Дело № 2-3024/2011 Решение в окончательной форме принято 08.12.2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 декабря 2011 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В., при секретаре Оленевой Н.А., с участием помощника Свердловского транспортного прокурора Левкина Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоршинского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности произвести действия, УСТАНОВИЛ: Егоршинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности произвести действия: в срок до 01.01.2012 на автомобильной стоянке, расположенной на территории привокзальной площади станции А. по адресу ***, определить место для личного автотранспорта инвалидов в соответствии с требованиями п.3.11 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: не далее 50 метров от входа в железнодорожный вокзал, ширина зоны для парковки автомобиля не менее 3,5 метров, с установкой знака о наличии такого места. В обоснование заявленных требований истец указал, что Егоршинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав инвалидов при пользовании услугами транспортной инфраструктуры на территории железнодорожного вокзала и привокзальной площади станции А.. В ходе проверки выявлено, что в нарушение ст.15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 3.11 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на привокзальной площади отсутствуют места для парковки специальных транспортных средств инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Левкин Р.Ю. заявленные исковые требования поддержал, уточнил, что просил возложить обязанность определить одно место для личного автотранспорта инвалидов. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской представителя о получении им судебной повестки (л.д.38), об уважительности причин неявки суду не сообщил. В предварительном судебном заседании представитель ответчика Николаев С.Г., действующий на основании доверенности (л.д.21), исковые требования не признал, пояснив, что в здание железнодорожного вокзала станции А. обеспечена возможность для беспрепятственного доступа инвалидов: имеется возможность подъезда к зданию, тротуар перед входом, съезд, необходимости установки пандуса нет, наглядная информация о наличии въезда инвалидам-колясочникам, что подтверждается актом УСЗН МСЗН СО № 76 от 06.06.2011, составленным при проверке здания железнодорожного вокзала на соблюдение прав инвалидов. Станция А. не является узловой станцией, поэтому около вокзала не наблюдается скопление большого количества населения и автотранспорта, доступ в здание не является затруднительным для инвалидов. Кроме того, здание вокзала построено и сдано в эксплуатацию в 1911 году, положения СНиП 35-01-2001 являются диспозитивными нормами и соблюдаются при разработке, новом строительстве объектов и не могут применяться на здания, построенные до его принятия. Просил в иске отказать. Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признает причины неявки представителя ответчика неуважительными и считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Егоршинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года). В соответствие со статьей 2 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования относительно обеспечения ответчиком беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. Таким образом, суд полагает, что Егоршинский транспортный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате нарушения ответчиком требований законодательства о защите прав инвалидов В судебном заседании установлено, что здание железнодорожного вокзала и привокзальная площадь, расположенные по адресу ***, находятся на земельном участке, предоставленном в аренду ОАО «Российские железные дороги» для использования в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (л.д.8-14). 07.09.2011 года Егоршинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав инвалидов при использовании услугами транспортной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что на привокзальной площади станции А. осуществляется парковка транспортных средств, однако места для специальных транспортных средств инвалидов отсутствуют (л.д.7). Данные факты представителем ответчика не оспаривались. В соответствии со ст.15 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Согласно пункту 3.12 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 метров, ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 метров. Поскольку в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлен факт отсутствия на привокзальной площади мест для парковки личного транспорта инвалидов, доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанные выше нарушения устранены ответчиком не представлено, иск Егоршинского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности определить место для транспорта инвалидов на автомобильной парковке суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что в здание железнодорожного вокзала станции А. обеспечена возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, здание 1911 года постройки, следовательно, требования СНиП 35-01-2001 не могут к нему применяться, не имеют правого значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку предметом иска является возложение обязанности определить место для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автомобильной стоянке около здания вокзала, указанная обязанность возложена на ответчика на основании вышеуказанных нормативно-правовых актов, следовательно, должна быть исполнена ответчиком. Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд полагает возможным установить его в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Егоршинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, на автомобильной стоянке, расположенной на территории привокзальной площади станции А. по адресу ***, определить место для специальных автотранспортных средств инвалидов в соответствии с требованиями п.3.12 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: не далее 50 метров от входа в железнодорожный вокзал, ширина зоны для парковки автомобиля не менее 3,5 метров, с установкой знака о наличии такого места. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение10 дней с момента его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Судья: Ю.В.Матвеева