Дело № 2-2316/2011 Решение в окончательной форме принято 26.09.2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 сентября 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В., при секретаре Прудниковой И.С., с участием помощника Свердловского транспортного прокурора Левкина Р.Ю., представителя ответчика Пылаева Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания», Уральскому филиалу открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», структурному подразделению Уральского филиала открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» - Уральскому железнодорожному агентству о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу Федеральная пассажирская компания» в лице Уральского филиала открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», структурного подразделения Уральского филиала открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» - Уральскому железнодорожному агентству о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о труде в Багажном отделении *** производственного участка по переработке груза и перевозке грузобагажа 1 группы железнодорожного агентства Уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» на предмет соответствия рабочих мест приемосдатчиков груза и багажа Багажного отделения требованиям санитарно-бытового обслуживания (наличие мест для хранения продуктов питания, комнаты для приема пищи). В ходе проверки установлено, что на основании коллективного обращения работников Багажного отделения *** о нарушении работодателем их трудовых прав, Государственной инспекцией труда в Свердловской области в 2010 году проведена проверка соблюдения законодательства о труде в Уральском железнодорожном агентстве - структурном подразделении Уральского филиала ОАО «ФПК». По результатам проверки начальнику агентства Г. вынесено предписание № 7-3644-10-ОБ/2 от 30.11.2010 с требованием обеспечить санитарно-бытовое обслуживание приемосдатчикам Багажного отделения ***, а именно организовать места для хранения продуктов питания. Настоящей проверкой установлено, что приемосдатчики груза и багажа Багажного отделения *** обслуживают багажные вагоны в трех поездах дальнего следования: поезд № *** «***», поезд № *** «***», поезд № *** «***». Рабочие места приемосдатчиков груза и багажа находятся в служебном купе багажных вагонов. Обслуживаемые багажные вагоны находятся на балансе Пассажирского вагонного депо *** - структурного подразделения Уральского филиала ОАО «ФПК». Всего на балансе Пассажирского вагонного депо *** числится 13 багажных вагонов: № ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***,***, ***. В целях проверки исполнения предписания Государственной инспекции труда в Свердловской области на предмет организации в багажных вагонах мест для хранения продуктов питания, транспортной прокуратурой с учетом графика движения поездов проведено обследование двух багажных вагонов № *** и № ***. Кроме этого, того, в Пассажирском вагоном депо *** истребованы сведения об оборудовании остальных загонов холодильными установками. Обследованием багажных вагонов № *** и № ***, проведенных с участием представителей Багажного отделения *** и Пассажирского вагонного депо ***, установлено следующее: багажные вагоны состоят из багажно-кладового помещения, служебного купе, купе для отдыха, туалета. Служебные купе вагонов конструктивно предусматривают оборудование холодильником. Для этого в купе имеются соответствующие ниши. Кроме этого, электрощиты, расположенные в служебных купе, оборудованы для потребителя «холодильник». Вместе с тем, установлено, что в купе багажного вагона № *** холодильник отсутствует, в вагоне № *** холодильник имеется. В соответствии со справкой заместителя начальника Пассажирского вагонного депо *** Л., холодильные установки также отсутствуют в восьми вагонах №№ ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***. Установленные факты свидетельствуют о том, что Уральским железнодорожным агентством структурным подразделением Уральского филиала ОАО «ФПК» требования Государственной инспекции труда в Свердловской области не исполнены, санитарно-бытовое обслуживание приемосдатчиков Багажного отделения *** надлежащим образом не обеспечено до настоящего времени, так как в помещениях багажных вагонов отсутствуют места для хранения продуктов питания (холодильные установки). Согласно ст. 212 ТК РФ, ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников должно соответствовать требованиям охраны труда с возложением указанной функции на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Отсутствие в багажных вагонах холодильных установок, предназначенных для хранения продуктов питания, создает для работников багажного отделения, сопровождающих груз в багажном вагоне, угрозу возникновения различных инфекционных заболеваний, отравлений и других последствий, связанных с употреблением испорченной продукции. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в багажном отделении *** Уральского железнодорожного агентства Уральского филиала ОАО «ФПК» в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, на санитарно-бытовое обслуживание, в связи с чем прокурор в силу ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложено, просит: признать бездействие Открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», выразившееся в непринятии мер по обеспечению санитарно-бытового обслуживания приемосдатчиков груза и багажа багажного отделения *** железнодорожного агентства Уральского филиала ОАО «ФПК», незаконным; обязать Открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» обеспечить санитарно-бытовое обслуживание приемосдатчиков груза и багажа Багажного отделения *** железнодорожного агентства Уральского филиала ОАО «ФПК», а именно: оборудовать холодильными установками багажные вагоны №№ *** ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***. В судебном заседании помощник Свердловского транспортного прокурора Левкин Р.Ю. представил ходатайство и.о. Пермского транспортного прокурора Д.Н.Воскрецовой (л.д.134), в котором она просит удовлетворить исковые требования Пермского транспортного прокурора в части возложения на ОАО «ФПК» обязанности оборудовать вагон № *** холодильной установкой, в остальной части от исковых требований отказывается, последствия отказа от иска ей понятны. Учитывая заявленное ходатайство, производство по делу в части признания бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать холодильными установками багажные вагоны №№ ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** определением суда прекращено. В остальной части помощник прокурора Левкин Р.Ю. заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Пылаев Д.М., действующий на основании доверенности (л.д.108), в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что предписание Трудовой инспекции является незаконным, поскольку отсутствуют нормативно-правовые акты, содержащие обязанность ответчика оборудовать вагоны холодильниками. В ответ на вынесенное предписание начальником Железнодорожного Агентства было направлено письмо, согласно которому в здании багажного отделения ст.*** предусмотрена отдельная комната для приема пищи, оборудованная в том числе холодильником, размещение в багажных вагонах холодильников не предусмотрено конструкцией. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года). В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования относительно соблюдения ответчиком требований трудового законодательства в части обеспечения санитарно-бытового обслуживания в отношении лиц, состоящих в ответчиком в трудовых отношениях, либо собирающихся работать в будущем, таким образом, суд полагает, что Пермский транспортный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате нарушения ответчиком вышеуказанных требований законодательства. В судебном заседании установлено, что государственной инспекцией труда в Свердловской области была произведена проверка соблюдения трудового законодательства в Уральском железнодорожном агентстве, которое является структурным подразделением Уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства, в связи с чем вынесено предписание № 7-3644-100ОБ/2 от 30.11.2010, обязывающее ответчика обеспечить санитарно-бытовое обслуживание (наличие мест для хранения продуктов питания приемосдатчикам багажного отделения станции *** в срок до 01.11.2010 (л.д.17-18). При этом в ходе проведения проверки были осмотрены рабочие места приемосдатчиков, а именно, багажные вагоны, и установлено, что в вагоне присутствует купе, оборудованное для приема пищи: есть кухонный стол для приготовления пищи, стол для приема пищи, отсутствует возможность разогрева пищи, места для хранения продуктов питания отсутствуют (л.д.13-15). В соответствии со ст.353 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В полномочия федеральной инспекции труда согласно ст.356 Трудового кодекса Российской Федерации входит, в том числе, осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание вынесено компетентным органом, в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством, в связи с чем принимается судом как достоверное и допустимое доказательство, указанное предписание ответчиком не оспорено. Багажный вагон № *** принадлежит на праве собственности ОАО «Федеральная пассажирская компания», что подтверждается электронным паспортом вагона (л.д.21-22). Согласно экспертному заключению по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы № 175 от 04.05.2011, подготовленному *** при проведении обследования со слов бригадира багажного отделения Т. установлено, что в ведомстве *** отделения находятся багажные вагоны в трех поездах дальнего следования № ***, № ***, № ***, рабочие места приемосдатчиков груза и багажа находятся в купе багажного вагона, оборудованного 2-мя (4-мя) спальными диванами, откидным подоконным столиком, крючками для одежды, в багажном купе имеется туалет, оборудованный умывальником с подводкой горячей и холодной воды, отопление печное, в багажном вагоне отсутствует комната для приема пищи с необходимым оборудованием: холодильник, микроволновая печь (приемосдатчики груза и багажа принимают пищу непосредственно на рабочем месте), что является нарушением ст.24 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.62 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудованию производственных предприятий» № 658-66 от 31.12.1966, на основании вышеизложенного, санитарно-бытовые условия на рабочем месте приемосдатчика груза и багажа *** отделения *** - производственного участка по переработке груза и перевозке грузобагажа *** группы железнодорожного агентства – структурного подразделения Уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д.138-139). Сведения, указанные в заключении № 175, нашли свое подтверждение при непосредственном обследовании вагона № ***, входящего в состав поезда № ***, произведенного помощником Пермского транспортного прокурора с участием мастера багажного отделения *** и бригадира электроцеха пассажирского вагонного депо (л.д.25-26). Согласно акту обследования от 26.05.2011, багажный вагон состоит из багажно-кладового помещения, служебного купе, купе для отдыха, туалета. Служебное купе вагонов конструктивно предусматривает оборудование холодильником, для этого в купе имеется соответствующая ниша, электрощиты, расположенные в служебных купе, оборудованы для потребителя «холодильник», вместе с тем, холодильник отсутствует. В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. В силу ст.223 Кодекса, обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое. Согласно ст.24 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно нормам Санитарных правил "СП 2.5.1336-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 № 112, вновь проектируемые, строящиеся и модернизируемые пассажирские вагоны, не предназначенные для оказания услуг по перевозке пассажиров, в том числе: вагоны специального назначения, путеизмерительные вагоны, вагоны-дефектоскопы на базе пассажирских вагонов, а также служебно-бытовые вагоны, входящие в состав путевого комплекса, должны по параметрам микроклимата и систем его обеспечения, количеству подаваемого наружного воздуха, концентрации вредных веществ в воздухе, уровням шума, инфразвука, вибрации, освещенности и электромагнитных излучений в различных помещениях отвечать требованиям настоящих санитарных правил и иметь следующие отделения и оборудование: купе для отдыха машинистов, оснащенные полумягкими диванами, столиками, шкафами для личной одежды, полками, культурно-бытовым инвентарем; помещение для приема пищи и отдыха, оборудованное столами, стульями, холодильником, шкафами для посуды и продуктов питания с гнездами для термосов; душевую установку с подводом горячей воды и раздевалкой; санузел с умывальником, унитазом, зеркалом и розеткой (220 В) для включения электробритвы; помещение для приготовления пищи, оборудованное печью и газовой плитой или электроплиткой (220 В), кухонным столом, педальным мусоросборником; помещение для сушки и хранения рабочей одежды, оборудованное отдельными шкафами, в которых хранятся индивидуальные средства защиты; аптечку первой помощи с необходимым набором медикаментов. Согласно п.6.1 названных Правил, конструкция и планировка вагонов служебно-бытового назначения должна обеспечивать защиту бригад машинистов СПС от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Конструкция вагонов должна обеспечить нормальные условия быта и отдыха бригад машинистов СПС, удобный и безопасный доступ к агрегатам и механизмам при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте вагонов. В зависимости от назначения служебно-бытового вагона в нем должны быть следующие отдельные помещения: салон для отдыха и приема пищи; кухня; купе проводника; спальные купе с количеством мест по числу членов бригады; санузел; душевая; помещение для хранения спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ), помещение для сушки спецодежды (с сушилкой); рабочие помещения - дизельное, аппаратное, аккумуляторное (п.6.2). В кухне должно быть установлено следующее оборудование: кухонная плита (электрическая или газовая), холодильник, и т.д. (п.6.12). Таким образом, суд приходит к выводу, что совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт нарушения ответчиком требований трудового законодательства в части надлежащего обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников, а именно, отсутствие холодильника в багажном вагоне № ***, доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанное выше нарушение устранено, ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах иск Пермского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности оборудовать вагон № *** холодильной установкой, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом возражения ответчика об отсутствии нормативно-правовых актов, содержащих обязанность ответчика оборудовать вагоны холодильниками, суд во внимание не принимает, поскольку вышеуказанными нормативно-правовыми актами данная обязанность возложена на ответчика. Доводы о том, что конструкция вагона не предусматривает оборудование холодильником, признаются судом необоснованными, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания»оборудовать вагон № *** холодильной установкой. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение10 дней с момента его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Судья Ю.В.Матвеева