дело № 2-2022/2011 - решение от 01.08.2011 по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о возложении обязанности



Дело № 2-2022/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 августа 2011 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Спиридоновой Н.А.

при секретаре Иконниковой М.И.

с участием старшего помощника прокурора Баранской М.В., представителя ответчика Вороновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга о возложении обязанности ликвидировать свалку,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Железнодорожного района г.Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга о возложении обязанности ликвидировать свалку на территории земельного участка в г. Екатеринбурге п. Семь Ключей,, граничащего с территорией ГБУЗ СО «***» (угол ул. ***).

В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга, установлено, что в указанном выше месте организовано несанкционированное размещение отходов различного вида. Размещение отходов на территории, для этих целей не предназначенной, является нарушением требований Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является обязанностью органов местного самоуправления в силу положений Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования «город Екатеринбург». Поскольку в соответствии с п. 1.4.3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории МО «город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 23 апреля 2002 года № 19/4, организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возложена на администрации районов в городе, а несанкционированное размещение отходов выявлено на территории Железнодорожного района г. Екатеринбурга, обязанность по его ликвидации прокурор просил возложить на ответчика.

В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Баранская М.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что на момент рассмотрения дела несанкционированное размещение отходов не ликвидировано.

Действующая по доверенности представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга Воронова А.В. иск не признала, указав на то, что свалка ликвидирована.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании на основании акта обследования, составленного специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе города Екатеринбурга» (копия на л.д. 9), заявления жителя Зориной Е.А., установлено, что в Железнодорожном административном районе г. Екатеринбурга на углу улиц *** имеется несанкционированная свалка крупногабаритного мусора (ветки и строительный мусор).

Указанные документы (акт обследования территории, письмо) у суда сомнений не вызывают, никем не оспорены и не опорочены.

Ответчиком не отрицалось, что указанная территория относится к землям общего пользования МО «город Екатеринбург».

Пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимает не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Статья 8 Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года закрепляет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено и ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года (с дополнениями и изменениями) установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу подпункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа (Законом Свердловской области 12 октября 2004 года № 95-ОЗ муниципальное образование город Екатеринбург наделен статусом городского округа) относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение закреплено и в ч. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06. июня 1998 года.

Решением Екатеринбургской городской Думы № 19/4 от 23 апреля 2002 года утверждены «Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования «город Екатеринбург», согласно пунктам 1.4.3 и 1.4.4 которых организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается на администрации районов в городе, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков, зданий и сооружений; администрации районов в городе определяют границы и организуют деятельность юридических и физических лиц по содержанию территорий, если иное не установлено правовыми или иными нормативными актами органов местного самоуправления муниципального образования «Город Екатеринбург».

Из анализа вышеперечисленных норм следует, что обязанность по выполнению экологических и санитарно-эпидемиологических требований по содержанию земель общего пользования на территории Железнодорожного района муниципального образования «город Екатеринбург» возложена на администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

Организация на территории Железнодорожного района г. Екатеринбурга (в районе улиц Камской и Байдукова) несанкционированной свалки свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком обязанностей по поддержанию земель общего пользования в соответствии с требованиями экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а потому требование прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, с учетом положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о праве прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как свалка на момент рассмотрения спора ликвидирована, суд во внимание не принимает, так как достоверных доказательств этому суду не представлено. Справку о стоимости выполненных работ и затрат, а также акты о приемке выполненных работ, суд в качестве таких доказательств не принимает, так как акт обследования, которым выявлено наличие мусора, составлен 10 июня 2011 года, в то время как акты выполненных работ датированы 27 мая 2011 года, что свидетельствует о том, что по состоянию на 10 июня 2011 года убран не весь мусор, что также подтверждается записью в акте, согласно которой на момент обследования свалка мусора частично ликвидирована, бытовой мусор отсутствует.

Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга о возложении обязанности ликвидировать свалку удовлетворить.

Возложить на Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга обязанность в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в г. Екатеринбурге в п. Семь ключей на углу улиц Байдукова и Камской.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента принятия его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья Н.А. Спиридонова