дело № 2-2096/2011 - решение от 20.07.2011 по заявлению Ху Х. о признании незаконным решения УФМС по Свердловской области



Дело № 2-2096/2011

Решение в окончательной форме принято 25.07.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 20 июля 2011 года

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Матвеевой Ю.В.,

при секретаре Прудниковой И.С.,

с участием представителя заявителя Ян Ю.Т., представителя Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области Свердловской области Топычкановой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ху Х. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области

установил:

Ху Х. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области (далее УФМС России по Свердловской области) от 11.04.2011 № 739, которым аннулировано выданное ей разрешение на временное проживание в Российской Федерации на основании подпунктов 4, 8 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Считает вынесенное решение незаконным и необоснованным, поскольку она имеет средства, обеспечивающие прожиточный минимум в Российской Федерации, в виде личных сбережений, ввезенных на территорию России, находящихся на счете в банке, о чем она уведомила Управление Федеральной миграционной службы России по Свердловской области при обращении по вопросу получения вида на жительство.

В судебном заседании представитель заявителя адвокат Ян Ю.Т., действующая на основании ордера от 20.07.2011 № 031, настаивала на удовлетворении требований, пояснила, что заключение не содержит информации о том, в чем выражается предоставление заявителем заведомо ложных сведений. Заявитель зарегистрирован в соответствие с нотариальным согласием собственника жилого дома по месту жительства, о чем имеется штамп в паспорте, в соответствие с которым им и было заполнено уведомление о подтверждении разрешения на временное проживание в графе адреса, кроме того, она встала на учет по месту пребывания, о чем свидетельствует уведомление о прибытии. Нарушений требований действующего законодательства в области миграции заявитель не допускала. Она имеет собственные сбережения в размере *** руб., что подтверждается справкой банка, поэтому обладает достаточными средствами в размере, позволяющем содержать себя не прибегая к помощи государства на уровне не ниже прожиточного минимума. Сотрудник Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области, производивший прием документов, не уведомил ее о необходимости представить дополнительные документы, дать объяснения по каким-либо вопросам. На основании изложенного, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области В.П.Топычканова, действующая на основании доверенности от 28.12.2010 (л.д.15), возражала против удовлетворения заявления, настаивая на том, что оспариваемое решение законно и обоснованно, поскольку заявитель, имея разрешение на временное проживание в Российской Федерации от 16.02.2009 сроком до 16.02.2012, не осуществляет трудовую деятельность, проживает на личные сбережения, в подтверждение чего представила справку ЗАО «***», согласно которой у заявителя в банке имеется счет, остаток денежных средств по которому на 11.03.2010 составлял *** руб., однако сведений о состоянии счета на момент подачи уведомления – 11.03.2011, в период с февраля 2009 по февраль 2011 заявителем не представлено. Таким образом, Управление Федеральной миграционной службы России по Свердловской области не располагает достоверной информацией о наличии у заявителя доходов в размере, позволяющем содержать себя, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом Свердловской области Российской Федерации. Кроме того, при проведении внеплановой выездной проверки по адресу г.Екатеринбург, ул.***, по которому заявитель зарегистрирован, этот же адрес им указан в качестве места проживания в уведомлении о подтверждении проживания в Российской Федерации, было установлено, что в действительности Ху Х. по этому адресу не проживает и никогда не проживала, в связи с чем сделан вывод о том, что заявитель сообщила заведомо ложные сведения о месте своего проживания.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствие с частью 1 статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статей 1, 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судом установлено, что заявителю гражданке *** Ху Х. на основании заключения УФМС России по Свердловской области № 26353 от 16.02.2009 выдано разрешение на временное проживание на территории Свердловской области на срок по 16.02.2012, которое аннулировано на основании решения УФМС России по Свердловской области от 11.04.2011 № 739, о чем заявитель уведомлен 07.07.2011 (л.д.7, 36-37).

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ) решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.

Ху Х. обратилась в суд с соблюдением установленного законом срока с заявлением об обжаловании решения УФМС России по Свердловской области от 11.04.2011 № 739 (л.д.10).

Согласно оспариваемому решению заявитель в соответствие с пунктом 2 статьи 31 названного закона, обязана выехать из Российской Федерации в течение 15 дней.

Как следует из заключения, утвержденного заместителем начальника УФМС России по Свердловской области подполковником внутренне службы А. 11.04.2011, соответствующего ему уведомления (л.д.7, 36-37), основанием для принятия оспариваемого решения послужили факты нарушения заявителем требований подпунктов 4, 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

Проверив законность, обоснованность оспариваемого решения, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушении заявителем указанных норм закона, несоответствии выводов должностных лиц УФМС России по Свердловской области фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, отмене.

В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ решение об отказе в выдаче иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание принимается при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п.1-8,10,11,13 и 14 пункта 1 настоящей статьи.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ устанавливает, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы, либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

УФМС России по Свердловской области в обоснование факта нарушения данных требований закона указывает на то обстоятельство что заявитель зарегистрирован на территории Российской Федерации по адресу г.Екатеринбург, ул. ***, что подтверждено штампом в ее паспорте (л.д.21), усматривается из уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина, в котором заявителем указан данный адрес места проживания (л.д.30). Однако по данному адресу заявитель фактически не проживает, что по существу заявителем не отрицается, а кроме того, подтверждается рапортом инспектора отдела УФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Б., распоряжением начальника отдела УФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга от 09.03.2011 № 195 о проведении внеплановой выездной проверки, объяснения Г., из которых следует, что в результате проведенной проверки по указанному адресу и опроса проживающих лиц установлено, что заявитель в доме по ул. *** не проживала и не проживает (л.д.32-35).

Однако УФМС России по Свердловской области не учтено, что согласие собственника жилого дома, находящегося по указанному адресу, В., на проживание и регистрацию заявителя имеется, что подтверждено выпиской из реестра нотариальных действий (л.д.23), что представителем ответчика не оспаривалось.

Кроме того, заявитель имеет иной адрес места пребывания - г.Екатеринбург, ул.*** о чем УФМС России по Свердловской области был надлежаще уведомлен заявителем (л.д.26).

С учетом изложенного основания для вывода о том, что заявитель представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения, - отсутствуют. При установленных обстоятельствах сам по себе факт не проживания по адресу регистрации иностранного гражданина не свидетельствует о сообщения о себе заведомо ложных сведений, учитывая положения действующего законодательства, согласно которым иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" - далее Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (части 1,2 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Законодателем определено, что место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства. Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (пункты 3-6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ)

Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного ч.2 настоящей статьи (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (части 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (части 1, 2 статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Подпункт 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ устанавливает, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина: размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; обучающегося по очной форме обучения в среднем специальном учебном заведении Российской Федерации; студента или аспиранта очной формы обучения в высшем учебном заведении Российской Федерации; пенсионера или инвалида; относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Приходя к выводу о нарушении данных положений закона, УФМС России по Свердловской области указало, что согласно уведомлению с февраля 2009 по 11.03.2011 заявитель не осуществляла трудовую деятельность, проживала на собственные сбережения, что собственно подтвердил представитель заявителя в судебном заседании, пояснив, что денежные средства ввезены заявителем на территорию Российской Федерации из ***. Должностные лица УФМС России по Свердловской области полагали, что заявитель не представил документов, подтверждающих у заявителя наличия доходов в указанный период, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи к государства на уровне прожиточного минимума, установленного законом Свердловской области.

Согласиться с правильностью и обоснованностью данных выводов нельзя, поскольку они не соответствуют положениям закона, из смысла которого следует, что иностранный гражданин вправе либо представить сведения о доходах, полученных от трудовой деятельности, осуществляемой на территории России, в этом случае в подтверждающем документе должен быть указан источник доходов, период, за который он получен и размер. Либо, по выбору иностранного гражданина, подтвердить факт наличия у него денежных средств в требуемом размере без указания источника их получения. Что и было сделано заявителем, предоставившим справку банка, подтверждающую у заявителя наличие денежной суммы в требуемом размере на счете в банке, открытом на ее имя.

Довод заинтересованного лица о том, что такая справка должна отражать период и источник поступления денежных средств ошибочен, на законе не основан, противоречит законодательству о банках и банковской деятельности. Также, заинтересованным лицом не учтены положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации. УФМС России по Свердловской области вправе был потребовать подтверждения ввоза на территорию России указанной в справке денежной суммы, поскольку заявитель указывает на данный факт, а также дополнительные документы в подтверждение периода зачисления данной суммы на счет в банке, движений по счету. Однако в нарушение требований пункта 45 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС от 29.02.2008 № 40 на недостатки представленных документов заявителю не было указано, также не было предложено их устранить, на что указывает заявитель и не оспорено, не опровергнуто заинтересованным лицом.

Как установлено судом на основании объяснений представителя заявителя и не оспорено УФМС России по Свердловской области, заявитель не обращалась за помощью к государству Российская Федерация, что является определяющим в оценке уровня имеющихся у него средств к существованию. УФМС России по Свердловской области не оспорено, что имевшаяся согласно справкам банка на счете заявителя по состоянию на 11.03.2010 денежная сумма в размере *** руб. (л.д.31), по состоянию на 14.03.2011 сумма в размере *** руб. (л.д.20), достаточна и позволяет содержать себя не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, учитывая, что на 1 квартал 2011 Постановлением Правительства Свердловской области прожиточный минимум установлен в размере *** руб.

На основании изложенного, суд считает заявление Ху Х. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На Управление Федеральной миграционной службы России по Свердловской области согласно ч3 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается обязанность сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Ху Х. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области от 11.04.2011 № 739 об аннулировании гражданке *** Ху Х. разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья Ю.В.Матвеева