Дело № 2-1739/2011 Мотивированное решение составлено 18 июля 2011 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 июля 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глебовой И.Г., при секретаре Михалициной Л.Э., с участием истца Макаринова П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаринова П.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Екатеринбурга Свердловской области о включении периода работы в стаж, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии УСТАНОВИЛ: Макаринов обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии. Затем дополнил иск требованием о включении периода работы в качестве *** в МП "А." с 16.01.1981 по 25.05.1990 и по совместительству *** в стаж для начисления досрочной трудовой пенсии. В судебном заседании Макаринов исковые требования поддержал, указал, что 29.06.2009 обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии как ***. В назначении пенсии было отказано. В справке *** подтвержден факт моей работы в качестве *** в течение 9 лет 4 месяцев 15 дней. Согласно приказам выполнял работу в должности ***. Так же в справке указано, что данная работа дает право на льготное пенсионное обеспечение. В летние периоды выполнял работу, которая должна засчитываться как льготная, дающая право на досрочную пенсию, потому что ***. В *** сказали, что ни инструкций, ни приказов нет. Периоды работы с 20.11.1978 по 01.09.1979 в качестве *** 9 мес. 12 дней, с 28.03.1980 по 25.04.1980 в качестве *** – 28 дней, с 22.09.1980 по 14.01.1981 в качестве *** – 3 мес. 23 дня, также не засчитали в стаж. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 93), ранее представитель Хмелинина В.Ф., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что Макаринов обратился в Управление ПФР 10.06.2009 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Управлением ПФР рассмотрено заявление и вынесено решение от 14.08.2009 № 6/299 об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием стажа работы на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение пенсии. В настоящее время с учетом достижения возраста 57 лет истцу необходимо стажа на соответствующих видах работ не менее 7 лет 6 месяцев. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 назначается мужчинам достигшим возраста 55 лет и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В случае, если указанные лица проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую законом продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия по старости им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Профессия «***» включена в перечень профессий Списка № 2 в раздел XXXIII «Общие профессии», так же включена позиция ***, в том числе ***. Работа в данной профессии дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, но при соблюдении условий, а именно: работа в ***. Для досрочного назначения трудовой пенсии необходимо соблюдение трех указанных условий. Согласно данным трудовой книжки Макаринов имеет страховой стаж более 25 лет и стаж работы с 16.01.1981 по 31.05.1990 в качестве *** - 9 лет 4 месяца 15 дней. Макаринов был принят *** с 16.01.1981; 01.06.1990 переведен *** и уволен 08.05.1991. Уточняющая справка от 10.06.2009 *** содержит сведения о периодах работы Макаринова в *** в качестве ***, в том числе с занятостью работой *** с 16.01.1981 по 01.06.1983; с 05.09.1983 по 01.06.1984: с 10.09.1984 по 01.06.1985; с 01.10.1985 по 01.06.1986; с 15.09.1986 по 01.06.1987: с 14.09.1987 по 01.06.1989; с 01.10.1989 по 31.05.1990. *** работала сезонно. Сезон работы *** зависел от погодных условий. Также в данной справке отдельно указаны периоды отопительных сезонов, которые совпадают с указанными в данной справке периодами работы Макаринова в особых условиях труда. По уточняющей справке суммарная продолжительность специального стажа у Макаринова составляет 07 лет 07 месяцев 11 дней. Кроме того, была проведена проверка документов на предприятии. В представленных к проверке приказах имеются сведения о работе истца в спорные периоды, но они не отражают в полной мере характер выполняемых работ, не содержат точных данных о продолжительности отопительного сезона в конкретный период работы Макаринова. Таким образом, в стаж на соответствующих видах работ Макаринова правомерно зачтены периоды работы в ***: с 16.01.1981 по 13.05.1981 - 3 месяца 28 дней; с 01.10.1981 по 13.05.1982 - 7 месяцев 13 дней; с 15.09.1982 по 25.05.1983 - 8 месяцев 11 дней; с 05.09.1983 по 23.05.1984 - 8 месяцев 19 дней; с 10.09.1984 по 20.05.1985 - 8 месяцев 11 дней; с 01.10.1985 по 07.05.1986 - 7 месяцев 7 дней; с 15.09.1986 по 17.04.1987 - 7 месяцев 3 дня; с 14.09.1987 по 28.04.1988 - 7 месяцев 15 дней; с 15.09.1988 по 18.05.1989 - 8 месяцев 4 дня. Стаж Макаринова на момент обращения за назначением пенсии составляет 5 лет 06 месяцев 21 день, что менее требуемого законом с учетом возраста 57 лет. Истцу постоянно проводилась доплата в течение всего года, но за что она была начислено из документов не видно. О работе *** в летний период сведений нет. В штатном расписании есть *** и ***, *** и *** нет. Управлением ПФР были рассмотрены и другие периоды его работы в особых условиях труда, что отражено в решении об отказе в установлении пенсии от 14.08.2009 № 6/299. Поскольку истцом не доказана в установленном порядке работа в особых условиях труда, которая, согласно Списку № 2, дает право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях, действия Управления ПФР являются правомерными и не нарушают конституционное право Макаринова на пенсионное обеспечение, а заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. *** указало, что в рассматриваемый период 1989 и 1990 годы по профессиям рабочих, для которых действующими ЕТКС были предусмотрены характеристики работ, производственные (рабочие) инструкции не разрабатывались. Профессия *** предусматривалась в выпусках ЕТКС до 1985 года. В ЕТКС, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС №31/3-30 от 31.01.1985 профессия *** изменена на ***. Этим ЕТКС предусмотрена и профессия ***. Макаринову П.И предприятием была выдана уточняющая справка, подтверждающая стаж на соответствующих видах работ. Основанием для выдачи данной справки являются приказы по предприятию, по личному составу и штатное расписание. УПФР Железнодорожного района г. Екатеринбурга была инициирована документальная проверка, по результатам которой было выявлено, что на момент обращения Макаринова в Пенсионный фонд стажа на соответствующих видах работ у него не достаточно. Заслушав истца, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему. В судебном заседании установлено, что 14.08.2009 комиссия ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области отказала Макаринову П.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого законом стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев (л.д.9-17). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначается мужчинам достигшим возраста 55 лет и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую законом продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия по старости им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете стажа работа, осуществлявшаяся до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе пенсионного страхования в Российской Федерации, подлежит подтверждению документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Согласно пункту 2 статьи 13 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете стажа работа, осуществлявшаяся после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с пунктом З статьи 13 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Нормами Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правил № 781 и Правил № 516 для досрочного назначения трудовой пенсии за работу в особых условиях предусмотрено обязательное письменное подтверждение такой работы архивными справками на основании первичных документов предприятия - работодателя. В случае совмещения профессий вопрос о зачете таких периодов в стаж соответствующих видов работ решается в соответствии с пунктом 6 Разъяснения от 22.05.1996 №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденное постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, согласно которому при выполнении работ, предусмотренных Списками, и обычных работ, в стаж соответствующих видов работ засчитываются работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, в том случае, если их выполнение составляет не менее 80 процентов рабочего времени, установленного трудовым законодательством. Для решения вопроса о возможности включения периодов совмещения профессий в стаж соответствующих видов работ требуется дополнительный документ, предоставляемый работодателем — расчет занятости работника в особых условиях труда в соответствующий период работы. Профессия «***» включена в перечень профессий Списка № 2 в раздел XXXIII «Общие профессии» (позиция ***). Работа в данной профессии дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, но при соблюдении условий, предусмотренных кодом позиции ***, а именно: работа в ***. Согласно данным трудовой книжки Макаринов П.И. имеет страховой стаж более 25 лет и стаж работы с 16.01.1981 по 31.05.1990 в качестве *** - 9 лет 4 месяца 15 дней, что соответствует Списку № 2 от 26.01.1991, в котором в раздел 33 «Общие профессии» включена позиция ***. Из трудовой книжки Макаринова видно, что он был принят *** 16.01.1981; 01.06.1990 переведен *** и уволен 08.05.1991(л.д. 26-41). Уточняющая справка от 10.06.2009 № 2364 *** (л.д. 19) содержит сведения о периодах работы Макаринова П.И. в *** в качестве ***, в том числе с занятостью работой *** с 16.01.1981 по 01.06.1983; с 05.09.1983 по 01.06.1984; с 10.09.1984 по 01.06.1985; с 01.10.1985 по 01.06.1986; с 15.09.1986 по 01.06.1987: с 14.09.1987 по 01.06.1989; с 01.10.1989 по 31.05.1990. *** работала сезонно. Сезон работы *** зависел от погодных условий. Также в данной справке отдельно указаны периоды отопительных сезонов, которые совпадают с указанными в данной справке периодами работы Макаринова в особых условиях труда. Суммарная продолжительность специального стажа по данной справке составляет 07 лет 07 месяцев 11 дней. Указанная уточняющая справка вызвала сомнение у ответчика, в связи с чем была проведена документальная проверка, при которой выявлено, что в наличии у администрации *** имеется только часть приказов, указанных в основании выдачи уточняющей справки от 10.06.2009 №2364, а именно: № 241-к от 19.09.1983, № 134-к от 114.06.1984, № 250-к от 03.10.1984, № 345 от 23.10.1985, № 271 от 24.09.1986, № 252 от 01.10.1987, № 189 от 01.06.1989, № 356 от 04.10.198г. Все эти приказы являются приказами по личному составу. К проверке также представлены: личная карточка Т-2, лицевые счета с 1981 по 1990 годы, штатные расписания с 1981 по 1990 годы, а также приказы по предприятию в целом. В представленных к проверке приказах имеются сведения о работе Макаринова П.И. в спорные периоды, но они не отражают в полной мере характер работ, выполняемых Макариновым, и не содержат точных данных о продолжительности отопительного сезона в конкретный период работы Макаринова. По результатам проверки был составлен акт № 27 от 29.07.2009 (л.д. 63-65). По результатам проверки *** выдал новую уточняющую справку (л.д. 67-68), где указало, что Макаринов П.И. работал в *** в качестве ***, в том числе был занят *** с 16.01.1981 по 31.05.1990. *** работала сезонно. Сезон работы *** зависел от погодных условий. Топливом служил уголь. Периоды сезонов: с 16.01.1981. по 13.05.1981; с 01.10.1981 по 13.05.1982; с 05.09.1982. по 25.05.1983; с 05.09.1983 по 23.05.1984; с 10.09.1984. по 20.05.1985; с 01.10.1985. по 07.05.1986; с 15.09.1986 по 17.04.1987; с 14.09.1987 по 28.04.1988; с 01.10.1988 по 18.05.1989; с 01.09.1989. по 25.04.1990. Данная уточняющая справка выдана на основании документов, которые были осмотрены в ходе проверки, но отопительные сезоны 1982-1983 и 1988-1989 годов указаны неверно. Даты начала данных сезонов определены администрацией предприятия как 05.09.1982 и 01.10.1988. В то время как согласно пункту 45 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, в случае, если в представленном документе о периодах работы не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца. Поэтому датами начала отопительных сезонов 1982-1983 и 1988-1989 годов следует считать 15.09.1982 и 15.09.1988. Управлением ПФР правомерно учтено, что данными о доплате, которая указана в лицевых счетах за весь период работы Макаринова, руководствоваться для подтверждения его работы в особых условиях труда нельзя, так как доплата, указанная в лицевых счетах начислялась ему ежемесячно за весь период работы (как в холодное, так и в теплое время года), в то время как в приказах по личному составу имеются сведения о том, что доплата именно за совмещение работы *** начислялась Макаринову только на периоды отопительных сезонов, кроме того, суммы производимой доплаты в лицевых счетах никак не расшифрованы, пометок о том, за какой вид (или виды) работ Макаринову постоянно производилась данная доплата в лицевых счетах не имеется. Идентифицировать данную доплату с доплатой за совмещение работы ***, с целью подтверждения продолжительности периодов отопительных сезонов, не представилось возможным. Согласно акту проверки Макаринов в период отопительного сезона 1989-1990 годов совмещал работу *** и работу ***, что подтверждается приказом № 356 от 04.10.1989 о доплате Макаринову в связи с началом отопительного сезона с 01.09.1989 за совмещение работы ***. Профессия «***» Списками № 1 и № 2 не предусмотрена. Расчет занятости в особых условиях труда Макаринова в данный период его работы не представлен. Из письма *** от 17.09.2009 № 4938 следует, что предоставить расчет занятости *** Макаринова на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии за период с 01.09.1989 по 25.04.1990 по причине давности и истечения сроков хранения табелей рабочего времени невозможно (л.д. 70). Между тем при проверке отказа в назначении пенсии Макаринову ГУ –отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (л.д.83) указано, что период работы с 01.09.1989 по 25.04.1990 *** с доплатой за совмещение работы *** подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ на основании постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.12.183 № 308/25-67, в соответствии с которым за работниками, пользовавшимися правом на льготное пенсионное обеспечение, объем работы которых увеличивался в связи с совмещением профессий (должностей) и расширением зон обслуживания, сохраняется это право на весь период, в течение которого им производились доплаты за выполнение работ по совмещаемым профессиям и должностям. Таким образом, в стаж на соответствующих видах работ Макаринову правомерно зачтены следующие периоды его работы в *** с 16.01.1981 по 13.05.1981 - 3 месяца 28 дней; с 01.10.1981 по 13.05.1982 - 7 месяцев 13 дней; с 15.09.1982 по 25.05.1983 - 8 месяцев 11 дней; с 05.09.1983 по 23.05.1984 - 8 месяцев 19 дней; с 10.09.1984 по 20.05.1985 - 8 месяцев 11 дней; с 01.10.1985 по 07.05.1986 - 7 месяцев 7 дней; с 15.09.1986 по 17.04.1987 - 7 месяцев 3 дня; с 14.09.1987 по 28.04.1988г. - 7 месяцев 15 дней; с 15.09.1988 по 18.05.1989 - 8 месяцев 4 дня. Дополнительно подлежит включению стаж период работы с 01.09.1989 по 25.04.1990 ***, что составляет 07 мес. 24 дня, итого стаж на соответствующих видах работ у Макаринова на момент обращения за назначением пенсии составляет 06 лет 02 мес.15 дней (05 лет 06 месяцев 21 день + 07 мес. 24 дня), что менее требуемого законом с учетом возраста 57 лет 7 лет и 6 мес. Доводы ответчика о том, что данное разъяснение не распространяется на истца, суд находит несостоятельными, так как он действовало в период работы истца на данной должности. Управлением ПФР были рассмотрены и другие периоды его работы в особых условиях труда, что отражено в решении об отказе в установлении пенсии от 14.08.2009 № 6/299. Периоды работы Макаринова с 20.11.1978 по 01.09.1979 в качестве *** - 9 месяцев 12 дней; с 28.03.1980 по 25.04.1980 в качестве *** - 28 дней; с 22.09.1980 по 14.01.1981 в качестве *** - 3 месяца 23 дня не зачтены в стаж на соответствующих видах работ, так как Макариновым П.И. не представлены соответствующие документы, подтверждающие особый характер этих работ. На запросы ответчика необходимых документов представлено не было (л.д. 71-82). Истцом требования о включении в стаж на соответствующих видах работ указанных периодов не заявлено. Судом рассматривается дело в рамках заявленных требований. Таким образом, суд считает, что в ходе судебного заседания не нашли подтверждения доводы истца о том, что на 10.06.2009 он имел право на назначение досрочной трудовой пенсии. По достижении возраста 58 лет Макаринов П.И. имел бы право на назначение досрочной трудовой пенсии, если бы у него был стаж на соответствующих видах работ 06 лет 03 мес. согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: в удовлетворении исковых требований Макаринова П.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Екатеринбурга Свердловской области о включении периода работы в стаж, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии с 29.06.2009, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья И.Г.Глебова