Дело № 2-2172/2011 В окончательной форме решение суда изготовлено 06.09.2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 01 сентября 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В. при секретаре Прудниковой И.С. с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Баранской М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, установил: прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на придомовой территории и контейнерной площадке возле домов № *** и № *** по ул. *** в г. Екатеринбурге. В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга, установлен факт организации несанкционированного размещения мусора на придомовой территории в районе жилых домов, находящихся по адресу: г. Екатеринбург, ул. *** Рядом с контейнерной площадкой у дома № *** по ул. ***, наблюдается незначительное скопление крупногабаритного мусора, водонепроницаемое основание отсутствует. На территории детской площадки по адресу: г. Екатеринбург, ул. ***, мусор не убран, что подтверждено актом от 28.04.2011 специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга. Данная территория обслуживается ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района». Размещение отходов на территории, для этих целей не предназначенной, является нарушением требований Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в силу положений Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления». Поскольку в соответствии с пунктом 3.1.2., 3.1.3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории МО «город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 23 апреля 2002 года № 19/4, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане – владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружения и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно - эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить регулярную уборку закрепленной за ними территории и обеспечить своевременный вывоз отходов, а т.к. несанкционированное размещение отходов выявлено на территории, которая обслуживается ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района», обязанность по ликвидации несанкционированной свалки прокурор просит возложить на ответчика. В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Баранская М.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что ко дню судебного разбирательства указанная свалка мусора не ликвидирована. Ответчик ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом (л.д.19), о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении не заявляли. С учетом положений статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства, против чего старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга не возражает. Заслушав пояснения старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации. Статья 8 Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года закрепляет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Решением Екатеринбургской городской Думы № 19/4 от 23 апреля 2002 года утверждены «Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования «город Екатеринбург», согласно пунктам 3.1.2, 3.1.3 которых должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить: - своевременный вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, металлолома, тары и других загрязнителей, не допуская сжигания горючих остатков во дворах, на территории жилых кварталов, строительных площадок и на уличной территории, а также заключение договоров на вывоз ТБО, КГМ и других видов мусора со специализированными предприятиями, имеющими лицензию на их вывоз, утилизацию и обезвреживание; - регулярную уборку закрепленной за ними уличной, дворовой, внутриквартальной и другой территории, мест общего пользования жилых и общественных зданий и сооружений, очистку территории от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений. Совокупность приведенных правовых норм подтверждает обоснованность исковых требований, предъявленных прокурором к ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района», поскольку из их системного анализа следует, что обязанность по обеспечению исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований по содержанию придомовой территории и контейнерной площадке возле домов *** и *** по *** в г. Екатеринбурге возложена на ответчика по настоящему делу, однако надлежаще им не выполняется, что подтверждено жалобой Б., проживающей в доме по адресу г. Екатеринбург, ул. ***, адресованного прокурору Железнодорожного района г. Екатеринбурга 14.04.2011, актом обследования от 28.04.2011, составленным специалистом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе города Екатеринбурга» Н.., с участием инженера ПТО ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» Ш., инженера ООО «***» Л., техника-смотрителя ЖЭУ № *** В. из которого следует, что на придомовой территории и контейнерной площадке возле домов № *** и *** по ул. *** в г. Екатеринбурге имеется несанкционированная свалка мусора. Указанные доказательства не опровергнуты, сомнений в достоверности не вызывают и подтверждают факт наличия несанкционированной свалки, которая могла и должна была быть обнаружена ответчиком самостоятельно при надлежащем осуществлении его уставной деятельности. Доказательств того, что указанная территория, на которой организована свалка, не обслуживается ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района», ответчиком согласно требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. Копия искового заявления и приложенные к нему документы, в том числе, копия указанного акта, вручены ответчику согласно расписке 21.07.2011. Однако, как следует из пояснений старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга и письменных материалов дела, ответчик продолжает противоправно бездействовать, поскольку никаких мер для организации ликвидации данной свалки не принял. Таким образом, судом установлено, что несанкционированная свалка существует длительное время и до настоящего времени не ликвидирована, что нарушает права жителей района на благоприятную среду обитания. Ответчик обязанность по поддержанию земель общего пользования в соответствии с требованиями экологических и санитарно-эпидемиологических требований не выполняет. Следовательно, исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, с учетом положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, - суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, находя его достаточным и учитывая что об ином сроке ответчик не ходатайствовал. В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований, то есть в размере *** руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона. Руководствуясь статьями 194-199, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить. Возложить на ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную на придомовой территории и контейнерной площадке возле домов № *** и № *** по ул. *** в г. Екатеринбурге. Взыскать с ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» в доход бюджета государственную пошлину в сумме *** рублей. Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения подать в суд, вынесший решение, заявление об отмене заочного решения. Одновременно должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья Ю.В.Матвеева