дело № 2-1892/2011 - решение от 16.08.2011 по иску Чернецова Ю.Г. к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург о возложении обязанности



Гражданское дело № 2-1892/2011

Мотивированное решение составлено 22.08.2011

РЕШ Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2011 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи А.Г. Кирюхина,

при секретаре О.С. Солдатовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернецова Ю.Г. к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Чернецов Ю.Г. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург о возложении обязанности постановки истца и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

24.12.2010 истец обратился с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 21.01.2011 истцу в постановке на учет отказано в связи с тем, что истец не представил необходимые документы. Отказ в постановке на очередь истец считает незаконным, поскольку все необходимые документы не представил.

В судебном заседании Чернецов Ю.Г. исковые требования поддержал. Указал, что 24.12.2010 обратился в администрацию района с заявлением о постановке на учет и представил все необходимые документы. Истцом не были представлены справки 2-НДФЛ на *** Чернецову Т.В., <...>. Истец на заявление ответчика о пропуске срока на обращение в суд просит восстановить срок. Считает, что срок на обращение в суд пропущен по уважительной причине, поскольку с оформлением документов для обращения в суд истца задержал представитель, который готовил документы.

Представитель ответчика Воронова А.В. возражает против удовлетворения иска. Просит отказать в иске в связи с истечением трехмесячного срока для оспаривания действия должностного лица. Также указала, что истцом не представлен необходимый для постановки на учет перечень документов.

Третьи лица Чернецова Т.В., Чернецов М.Ю., Чернецов А.Ю. о месте и времени судебного разбирательства извещены.

В судебном заседании установлено, что 24.12.2010 истец обратился с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 38 - 92). Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 21.01.2011 истцу в постановке на учет отказано в связи с тем, что истец не представил необходимые документы (л.д. 12, 13).

Фактически истец оспаривает законность Распоряжения главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 21.01.2011

Согласно части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Аналогичный срок закреплен и частью первой статьи 5 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Чернецовым Ю.Г. срок обжалования действия органа местного самоуправления пропущен значительно.

Заявление Чернецова Ю.Г. о восстановлении срока для обжалования действий муниципального органа не может быть удовлетворено. Истец получил Распоряжение в январе 2011, что не оспаривалось им в судебном заседании, и сразу обратился за юридической помощью в оспаривании действий муниципального органа. Только нерасторопность в получении юридической помощи привела к пропуску срока для оспаривания действий муниципального органа. В таком случае суд не может признать пропуск срока уважительным.

При наличии Распоряжения главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург от 21.01.2011 об отказе в постановки Чернецова Ю.Г. и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд не вправе самостоятельно решить вопрос о возложении на администрацию района обязанности постановки на учет.

Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма регулируется нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Лицам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения на условиях социального найма предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям и в порядке, определенном федеральным и региональным законодательством. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть приняты малоимущие и иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок признания граждан малоимущими, а также порядок ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях урегулирован Законами Свердловской области от 22 июля 2005 года № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» и от 22 июля 2005 года № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», а иных категорий граждан - Законом Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования».

На территории Свердловской области полномочия по ведению учета категорий граждан, определенных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации с 1 апреля текущего года возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.

В силу Постановления Главы Екатеринбурга от 26 июня 2006 года № 568 «Об организации работы по признанию граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «город Екатеринбург», Постановления Главы Екатеринбурга от 26 июня 2006 года № 569 «О мерах по организации ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и Постановления Главы Екатеринбурга от 31 марта 2010 года № 1555 «О мерах по организации ведения учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» учет малоимущих и иных категорий граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется администрациями районов города Екатеринбурга по месту жительства гражданина.

Таким образом, вопрос о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий находится в исключительной компетенции органа местно самоуправления (в рассматриваемом случае администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург). Орган местного самоуправления отрицательно решил вопрос о постановке семьи Чернецова Ю.Г. на учет, и суд не вправе возложить на такой орган обязанность повторно решить вопрос о постановке граждан на учет без отмены ранее вынесенного Распоряжения от 21.01.2011.

При таких обстоятельствах при наличии Распоряжения от 21.01.2011, которое на момент рассмотрения дела имеет законную силу, суд не вправе вторгаться в компетенцию органов местного самоуправления и возлагать на такой орган обязанность исполнять федеральное, региональное и местное законодательство. По мнению суда, истец неправильно избрал способ защиты нарушенного интереса, поскольку в данном споре необходимо было оспаривать законность Распоряжения от 21.01.2011.

Суд при наличии указанных выше обстоятельств не проверяет правомерность отказа в постановке на учет граждан и отказывает истцу в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении иска Чернецова Ю.Г. к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург о возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования

Судья А.Г. Кирюхин