявления и документ, подтверждающий инвалидность.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Буниной З.С. о признании за ней права на первоочередное получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Суд также считает необходимым признать незаконным бездействие администрации г. Екатеринбург, выразившееся в не предоставлении Буниной З.С. любого сформированного земельного участка в аренду в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства. Из содержания ответа истцу от 07.04.2011 на ее обращение от 21.03.2011 (л.д. 13) следует, что заявление о предоставлении любого сформированного земельного участка в аренду в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства фактически не рассмотрено. Буниной З.С. земельный участок не предоставлен, работы по ее заявлению завершены с оформлением ответа от 07.04.2011. При этом Буниной З.С. также не отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального строительства, а только разъяснен механизм получения земельных участков в собственность, что заявитель не требовала. Из содержания заявления Буниной З.С. прямо следует, что ее не интересует механизм предоставления земельного участка в собственность (л.д. 12). Таким образом, в нарушении пункта 4 ч. 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» орган местного самоуправления не дал письменный ответ по существу поставленных в обращении гражданина вопросов. Фактически муниципальный орган уклонился от принятия решения по существу заявления Буниной З.С..

Суд считает возможным по обстоятельствам указанным выше удовлетворить исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности в двухмесячный срок сформировать и предоставить Буниной З.С. любой сформированный земельный участок в аренду в первоочередном порядке (без проведения аукциона) для индивидуального жилищного строительства. Суд не считает нужным ограничивать срок аренды земельного участка 10 годами, поскольку такого ограничения закон не содержит.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Буниной З.С. удовлетворить.

Признать за Буниной З.С. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Признать незаконным бездействие администрации г. Екатеринбург, выразившееся в не предоставлении Буниной З.С. любого сформированного земельного участка в аренду в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Администрацию города Екатеринбурга в двухмесячный срок сформировать и предоставить Буниной З.С. любой сформированный земельный участок в аренду в первоочередном порядке (без проведения аукциона) для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней с момента составления решения в окончательном виде.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья А.Г. Кирюхин