дело № 2-2964/2011 - решение от 03.11.2011 по иску Егоршинского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» в лице филиала СЖД о возложении обязанности создать рабочие места для инвалидов и направлении информации в учреждение занятости



Дело № 2-2964/2011

Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2011 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 ноября 2011 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга под председательством судьи Защихиной Р.Ф.,

при секретаре Вершининой М.П.,

с участием представителя ответчика Лагуновой А.Г., представителя третьего лица Новикова О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоршинского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности создать рабочие места для инвалидов и направлении информации в учреждение занятости,

УСТАНОВИЛ:

Егоршинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу создать рабочие места для инвалидов и направлении информации в учреждение занятости.

В обоснование иска указал, что Егоршинской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту неисполнения Егоршинской дистанцией пути Свердловской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Свердловской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации. Проведённой проверкой установлено, что в Егоршинской дистанции пути не созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, чем нарушены требования статьи 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995, № 181-ФЗ. Так, исходя из среднесписочной численности работников Егоршинской дистанции пути 484 человека, квота для трудоустройства инвалидов в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП составляет 5 человек, однако фактически указанная квота на предприятии не исполняется.

В судебное заседание, о котором был извещен своевременно и надлежащим образом (л.д. 41), Егоршинский транспортный прокурор не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представитель ответчика Лагунова А.Г., действующая на основании доверенности (л.д.46), иск не признала, в обоснование возражений указала, что требование прокурора о возложении обязанности создать вакантные места для трудоустройства инвалидов формально заявлены к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога, но проверка была проведена только в Егоршинской дистанции пути и квота рассчитана прокурором, исходя из списочной численности работников дистанции. Свердловская железная дорога, как филиал ОАО «Российские железные дороги», надлежащим образом выполняет обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов. Так согласно сведениям по филиалу среднесписочная численность работников за сентябрь 2011 года составила 22 603 человек. Соответственно, с учетом установленной квоты 3% на Свердловской железной дороге должно быть создано 678 человек. В настоящее время банк вакансий рабочих и специалистов – 818 человек, что больше, чем необходимо вакансий для выполнения установленной квоты. При этом указанные вакансии могут быть заняты и лицами, признанными инвалидами, с учетом их индивидуальной программы реабилитации, что подтверждается списком работающих инвалидов.

Представитель третьего лица Новиков О.Р., действующий на основании доверенности (л.д.47), исковые требования прокурора поддержал, в обоснование указал, что согласно представленной в ГКУ «Артемовский ЦЗ» информации за август 2011 года о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, при среднесписочной численности работников Егоршинской дистанции пути в количестве 183 человека, размер установленной квоты составляет 5 человек. Ни один человек не трудоустроен в счет установленной квоты. Из приложенных к иску документов видно, что среднесписочная численность работников Егоршинской дистанции пути – 484 человека. Размер установленной квоты, таким образом, составляет 14 человек.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения представителей ответчика и третьего лица, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.

Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приёма на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из статьи 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. Согласно части 1 статьи 25 того же Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Заявленный Егоршинским транспортным прокурором иск не может быть удовлетворен, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно статье 22 того же Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Тем же Законом, в статье 23, установлено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Указанной нормой предусмотренные в ней обязанности возлагаются на работодателей, которыми в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации могут являться физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. При этом статья 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает обязанности работодателей по созданию вакантных мест для трудоустройства инвалидов в каких-то определенных структурных подразделениях организации. Работодатель обязан выполнять возложенные на него обязанности, однако при этом вправе самостоятельно, с учетом особенностей своей деятельности, определять, в каких структурных подразделениях необходимо создать вакансии для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, требование Егоршинского транспортного прокурора заявлено о возложении на ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала Свердловская железная дорога обязанности создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты. Из искового заявления следует, что истец просит установить квоты на предприятии в целом, а не в отдельном структурном подразделении, тогда как проверка о наличии квот проведена только в Егоршинской дистанции пути, в связи с чем, суд приходит к выводу о недоказанности требований истца в части возложения обязанности по созданию квот для инвалидов в ОАО «РЖД» в лице филиала Свердловская железная дорога.

С учетом понятия филиала юридического лица, данного в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, истцом могли быть заявлены требования о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в филиале ОАО «РЖД» - Свердловской железной дороге, местом нахождения которого является г. Екатеринбург Свердловской области, однако в установленном законом порядке (статья 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) исковые требования истцом не изменялись.

Кроме того, обоснованным находит суд доводы представителя ответчика о том, что Свердловская железная дорога, как филиал ОАО «Российские железные дороги», надлежащим образом выполняет обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов. Так, согласно не опровергнутым истцом сведениям, предоставленным Службой корпоративной информатизации Свердловской железной дороги, среднесписочная численность работников филиала за сентябрь 2011 года составила 22 603 человека (л.д.54). Соответственно, с учетом установленной квоты 3% на Свердловской железной дороге должно быть создано 678 рабочих места для трудоустройства инвалидов. На момент рассмотрения дела банк вакансий рабочих и специалистов – 818 вакансий, т.е. больше, чем необходимо вакансий для выполнения установленной квоты (л.д. 55-68). При этом указанные вакансии могут быть заняты и лицами, признанными инвалидами, с учетом их индивидуальной программы реабилитации.

С учетом изложенного суд отказывает Егоршинскому транспортному прокурору в удовлетворении иска к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты и возложении обязанности предоставить сведения в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Артемовский центр занятости».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Егоршинского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности создать рабочие места для инвалидов и направлении информации в учреждение занятости отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента его принятия в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий Р.Ф. Защихина