Дело № 2-1914/2011 Решение в окончательной форме принято 23.09.2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 сентября 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В., при секретаре Прудниковой И.С., с участием помощника Свердловского транспортного прокурора Мадиевой Ю.А., представителя ответчика Кетеля А.С., представителя третьего лица Екатеринбургского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Свердловской железной дороге Зудовой С.Н., представителя третьего лица отдела государственного пожарного надзора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Управления ГПН Главного Управления МЧС России по Свердловской области – Исаева И.О., представителей третьего лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Ространснадзора – Чернышева С.В., Миловидова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Дирекции железнодорожных вокзалов» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Свердловский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц,обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Дирекция железнодорожных вокзалов» о возложении обязанности. В обоснование заявленных исковых требований (с учетом произведенного уточнения - т.1 л.д.135-142) указал, что Свердловской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Управления ГПН Главного Управления МЧС России по Свердловской области, Екатеринбургского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Свердловской железной дороге, Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Ространснадзора проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что при эксплуатации здания вокзального комплекса железнодорожного вокзала *** - подразделении Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексу - здание вокзала), допущены нарушения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123 - ФЗ от 22.07.2008, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ 01-03), требований Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (далее - ППБО 109- 92), требований Правил устройства электроустановок № 242 (далее — ПУЭ), «Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденного приказом МЧС России № 315 от 18.06.2003 (далее — НПБ 110-03), требований строительных норм и правил № 21-01-97 (далее - СниП 21-07-97), требований строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий" (далее — СНиП 2.04.01-85), требований строительных норм и правил "Общественные здания и сооружения" (далее — СНиП 2.08.02-89*). Так, выявлены следующие нарушения. По зданию расширения вокзала (пристрой): В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 п.9., СНиП 21-01-97 автоматическая установка пожарной сигнализации не принята в эксплуатацию в объеме требований норм и правил. Не представлен акт приемки в эксплуатацию. При замене старого оборудования на новое не корректируется ранее выпущенная проектная документация. По подвальным помещениям: По насосной: В нарушение ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п. 6.21 пути эвакуации выхода из части подвала (с помещением насосной) не отделены противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа от помещения пельменной (в нишах). В нарушение ППБ 01-03 п.3., СНиП 2.04.01-85 п. 12.12., п.12.23. не установлено автоматическое включение резерва (АВР) аварийного питания насосной станции по электроснабжению при падении давления воды на основном насосном агрегате. По камере хранения: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 табл. 3 п. 4.1 не принята в эксплуатацию автоматическая установка пожаротушения и камере хранения ручной клади № 1. В нарушение требований СНиП 21-01-97 п.6.13 не выполнен второй эвакуационный выход из подвала. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п.6.20., 6.22 не выполнены два окна, размером 0.75 х 1.2 м., с приямками. По помещениям на 1 этаже здания: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 2.08.02-89 п.1.140. не выполнена перегородка, отделяющая помещение магазина от путей эвакуации (коридора) из бытового помещения носильщиков и СПК, с пределом огнестойкости менее 0.75 часа. По помещениям на 2 этаже здания: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 2.08.02-89 п. 140 не отделены противопожарными перегородками (с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа) торговые и бытовые помещения частного охранного предприятия, расположенные в нишах, со стороны 1-ой платформы от смежных помещений здания вокзала: дежурной части ЛОВД на ст. *** и служебных помещений вокзала. В нарушение требований ППБО-109-92 гл.1, п.1.3., СНиП 21-01 -97 п.7.4 не выполнены двери выхода в технический этаж с пределом огнестойкости не менее 0.6 часа. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п.6.17., п.6.16. не выполнены двери эвакуационного выхода из станционных помещений на 1-ую платформу, открывающиеся по направлению эвакуации, шириной не менее 0.8 м. По помещениям военной комендатуры 2 этажа здания: В нарушение требований ППБ 01- 03 п.3., СНиП 21-01-97 п.5.19 не выполнены перегородки, отделяющие коридор от помещений, из строительных конструкций соответствующего класса пожарной опасности, с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п. 6.22 не выполнено естественное освещение или аварийная противодымная вентиляция в коридоре комендатуры (в осях 12-15 В-Г). В нарушение требований ПУЭ п.2.1.36. табл.2.1.3 электросети за подвесным потолком не проложены в гибких гофрированных трубах из ПВХ, спуски по стенам не проложены в кабельных каналах. По кассовому залу на 3 этаже: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 раздел 6: СНиП 2.08.02-89* п.1.131. не выполнено не менее 2-х эвакуационных выходов из кассового зала. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п.6.4., ППБО- 109-92 гл.1. п.3.23. не демонтирован «интерьерный ландшафт», выполненный из горючих (деревянный брус, пластик) строительных материалов. По комнате отдыха (гостинице) на 4, 5 этажах: В нарушение требований ППБ 01-03 п.52 на дверях эвакуационных выходов на лестничную клетку № 2 с 4-5 этажей нс установлены электромагнитные замки. По реконструированному «старому» зданию вокзала: По камере хранения № 3: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 табл.3 rr.4.1 не сдана в эксплуатацию автоматическая установка пожаротушения, защищающая дизельное помещение. По залу ожидания № 4: В нарушение требований СНиП 21-01-97 п.6.17. п.6.16 не выполнена дверь второго эвакуационного выхода из зала № 4, расположенного в переходе между 4-м и 5-м залами (оси В - 21, отм.6.300), открывающейся по направлению эвакуации, шириной не менее 0.8 м. По техническому помещению за подвесным потолком зала пригородных касс: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3. не восстановлено поврежденное огнезащитное покрытие коробов воздуховода общеобменной вентиляции. По гаражному комплексу (ул. ***): В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 табл.1 здания и помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 104-03 табл.2. п.15 здания и помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 1-го типа. Данные нарушения подтверждаются актом № 1/1.3 от 12.01.2011 составленным специалистами филиала ФГП ВОЖДТ России на Свердловской железной дороге, а также актом проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности и о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности 26.01.2011 и от 28.07.2011. Согласно п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» (далее Закон), руководитель обязан соблюдать требования пожарной безопасности. Требования законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала не соблюдаются, что свидетельствует о нарушении прав граждан, пассажиров и работников Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «Российские железные дороги». Согласно п.п. 2 п. 16 ППБ 01-03 здания вокзала является объектом с массовым пребыванием людей, несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, в случае возникновения пожара, террористического акта, приведет к тяжким последствиям в виде крупного материального ущерба и массовой гибели людей. В соответствии со ст.ст. 20, 37, 38, 39 Закона руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Кроме того, 26.01.2011, а также 28.07.2011 Свердловской транспортной прокуратурой совместно со специалистом отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — УГАН НОТБ УрФО) проведены проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры — здания железнодорожного вокзала станции ***, расположенного по адресу: *** В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. В нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» не проведена оценки уязвимости здания железнодорожного вокзала станции ***, заявка в аккредитованную специализированную организацию по проведению оценки уязвимости указанного объекта не подавалась. В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-3 «О транспортной безопасности» и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - здания железнодорожного вокзала станции *** не разработан. В нарушение требований приказа Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 05.03.2010 № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» не приняты меры по разработке и реализации порядка действий при угрозах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного вокзала станции ***. Не приняты меры по организации государственной охраны здания вокзала. Собранные материалы по делу свидетельствуют о том, что у ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов имелась возможность исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, а также по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры — железнодорожного вокзала станции ***. В соответствии со ст. 38 Закона, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здание вокзального комплекса железнодорожного вокзала ст. *** подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «Российские железные дороги» находится в собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2004. Требования законодательства о пожарной безопасности, а также по обеспечению транспортной безопасности в указанном здании не соблюдаются, что свидетельствует о нарушении прав граждан и работников железнодорожного вокзала ст. *** подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «Российские железные дороги». Интерес неопределённого круга лиц заключается в защите жизни и здоровья граждан при нахождении в здании железнодорожного вокзала ст. *** подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов -филиала ОАО «Российские железные дороги». Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется в т.ч. путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании вышеизложенного, просит: 1. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дирекции железнодорожных вокзалов устранить выявленные в ходе контрольной проверки 28.07.2011 нарушения законодательства о пожарной безопасности на железнодорожном вокзале ст.*** (***), в срок до 01.01.2012, а именно: По зданию расширения вокзала (пристрой): автоматическую установку пожарной сигнализации принять в эксплуатацию в объеме требований норм и правил. Представить акт приемки в эксплуатацию. По подвальным помещениям: По насосной: -пути эвакуации выхода из части подвала (с помещением насосной) отделить противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа от помещений пельменной (в нишах). -установить автоматическое включение резерва (АВР) аварийного питания насосной станции по электроснабжению при падении давления воды на основном насосном агрегате. По камере хранения: -принять в эксплуатацию автоматическую установку пожаротушения в камере хранения ручной клади № 1. -выполнить второй эвакуационный выход из подвала. -выполнить два окна, размером 0.75 х 1.2 м., с приямками. По помещениям на 1 этаже здания: - выполнить перегородку отделяющую помещение магазина от путей эвакуации (коридора) из бытового помещения носильщиков и СПК, с пределом огнестойкости менее 0.75 часа. По помещениям на 2 этаже здания: -отделить противопожарными перегородками (с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа) торговые и бытовые помещения ЧОП, расположенные в нишах, со стороны 1-ой платформы от смежных помещений здания вокзала: дежурной части ЛОВД на ст. *** и служебных помещений вокзала. -выполнить двери выхода в технический этаж с пределом огнестойкости не менее 0.6 часа. -выполнить двери эвакуационного выхода из станционных помещений на 1-ую платформу открывающиеся по направлению эвакуации, шириной не менее 0.8 м. По помещениям военной комендатуры 2 этажа здания: -выполнить перегородки, отделяющие коридор от помещений, из строительных конструкций соответствующего класса пожарной опасности, с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа. -выполнить естественное освещение или аварийную противодымную вентиляцию в коридоре комендатуры (в осях 12-15 В-Г). -электросети за подвесным потолком проложить в гибких гофрированных трубах из ПВХ, спуски по стенам проложить в кабельканалах. По кассовому залу на 3 этаже: -выполнить не менее 2-х эвакуационных выходов из кассового зала. -демонтировать «интерьерный ландшафт», выполненный из горючих (деревянный брус, пластик) строительных материалов. По комнате отдыха (гостинице) на 4, 5 этажах: -на дверях эвакуационных выходов на лестничную клетку № 2 с 4-5 этажей установить электромагнитные замки. По реконструированному «старому» зданию вокзала: По камере хранения № 3: -сдать в эксплуатацию автоматическую установку пожаротушения защищающую дизельное помещение. По залу ожидания № 4: -выполнить дверь второго эвакуационного выхода из зала № 4, расположенного в переходе между 4-м и 5-м залами (оси В — 21, отм.6.300), открывающейся по направлению эвакуации, шириной не менее 0.8 м. По техническому помещению за подвесным потолком зала пригородных касс: -восстановить поврежденное огнезащитное покрытие коробов воздуховода общеобменной вентиляции. По гаражному комплексу (ул. ***): - здания и помещения защитить автоматической пожарной сигнализацией. - здания и помещения оборудовать системой оповещения людей о пожаре 1-го типа. 2. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дирекции железнодорожных вокзалов устранить выявленные в ходе контрольной проверки 28.07.2011 нарушения законодательства о пожарной безопасности на железнодорожном вокзале ст.*** (***), а именно: -провести оценку уязвимости здания железнодорожного вокзала станции ***, подать заявку в аккредитованную специализированную организацию по проведению оценки уязвимости указанного объекта до 15.04.2011. - разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - здания железнодорожного вокзала станции *** до 15.04.2011. -принять меры по разработке и реализации порядка действий при угрозах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного вокзала станции *** до 15.11 2011. - принять меры по организации государственной охраны до 15.04.2011. В судебном заседании помощник прокурора Мадиева Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, уточнила сроки для исполнения обязанности: до 08.11.2011 произвести оценку уязвимости, так как сведения о проведении категорирования ответчик получил 08.08.2011, до 08.02.2011 разработать план обеспечения транспортной безопасности. Требования о возложении обязанности по принятию мер по организации государственной охраны обосновала тем, что согласно ст.11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, в постановлении Правительства № 587 от 14.08.1992 установлен перечень объектов, подлежащих государственной охране, в который входят объекты железнодорожного транспорта общего пользования. Представители третьих лиц Екатеринбургского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Свердловской железной дороге, Отдела государственного пожарного надзора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Управления ГПН Главного Управления МЧС России по Свердловской области, Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Ространснадзора требования прокурора поддержали, просили иск удовлетворить. Представитель ответчика Кетель А.С., действующий на основании доверенности (л.д.92-95 т.1), в судебном заседании против удовлетворения требований об устранении нарушений пожарной безопасности не возражал, указав, что не оспаривает вынесенное предписание в данной части, однако выполнение предписания в установленный срок – до 01.01.2012 является объективно невозможным вследствие отсутствия финансирования, так как денежные средства на указанные цели не были предусмотрены, разумным сроком считал второе полугодие 2012 года. Против удовлетворения требований об устранении нарушений транспортной безопасности возражал по следующим основаниям. 08.08.2011 адрес Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов поступило уведомление УГАН НОТБ Ространснадзора от 05.07.2011 № 4/81 о проведении категорирования. Статьёй 5 Закона «О транспортной безопасности» предусмотрено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Оценка уязвимости проводится специализированными организациями на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.5.7 Приказа Минтранса РФ № 43 от 08.02.2011 проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ производится в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ. Таким образом, отсутствие информации о категорировании объектов до 08.08.2011 года являлось препятствием для Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов в проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, поэтому, 08.08.2011 является датой начала трехмесячного срока для проведения оценки уязвимости. Согласно ч. 3 статьи 5 Закона о транспортной безопасности и п.8 приказа №87 от 12.04.2010 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» результаты проведенной оценки уязвимости утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в течение 30 дней. Согласно п.1 ст.9 Закона о транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с пунктом 5.8. приказа Минтранса России от 08.02.2011 года №43 субъекты должны разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ. Согласно приказа Минтранса №34 от 11.02.2011 года план утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в течении 30 дней. Таким образом, отсутствие категорирования объектов до 08.08.2011 года являлось препятствием для ОАО «РЖД» в проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработке плана обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры. Так как категорирование объектов является необходимой предпосылкой для выполнения Требований по обеспечению транспортной безопасности, то ОАО «РЖД» не может приступить к разработке планов обеспечения транспортной безопасности по независящим от него причинам и поэтому требование прокурора является необоснованным. В настоящее время у ОАО «РЖД» имеются законные сроки для выполнения требований нормативных документов в области транспортной безопасности, определенные вышеуказанными нормативными документами и отсутствует предпосылка к понуждению ОАО «РЖД» к выполнению данных требований в судебном порядке, так как сроки не нарушены. Относительно требований о принятии мер по разработке и реализации порядка действий при угрозах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность вокзала Екатеринбург в соответствии с приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 года №52\112\134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» пояснил, что указанном приказе отсутствует какая-либо обязанность ОАО «РЖД» иметь этот порядок действий, и приказ не содержит таких требований вообще, ссылки на другие нормативные документы, обязывающие к выполнению такого требования в иске отсутствуют. В приказе Минтранса РФ № 56 от 16.02.2011 года «О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах» подробно изложен порядок действий субъектов транспортной инфраструктуры, и он не нуждается в каком либо дополнении или в разработке на отдельном предприятии, также приказ этого не предусматривает. Федеральный закон РФ от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» не содержит требования, возлагающего обязанность на субъекта транспортной инфраструктуры принимать меры по организации государственной охраны на вокзалах, также ни в одном нормативном документе не раскрыто понятие «государственная охрана» и на кого возлагается данная обязанность. Распоряжением Правительства РФ от 27.06.2009 № 891-р определены конкретные объекты ж/д транспорта общего пользования, подлежащие охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, в котором вокзалы отсутствуют. Таким образом, другие объекты железнодорожного транспорта могут охраняться как ведомственной охраной, так и другими организациями, осуществляющими охранную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, отсутствует обязанность ОАО «РЖД» как субъекта транспортной инфраструктуры принимать какие-либо меры к осуществлению государственной охраны железнодорожных вокзалов, так как это находится вне рамок его полномочий и возможностей, находится в рамках компетенции государственного органа - Федерального агентства железнодорожного транспорта Минтранса РФ. В настоящее время охрана вокзала Екатеринбург осуществляется ООО ЧОО «К.» договору на оказание охранных услуг № 557 от 22.08.2011 года. На основании изложенного, просил в иске относительно возложения обязанностей по транспортной безопасности отказать. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Свердловский транспортный прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года). В соответствие со статьей 1 Федерального Закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии с п.10 ст.1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. На государстве лежит обязанность по обеспечению безопасности каждого гражданина на территории Российской Федерации (статья 2 Федерального Закона Российской Федерации № 2446-1 «О безопасности» от 05 марта 1992 года). Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования относительно обеспечения ответчиком мер пожарной и транспортной безопасности на объекте, принадлежащем ответчику на праве собственности. При этом несоблюдение требований пожарной и транспортной безопасности при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, находящихся на вокзале, но и обществу, государству в целом. Таким образом, суд полагает, что Свердловский транспортный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате нарушения ответчиком требований пожарной и транспортной безопасности. В судебном заседании установлено, что здание вокзала, расположенное по адресу *** принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д.51 т.1). Судом установлено, что 12 января 2011 года должностными лицами Екатеринбургского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Свердловской железной дороге проведена проверка противопожарного состояния вокзального комплекса, расположенного по адресу ***, по результатам которой составлен акт № 1/1.3 (л.д.143-145). В ходе проверки выявлены нарушения области пожарной безопасности. Данные факты представителем ответчика не оспаривались. 26.01.2011 Свердловской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Управления ГПН Главного Управления МЧС России по Свердловской области, Екатеринбургского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Свердловской железной дороге, Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Ространснадзора проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что при эксплуатации здания вокзального комплекса железнодорожного вокзала *** - подразделении Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги» допущены нарушения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123 - ФЗ от 22.07.2008, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ 01-03), требований Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (далее - ППБО 109- 92), требований Правил устройства электроустановок № 242 (далее — ПУЭ), «Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденного приказом МЧС России № 315 от 18.06.2003 (далее — НПБ 110-03), требований строительных норм и правил № 21-01-97 (далее - СниП 21-07-97), требований строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий" (далее — СНиП 2.04.01-85), требований строительных норм и правил "Общественные здания и сооружения" (далее — СНиП 2.08.02-89*). 28 июля 2011 Свердловской транспортной прокуратурой с участием должностных лиц вышеуказанных органов проведена контрольная проверка, согласно которой часть нарушений в области пожарной безопасности, выявленных при проведении проверки 12.02.2011 и указанных в акте № 1/1.3 было устранена в добровольном порядке. Вместе с тем, не устранены следующие нарушения. По зданию расширения вокзала (пристрой): В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 п.9., СНиП 21-01-97 автоматическая установка пожарной сигнализации не принята в эксплуатацию в объеме требований норм и правил. Не представлен акт приемки в эксплуатацию. При замене старого оборудования на новое не корректируется ранее выпущенная проектная документация. По подвальным помещениям: По насосной: В нарушение ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п. 6.21 пути эвакуации выхода из части подвала (с помещением насосной) не отделены противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа от помещения пельменной (в нишах). В нарушение ППБ 01-03 п.3., СНиП 2.04.01-85 п. 12.12., п.12.23 не установлено автоматическое включение резерва (АВР) аварийного питания насосной станции по электроснабжению при падении давления воды на основном насосном агрегате. По камере хранения: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 табл. 3 п. 4.1 не принята в эксплуатацию автоматическая установка пожаротушения и камере хранения ручной клади № 1. В нарушение требований СНиП 21-01-97 п.6.13 не выполнен второй эвакуационный выход из подвала. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п.6.20., 6.22 не выполнены два окна, размером 0.75 х 1.2 м., с приямками. По помещениям на 1 этаже здания: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 2.08.02-89 п.1.140. не выполнена перегородка, отделяющая помещение магазина от путей эвакуации (коридора) из бытового помещения носильщиков и СПК, с пределом огнестойкости менее 0.75 часа. По помещениям на 2 этаже здания: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 2.08.02-89 п. 140 не отделены противопожарными перегородками (с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа) торговые и бытовые помещения частного охранного предприятия, расположенные в нишах, со стороны 1-ой платформы от смежных помещений здания вокзала: дежурной части ЛОВД на ст. *** и служебных помещений вокзала. В нарушение требований ППБО-109-92 гл.1, п.1.3., СНиП 21-01 -97 п.7.4 не выполнены двери выхода в технический этаж с пределом огнестойкости не менее 0.6 часа. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п.6.17., п.6.16. не выполнены двери эвакуационного выхода из станционных помещений на 1-ую платформу, открывающиеся по направлению эвакуации, шириной не менее 0.8 м. По помещениям военной комендатуры 2 этажа здания: В нарушение требований ППБ 01- 03 п.3., СНиП 21-01-97 п.5.19 не выполнены перегородки, отделяющие коридор от помещений, из строительных конструкций соответствующего класса пожарной опасности, с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п. 6.22 не выполнено естественное освещение или аварийная противодымная вентиляция в коридоре комендатуры (в осях 12-15 В-Г). В нарушение требований ПУЭ п.2.1.36. табл.2.1.3 электросети за подвесным потолком не проложены в гибких гофрированных трубах из ПВХ, спуски по стенам не проложены в кабельных каналах. По кассовому залу на 3 этаже: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 раздел 6: СНиП 2.08.02-89* п.1.131. не выполнено не менее 2-х эвакуационных выходов из кассового зала. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97 п.6.4., ППБО- 109-92 гл.1. п.3.23. не демонтирован «интерьерный ландшафт», выполненный из горючих (деревянный брус, пластик) строительных материалов. По комнате отдыха (гостинице) на 4, 5 этажах: В нарушение требований ППБ 01-03 п.52 на дверях эвакуационных выходов на лестничную клетку № 2 с 4-5 этажей нс установлены электромагнитные замки. По реконструированному «старому» зданию вокзала: По камере хранения № 3: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 табл.3 rr.4.1 не сдана в эксплуатацию автоматическая установка пожаротушения, защищающая дизельное помещение. По залу ожидания № 4: В нарушение требований СНиП 21-01-97 п.6.17. п.6.16 не выполнена дверь второго эвакуационного выхода из зала № 4, расположенного в переходе между 4-м и 5-м залами (оси В - 21, отм.6.300), открывающейся по направлению эвакуации, шириной не менее 0.8 м. По техническому помещению за подвесным потолком зала пригородных касс: В нарушение требований ППБ 01-03 п.3. не восстановлено поврежденное огнезащитное покрытие коробов воздуховода общеобменной вентиляции. По гаражному комплексу (ул. ***): В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 табл.1 здания и помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией. В нарушение требований ППБ 01-03 п.3., НПБ 104-03 табл.2. п.15 здания и помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 1-го типа. Акты от 12.01.2011, 26.01.2011, 28.07.2011 у суда сомнений не вызывают, принимаются как достоверное и допустимое доказательство, поскольку составлены должностными лицами государственных органов, в чью компетенцию входит осуществления контроля за соблюдением пожарной безопасности, что следует из Положения о Екатеринбургском отряде ведомственной охраны (л.д. 228-235 т.1), Положения от отделе государственного пожарного надзора Железнодорожного района г.Екатеринбурга УГПН ГУ МЧС России по свердловской области (л.д.9-14 т.2). В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возлагается на руководителей организаций. Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года. В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Таким образом, в силу названных положений лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации здания вокзала является ОАО «Российские железные дороги». Поскольку в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт нарушения ответчиком вышеуказанных требований пожарной безопасности при эксплуатации здания вокзала, что нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (статья 34 Закона РФ «О пожарной безопасности»), доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанные выше нарушения устранены, ответчиком не представлено, иск Свердловского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд исходит из следующего. В соответствии с пунктом 57 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС РФ от 17 марта 2003 года № 132, сроки выполнения предложенных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором, при этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц. Поскольку срок для исполнения предписания № 1/1.3 от 12.01.2011 об устранении нарушений требований пожарной безопасности установлен до 31.12.2011, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок до 01 января 2012 года, не принимая тем самым во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансовой возможности устранить нарушения в требуемый срок, поскольку доказательств, достоверно подтверждающих указанное обстоятельство, суду не представлено. По требованиям о возложении обязанности в области устранения нарушений требований транспортной безопасности суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 26.01.2011, а также 28.07.2011 Свердловской транспортной прокуратурой совместно со специалистом отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — УГАН НОТБ УрФО) проведены проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры - здания железнодорожного вокзала станции ***, расположенного по адресу: ***, в связи с чем составлены соответствующие акты (л.д.146-151). В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, состоящие в следующем. В нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» не проведена оценки уязвимости здания железнодорожного вокзала станции *** заявка в аккредитованную специализированную организацию по проведению оценки уязвимости указанного объекта не подавалась. В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-3 «О транспортной безопасности» и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - здания железнодорожного вокзала станции *** не разработан. В нарушение требований приказа Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 05.03.2010 № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» не приняты меры по разработке и реализации порядка действий при угрозах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного вокзала станции ***. Охрана объекта осуществляется частным охранным предприятием, не приняты меры по организации государственной охраны здания вокзала. В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее - Положение N 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Согласно п.4 Положения N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В силу п.6.1 и. 6.7 Положения N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характер а, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. Согласно Положению об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (л.д.21-30 т.2) Управление является межрегиональным территориальным оранном Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по государственному контролю за деятельностью в сфере транспортной безопасности. По требованию о возложении обязанности провести оценку уязвимости здания железнодорожного вокзала станции ***, подать заявку в аккредитованную специализированную организацию по проведению оценки уязвимости указанного объекта до 08.11.2011. Статья 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (далее Закона о транспортной безопасности) определяет транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В соответствии со ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. В силу ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Статья 1 указанного Закона устанавливает, что к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. К объектам транспортной инфраструктуры закон относит технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Таким образом, ОАО «РЖД» относится к субъектам транспортной инфраструктуры, которому принадлежит железнодорожный вокзал, расположенный по адресу ***, являющийся объектом транспортной инфраструктуры. Согласно п. 2,3 ст. 5 Закона о транспортной безопасности оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Приказом Минтранса России № 87 от 12.04.2010 установлен порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с которым в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется: изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования); изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства; изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства; определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства. Пунктом 4 названного Приказа оценка уязвимости проводится организациями, определенными ч.2 ст.5 Федерального закона от 9 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца (п.5). Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении (п. 6 Приказа). Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней (п.8). Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) (п.8.1). Из указанных норм следует, что проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры относится к компетенции государственных органов и специализированных организаций; такая обязанность на субъекты транспортной инфраструктуры не возложена. Таким образом, требование о возложении обязанности по проведению оценки уязвимости удовлетворению не подлежит. Вместе с тем, в соответствии с п. 5.7 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС. Таким образом, суд приходит к выводу, что именно на ОАО «РЖД», как субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости. Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что указанная обязанность может быть реализована ОАО «РЖД» путем обращения в специализированную организацию в области обеспечения транспортной безопасности и заключения соответствующего договора. При таких обстоятельствах требование о возложении обязанности подать заявку в аккредитованную специализированную организацию по проведению оценки уязвимости суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. В судебном заседании установлено, что уведомление о включении в Реестр категорированных объектов получено Свердловской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов 08.08.2011 (л.д.163-165 т.1), следовательно, в силу п.5.7 Приказа Минтранса РФ № 43 в течение трех месяцев ответчик обязан обратиться в специализированную организацию для обеспечения проведения оценки уязвимости. Учитывая изложенное, срок для исполнения заявленного требования определяется судом до 08.08.2011 года. По требованию о возложении обязанности разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - здания железнодорожного вокзала станции ***. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью. План утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 34 от 11.02.2010 «О порядке разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» план разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (п.2); план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции (п.3). В силу п.5.8 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС. Поскольку вышеуказанными нормативными актами в области транспортной безопасности обязанность по разработке плана обеспечения транспортной безопасности лежит на владельце объекта транспортной инфраструктуры, требования о возложении обязанности разработать план является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Определяя срок, в течение которого указанная обязанность должна быть исполнена, суд учитывает, что срок для исполнения обязанности по обращению в специализированную организацию по проведению оценки уязвимости установлен до 08.11.2011, оценка уязвимости проводится специализированной организацией в течение одного месяца (п.5 Приказа Минтранса РФ № 87), решение об утверждении результатов проведенной оценки принимается указанным органом в срок, не превышающий 30 дней (п.8 Приказа Минтранса РФ № 87), план разрабатывается на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев. Таким образом, срок для исполнения указанной обязанности устанавливается судом до 08.04.2011. По требованию о возложении обязанности принять меры по разработке и реализации порядка действий при угрозах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного вокзала станции *** до 15.11 2011. В обоснование заявленного требования прокурор ссылается на нарушение ответчиком приказа Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 05.03.2010 № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Вместе с тем, указанным приказом определен исключительно перечень потенциальных угроз в количестве девяти наименований, какого-либо требования, возлагающего на субъекта транспортной инфраструктуры обязанность разработать порядок действий при угрозах совершения актов незаконного вмешательства приказ не содержит, в связи с чем суд соглашается с возражениями представителя ответчика в данной части. В соответствии с п.4 Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 34 от 11.02.2010 в плане обеспечения транспортной безопасности отражаются сведения: о порядке действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва" (п.п.17); порядке информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства (п.п.19). Кроме того, приказом Минтранса России от 16.02.2011 № 56 утвержден Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в котором полно и четко изложена последовательность действий субъекта при наличии угрозы совершения акта незаконного вмешательства. На основании анализа указанных норм суд приходит к выводу, что порядок действий при угрозах совершения актов незаконного вмешательства, порядок информирования об указанных выше угрозах являются составной частью плана обеспечения транспортной безопасности и возложение на ответчика отдельной обязанности по их разработке является излишним, поскольку судом удовлетворено требование о возложении на ответчика обязанности по разработке плана обеспечения транспортной безопасности. По требованию о возложении обязанности принять меры по организации государственной охраны в срок до 15.04.2012. В судебном заседании установлено, что охрана здания вокзала осуществляется ООО частной охранной организацией «К.» (договор на л.д. 56-60 т.2). В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Согласно ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации № 587 от 14.08.1992 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» содержит перечень объектов, подлежащих государственной охране. Пунктом 15 указанного Приложения к таким объектам отнесены и объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены. Согласно ст.2 Закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» под федеральным железнодорожным транспортом общего пользования понимается производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками; инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования- технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Поскольку частные охранные предприятия не входят в систему государственной охраны, требование о возложении на ответчика обязанности принять меры по организации государственной охраны в срок до 15.04.2011 является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Дирекции железнодорожных вокзалов» удовлетворить частично. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дирекции железнодорожных вокзалов устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на железнодорожном вокзале ст.***, расположенном по адресу *** в срок до 01.01.2012 года, а именно: По зданию расширения вокзала (пристрой): автоматическую установку пожарной сигнализации принять в эксплуатацию в объеме требований норм и правил. Представить акт приемки в эксплуатацию. По подвальным помещениям: По насосной: - пути эвакуации выхода из части подвала (с помещением насосной) отделать противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа от помещения пельменной (в нишах). -установить автоматическое включение резерва (АВР) аварийного питания насосной станции по электроснабжению при падении давления воды на основном насосном агрегате. По камере хранения: - принять в эксплуатацию автоматическую установку пожаротушения в камере хранения ручной клади №1; - выполнить второй эвакуационный выход из подвала; - выполнить два окна, размером 0.75 х 1.2 м., с приямками. По помещениям на 1 этаже здания: - выполнить перегородку, отделяющую помещение магазина от путей эвакуации (коридора) из бытового помещения носильщиков и СПК, с пределом огнестойкости менее 0.75 часа. По помещениям на 2 этаже здания: -отделить противопожарными перегородками (с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа) торговые и бытовые помещения частного охранного предприятия, расположенные в нишах, со стороны 1-ой платформы от смежных помещений здания вокзала: дежурной части ЛОВД на ст. *** и служебных помещений вокзала; - выполнить двери выхода в технический этаж с пределом огнестойкости не менее 0.6 часа; - выполнить двери эвакуационного выхода из станционных помещений на 1-ую платформу, открывающиеся по направлению эвакуации, шириной не менее 0.8 м. По помещениям военной комендатуры 2 этажа здания: -выполнить перегородки, отделяющие коридор от помещений, из строительных конструкций соответствующего класса пожарной опасности, с пределом огнестойкости не менее 0.75 часа; выполнить естественное освещение или аварийную противодымную вентиляцию в коридоре комендатуры (в осях 12-15 В-Г); электросети за подвесным потолком проложить в гибких гофрированных трубах из ПВХ, спуски по стенам проложить в кабельканалах. По кассовому залу на 3 этаже: - выполнить не менее 2-х эвакуационных выходов из кассового зала; - демонтировать «интерьерный ландшафт», выполненный из горючих (деревянный брус, пластик) строительных материалов. По комнате отдыха (гостинице) на 4, 5 этажах: - на дверях эвакуационных выходов на лестничную клетку №2 с 4-5 этажей установить электромагнитные замки. По реконструированному «старому» зданию вокзала: По камере хранения № 3: -сдать в эксплуатацию автоматическую установку пожаротушения, защищающую дизельное помещение. По залу ожидания № 4: -выполнить дверь второго эвакуационного выхода из зала № 4, расположенного в переходе между 4-м и 5-м залами (оси В — 21, отм.6.300), открывающуюся по направлению эвакуации, шириной не менее 0.8 м. По техническому помещению за подвесным потолком зала пригородных касс: -восстановить поврежденное огнезащитное покрытие коробов воздуховода общеобменной вентиляции. По гаражному комплексу (ул. ***): -здания и помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией. - здания и помещения оборудовать системой оповещения людей о пожаре 1-го типа. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дирекции железнодорожных вокзалов устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале ст.***, расположенном по адресу г.***, а именно: - подать заявку в аккредитованную специализированную организацию по проведению оценки уязвимости указанного объекта до 08.11.2011; - разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - здания железнодорожного вокзала ст.*** до 08.04.2012; -принять меры по организации государственной охраны на железнодорожном вокзале ст.*** до 15.04.2012. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение10 дней с момента его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья Ю.В.Матвеева