дело № 2-2850/2011 - решение от 10.10.2011 по заявлению Карлышевой Л.П. о признании незаконным распоряжения Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, отмене распоряжения об отказе в принятии на в целях предоставления жилого помещения



Дело № 2-2850/2011

Мотивированное решение изготовлено 17.10.2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 октября 2011 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшмановой Г.В.,

при секретаре Шемякиной Т.П.,

с участием заявителя Карлышевой Л.П., представителей заявителя Селезнева А.А., действующего на основании доверенности, Заяшниковой Н.Т., допущенной по устному ходатайству,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карлышевой Л.П. о признании незаконным распоряжения Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, отмене распоряжения Администрации Железнодорожного района об отказе в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования,

УСТАНОВИЛ:

Карлышева Л.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга от ****** об отказе в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, отмене указанного распоряжения.

В обоснование заявления указала, что 15.10.2010 она обратилась с заявлением в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Реализацию права на постановку на учет заявитель намерена была реализовать в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». *** главой Администрации издано распоряжение об отказе в принятии на учет. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что она обеспечена жилой площадью более учетной нормы. При определении размера общей площади жилого помещения, приходящегося на одного члена её семьи, были включены подвал и котельная, площадь которых, по мнению заявителя, не подлежит включению в состав общей площади жилого помещения. Считает, что с учетом данных обстоятельств распоряжение об отказе в принятии её на учет является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании заявитель, ее представители Селезнев А.А., Заяшникова Н.Т. требования поддержали, пояснив, что согласно экспликации к поэтажному плану жилого дома по адресу: ул. ***, д. *** (жилой дом) литер *** на 18.02.2011, жилой дом состоит из подвала и 1 этажа. Подвал имеет площадь 18,9 кв.м, первый этаж – 63,4 кв.м, включая котельную площадью 7,0 кв.м. Семья заявителя состоит из 6 человек. С учетом того, что площадь подвала и котельной не должна быть включена в площадь жилого дома, так как указанные помещения не могут использоваться для проживания, то обеспеченность на каждого члена семьи Карлышевой Л.П. фактически менее учетной и составляет 9,4 кв.м (56,4 : 6).

Карлышева Л.П. является <...>, потому в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Представитель органа, чьи действия оспариваются – Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга - Воронова А.В. в судебное заседание не явилась о дате и месте судебного разбирательства уведомлялась надлежащим образом (л.д. 79), о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, потому суд, в соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие представителя Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

Заслушав пояснения заявителя, ее представителей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что 15.10.2010 Карлышева Л.П. обратилась с заявлением в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

*** главой Администрации издано распоряжение об отказе в принятии на учет. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Карлышева обеспечена жилой площадью более учетной нормы ( л.д. 41).

Карлышева Л.П. является <...> (л.д. 28).

В силу статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется в числе мер социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, меры социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений указанной категории граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах", могут быть предоставлены лицам, нуждающимся в их получении.

В соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Карлышева Л.П. является собственником *** доли в праве собственности на жилой дом № *** по улице *** в г. Екатеринбурге (л.д. 34).

Согласно экспликации к поэтажному плану жилого дома (копия на л.д. 33), дом общей площадью 82,3 кв.м состоит из подвала (овощехранилища) площадью 18,9 кв.м и первого этажа, на котором расположены: котельная площадью 7 кв.м, три комнаты площадями 7,7 кв.м, 16,9 кв.м и 15,8 кв.м, две кухни площадями 8.2 кв.м и 7,8 кв.м.

Как следует из справки Центра по приему и оформлению документов граждан на регистрацию по месту жительства (копия на л.д. 35), совместно с заявителем в доме *** по улице *** зарегистрированы и проживают: А, Б., В., Г. и Д., то есть всего 6 человек.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса).

В соответствии с частью 4 статьи 19 Кодекса жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 5 статьи 19 Кодекса установлено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Таким образом, организация технической инвентаризации при проведении технической инвентаризации и определении общей площади жилого здания руководствуется положениями, установленными жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Кодексом.

Как следует из оспариваемого Распоряжения главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, площадь жилого дома *** по улице *** в г. *** определена как 80,8 кв.м (л.д. 41).

Вместе с тем, как выше указано, ЕМУП «Бюро технической инвентаризации» площадь дома определена в размере 82,3 кв.м, при этом указано, что 18,9 кв.м из указанной площади относится к площади подвала.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, определяющая основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда.

Данная Инструкция не содержит методики определения площади жилого дома отдельно от методики определения площади квартиры, а также от методики определения площади здания. В соответствии же с пунктом 3.36. площадь квартиры жилого здания определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров. К подсобным помещениям относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей. Согласно пункту 3.37. указанной инструкции в общую площадь здания не включаются: площади подполья для проветривания здания, возведенного на вечно мерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц.

Как следует из поэтажного плана (л.д. 31), экспликации к поэтажному плану жилого дома *** по улице ***, подвал указанного дома, в иных целях, кроме как хранения овощей, не используется, потому его можно отнести к холодной кладовой, либо подполью, а, следовательно, его площадь не должна учитываться при подсчете общей площади жилого дома.

Обоснованными доводы стороны заявителя суд находит и в части необходимости исключения из общей площади жилого дома площади котельной, поскольку пункт 6.37 СНиП 2.04.08.-87 «Газоснабжение» допускает установку водонагревателей, отопительных котлов и отопительных аппаратов либо в кухнях, либо в нежилых помещениях, предназначенных для их размещения.

В доме *** по улице *** отопительный котел расположен в отдельном нежилом помещении, так как указанное помещение нельзя отнести к подсобным помещениям, перечисленным в пункте 3.36. Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, то площадь котельной в размере 7 кв.м также подлежит исключению из площади жилого дома.

Таким образом, при разрешении вопроса о принятии Карлышевой Л.П. на учет для целей предоставления жилых помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, следовало исходить площади жилого дома *** по улице ***, равной 56, 4 кв.м (82,3 кв.м - 18,9 кв.м – 7 кв.м). Следовательно, на каждого из проживающих в указанном доме приходится менее 10 кв.м, то есть менее учетной нормы, установленной Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824).

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявление Карлышевой Л.П. в части признания незаконным Распоряжения Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга от ****** об отказе Карлышевой Л.П. в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, поскольку как указано выше, данное решение принято в нарушение положений статьи 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», статьи 2 Закона Свердловской области от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования». Наличие указанного Распоряжения препятствует заявителю реализовать ее право на предоставление жилого помещения.

Вместе с тем, оснований для отмены оспариваемого Распоряжения не имеется, поскольку в компетенцию суда отмена решений администрации муниципального района не входит, статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания заявления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Для чего направляет решение для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

Настоящее решение подлежит направлению Главе Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга для устранения допущенных нарушений прав Карлышевой Л.П., которой было необоснованно отказано в принятии на учет для целее предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области по мотиву обеспеченности общей площади жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 258 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление Карлышевой Л.П. о признании незаконным распоряжения Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга отмене распоряжения Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга № *** от *** об отказе в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Настоящее решение в порядке части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направить в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга для устранения допущенных нарушений.

В удовлетворении остальной части жалобы отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, с подачей кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Г.В. Юшманова